Бесспорно, массовый пользователь — рыбешка помельче, да и возни с ней существенно больше. Только чтобы ее почистить (выслушать, обслужить), какие заводы (call-центры) строить приходится! Но зато и косяки приходят плотные! Рыбешка к рыбешке, денежка к денежке. Как гласит народная мудрость, курочка по одному зернышку клюет, а сыта бывает. Возьмем, к примеру, питерский рынок массового доступа в Интернет. Что же он собой представляет? Какова его история, нынешнее состояние и перспективы развития? И что бы хотели получить от него рядовые пользователи, такие, как мы с вами? Известно, что град Петров богат традициями. Как же развиваются там современные телекоммуникации? Оказывается, у интернет-сообщества северной столицы уже появилась своя история. Поделиться информацией об этом рынке я попросил питерцев, принявших активное участие в его развитии с момента его зарождения. Несколько встреч и бесед во время моего краткого визита в Северную Пальмиру и легли в основу данного материала.

История развития: от dial-up через ADSL к Ethernet

«Примерно 10—12 лет назад на питерском рынке главенствовал коммутируемый доступ, — начал свой рассказ Денис Куликов, директор Санкт-Петербургского филиала «Корбины Телеком», — и одним из лидеров тогда была компания WebPlus». Действительно, в то время она вела активную маркетинговую кампанию и могла держать невысокие цены при работе с «Северо-Западным Телекомом». «Это наш местный монополист, — поясняет Куликов. — Именно ему принадлежит городская инфраструктура телефонных станций и кабельная сеть, проложенная в канализационных коллекторах». Таким образом, первый этап — коммутируемый доступ.

Наряду с «Северо-Западным Телекомом» существовало и несколько игроков уровня чуть пониже — «СитиЛайн», «Комсет», «Дукс», всего порядка десятка компаний, большинство из которых сейчас уже не существует. Так, «СитиЛайн» был куплен «Голден Телекомом» и преобразовался в проект «Россия-он-лайн», а «Комсет» пять лет назад приобрел оператор «Петерстар».

В основном такое явление схода на нет первой волны компаний-операторов связано с тем, что при развитии данного направления бизнеса все уперлось в существенные суммы, которые требовалось платить головному оператору, чтобы обеспечить просторные ворота во внешний мир. Интернет-провайдеры вынуждены были покупать у этих крупных операторов потоки Е1, чтобы клиенты могли до них легко дозвониться. А эти расходы составляли львиную долю затрат в их бизнесе, увы, не уменьшающуюся с его ростом.

Таким образом, две крупные затратные части — реклама для продвижения торговой марки и плата за потоки E1 — и стали теми рифами, о которые разбилась первая волна такого бизнеса, как услуги по предоставлению массового доступа в Интернет.

Хотя эти компании-операторы были у всех в С.-Петербурге на слуху и рынок коммутируемого доступа в Сеть действительно уже стал массовым, все же качество связи и скорости по dial-up, как правило, оставляли желать лучшего.

Второй этап развития, по оценке Дениса Куликова, стартовал примерно восемь лет назад. Он ознаменовался тем, что компания WebPlus впервые предложила доступ по технологиии ADSL. Эта услуга предоставлялась сначала корпоративным, а затем и домашним клиентам. «О массовом же питерском рынке ADSL-доступа, — считает Денис Куликов, — можно говорить лишь начиная с 2002 г.».

Серьезной конкуренции технологии ADSL фирмы WebPlus на питерском рынке не было по одной простой причине: чтобы предоставлять этот вид доступа, оператор должен разместить свои ADSL-коммутаторы на АТС, а это позволялось только компании WebPlus и, как полагает Денис Куликов, по достаточно выгодным договорам аренды. Правда, спустя год компания «Петерстар» также стала развивать ADSL-доступ. Это объяснялось тем, что она имела входа на АТС в Василеостровском районе и что система канализационных коллекторов этого района, где прокладывались кабели, также принадлежала «Петерстару». И потому у этой компании были и сейчас имеются достаточно широкие возможности для развития доступа по ADSL.

Следует отметить еще один важный момент в истории развития питерского рынка сетей — кабельное телевидение. «Это те люди, которые еще до провайдеров, — отмечает Куликов, — подсказали сотрудникам телекоммуникационных компаний, что можно лазить по крышам и перебрасывать кабель между домами». Действительно, именно они первыми проложили кабель в дома и предоставили видеоконтент. Некоторые из этих провайдеров со временем осознали, что стоит заниматься и Интернетом, и стали серьезными «нишевыми» игроками. Правда, за исключением одного. Компания ОАО «ТКТ», сначала наполовину принадлежавшая городу, в свое время получила возможность провести полную модернизацию всего антенного хозяйства С.-Петербурга. А это фактически означало выход на любую крышу. Они смогли даже добавить строчку оплаты коллективной антенны в те счета за коммунальные услуги, которые люди получают на дом. ОАО «ТКТ» начала проект «Твое ТВ», в рамках которого вместо коаксиального кабеля стала прокладывать волоконно-оптические линии связи и использовать технологию, позволяющую передавать по одному кабелю телевизионный сигнал и Интернет. В результате проект «Твое ТВ» покрыл своей сетью почти весь С.-Петербург, а все другие операторы кабельного телевидения так и остались «нишевыми» игроками.

Третий этап развития питерских сетей начался пять лет назад. Он был связан с компанией Matrix, которая первой в Приморском районе да и вообще в городе стала строить высокоскоростные каналы, прокладывать между домами под землей волоконно-оптический кабель и подключать физических лиц в Сеть по технологии Ethernet. С этого момента питерский рынок доступа начал существенно изменяться. Появились компании, которые занялись домашними сетями. Они прокладывали между домами волоконно-оптические линии связи воздушно-кабельными переходами и предлагали подключение к Интернету на достаточно хорошей скорости.

И все-таки если говорить именно о высокоскоростном доступе в Интернет и передаче видеоконтента, то хотелось большего. Скоростные характеристики сдерживались опять же высокой ценой. Ведь хорошие магистральные каналы за рубеж у крупных операторов всегда стоили весьма недешево, за канал в несколько мегабит приходилось выкладывать десятки тысяч долларов. А основывали компании по построению домашних сетей в основном энтузиасты, не обладающие широкими финансовыми возможностями. Тем не менее практически в каждом районе С.-Петербурга возникли одна-две компании, серьезно занимавшиеся строительством и эксплуатацией домашних сетей.

Четвертый этап стартовал три года назад и ознаменовался серьезными изменениями на рынке, куда пошли внешние инвестиции. Это привело к тому, что ряд домашних сетей, например SkyNet, перешли из «пионерской» стадии, или «периода энтузиастов», в коммерческую стадию развития. Их руководители уже не просто верили в то, что домашние сети надо развивать, а понимали, что делать это необходимо, причем немедленно, иначе рынок будет упущен. К тому же у них появились и финансовые возможности, обеспечиваемые инвесторами.

«Таким образом, — отметил Куликов, — мы видим следующую картину: сначала коммутируемый доступ, затем слабая попытка развития ADSL». Денис считает, что если бы был мощный маркетинг и достаточные финансовые средства, то эта технология запросто могла полностью захватить питерский рынок массового доступа в Сеть. Но почему же этого все-таки не случилось? Денис полагает, что главная причина кроется в том, что пять лет назад просто еще не было веры в эту технологию, и лишь три-четыре компании решились сделать на нее ставку. Такова краткая история развития рынка массового доступа в северной столице. Чтобы получить о ней более полное представление, советую прочесть материал с комментарием эксперта на эту тему в следующем номере журнала.

Буквально несколько слов о беспроводном доступе, чтобы завершить общую картину. «На мой взгляд, беспроводной доступ достаточно специфичен и пока не играет никакой существенной роли на питерском рынке массового доступа в Интернет, — считает Денис Куликов. — Это связано с его высокой ценой и низкой скоростью. Все конкурентные преимущества, которые смог бы дать беспроводной доступ, пока не работают». Почему?

Во-первых, потому, что технологии Wi-Fi и WiMAX пока только развиваются и еще нет устоявшейся бизнес-модели. Об этом говорилось на выставке (см. «Мир ПК», №8/07, c. 60). Мобильный WiMAX пока делает лишь первые шаги, Wi-Fi слишком локален, GPRS дорог, да и скорость его невысока. «Ведь широкополоcный доступ предполагает свободный просмотр видеоконтента, — поясняет Денис Куликов, — и если он этого не позволяет, во всяком случае с приемлемым качеством, значит, говорить о его серьезной роли в телекоммуникационном бизнесе пока рано».

Путь «Корбины»

«Мы начали три года назад с того, что самостоятельно проложили кабели и подключили к Интернету первый район — Фрунзенский, — вспоминает Денис Куликов. — А через год уже строили свою сеть промышленным способом. Теперь на прокладывание волоконно-оптического кабеля между домами и подключение пользователей в одном районе у нас уходит максимум месяц». Дейст-вительно, все питерские универсальные операторы связи только к 2006 г. стали присматриваться к массовому рынку домашнего Интернета, покупая компании-провайдеры и реализуя собственные проекты по строительству сети.

«Корбина Телеком» как раз и относится к числу тех из них, которые поверили в это направление и решили активно его развивать. «Причина проста, — поясняет Денис Куликов. — Любой оператор может пребывать в двух фазах собственного самоощущения: в фазе самодовольства от достигнутых результатов или в фазе постоянного поиска того, где завтра получить свою долю рынка. Хотя, бесспорно, это очень большой риск — работа с жилищным фондом и физическими лицами, причем в массовом порядке».

Действительно, если взглянуть объективно на наш жилищный фонд, то будет понятно, что он, во всяком случае в основной своей массе, сейчас является слабоуправляемым, плохо контролируемым, совершенно отдаленным от какой-либо законодательной базы. Это очень рискованный рынок. Но если посмотреть и на другие отрасли рынка, которые сейчас бурно развиваются, то увидим, что на самом деле этот риск зачастую оправдан и игра стоит свеч. «Кто мог поверить, когда появлялись первые магазины сети «Пятерочка», — приводит пример Куликов, — что они полностью заменят наши привычные универсамы, что стоит устанавливать современные кассы, одевать продавщиц в красивую униформу? Многие тогда также не представляли, окупятся ли эти затраты и будут ли эти магазины приносить прибыль, ведь и так люди покупают различные продукты ».

Как обычно действует традиционный оператор телекоммуникаций? Ему удобнее работать в определенных и понятных условиях. Существует бизнес-центр, у этого бизнес-центра есть администрация, с ней можно подписать договор, протянуть кабель и затем собирать с арендаторов деньги за доступ — они находятся в одном месте, арендаторы — юридические лица, договоры — типовые, все действия прозрачны и понятны.

С жилым же фондом все сложнее: одни здания — муниципальные, другие — принадлежат ЖСК или ТСЖ, а есть люди, которые просто не пустят никого к себе домой. Да и само качество домов бывает низкое, подвалы не запираются. У «Корбины Телеком» даже есть специальный отдел, который занимается именно согласованиями и заключением договоров с организациями, обслуживающими жилищный фонд (ТСЖ, ЖСК, управляющие компании). Впрочем, несмотря на все сказанное, это весьма лакомый и внушительный кусок акватории, кишащей рыбой, и за промысел здесь, в городе на Неве, разворачивается острая конкурентная борьба. Сети с мелкой ячейкой приносят все больший улов, здесь пахнет все более серьезными деньгами.

Продолжение в следующем номере.  


Технические детали

Ядро питерского филиала сети «Корбина Телеком» построено на оборудовании фирмы Cisco. В роли шлюза выступают модели Cisco 3560, 3550, 3750, а VPN-серверов — Cisco 7204 и 7301. И наконец, на магистрали сети С.-Петербург—Москва установлены маршрутизаторы Cisco серии 76.

А для домашней сети и выхода в Интернет абоненты «Корбины Телеком» в качестве маршрутизатора используют модель ZyXEL P-330W, во всяком случае, она встретилась у двух из трех опрошенных мною пользователей. Эта модель популярна благодаря тому, что готова к работе в сетях отечественных провайдеров (таких, как «Корбина Телеком»), что называется, сразу «из коробки». Она поддерживает протоколы PPTP и L2TP, обеспечивает одновременную работу как с Интернетом, так и с локальными ресурсами, корректно взаимодействует с DNS-балансировкой и расположенным за шлюзом VPN-сервером.

Доработка встроенного в P-330W программного обеспечения велась при участии московских инженеров «Корбины Телеком» еще до поступления этого устройства в продажу на территории РФ, что избавило абонентов от ненужных манипуляций вроде замены прошивки.

Отдельно стоит отметить утилиту NetFriend, которая серьезно упрощает процедуру настройки P-330W. Достаточно указать лишь тарифный план, имя (логин) и пароль. Это, с одной стороны, позволяет построить сеть в своей квартире и не очень опытным пользователям, а с другой — снимает часть нагрузки со службы технической поддержки «Корбины Телеком».


Денис Куликов, директор Санкт-Петербургского филиала Интернет — часть той жизни, которой живут люди в доме, и потому наш Интернет таков, каков и сам дом. Если дом с открытыми чердаками и подвалами, где живут бомжи, то оборудование оттуда будет исчезать и Интернет в нем будет соответствующего, а именно никакого, качества. Если же в доме порядок, чердаки и подвалы запираются, можно оперативно получить от них ключи, то и Интернет в нем будет надежным. Каков дом, таков и Интернет, качество жизни и качество услуги здесь связаны напрямую.

 

 


Интернет для работы

Компьютером я начал пользоваться давно, Интернет использую около семи лет в основном для работы, а дети — для учебы и развлечений. Я работаю менеджером телекоммуникационной компании, занимающейся производством пассивных компонентов для оптических сетей.

Около полутора лет назад у меня дома появился выделенный канал. До этого я работал по интернет-карточкам. Коммутируемый доступ по карточкам был неудобен, я даже проводил эксперименты с разными карточками, но результат, как правило, оказывался один — низкая скорость, неустойчивый доступ. Поэтому, как только первый провайдер, предлагающий услуги доступа в Интернет по выделенной линии, пришел в наш дом, сразу же и подсоединился. Я живу в спальном районе С.-Петербурга, и сейчас у нас как грибы после дождя появляются фирмы, предлагающие услуги широкополосного доступа в Интернет. Так, компании, которые раньше предоставляли услуги домашнего телевидения, прокладывают волоконно-оптические линии и предлагают дополнительно к ТВ доступ в Сеть.

Оборудование для подключения я не выбирал, специалисты «Корбины» сами предоставили сетевую плату и осуществили подсоединение.

Со временем возникла необходимость подключения еще одного компьютера и организации домашней локальной сети. Следует отметить, что у «Корбины» хорошая техническая поддержка на сайте, там представлены протестированное сетевое оборудование и алгоритм его настройки. Однако простому пользователю не всегда удается без проблем установить программное обеспечение или решить проблемы совместимости «компьютерного железа». И мне хотелось бы, чтобы «Корбина» предоставляла услуги не только по подключению компьютера к Интернету, но и по сервисному обслуживанию пользователей, включая настройку локальной сети в квартире. В Москве такая услуга у пользователей «Корбины Телеком» уже есть.

В перспективе хотелось бы иметь более широкий канал (у меня сейчас 1 Мбит/c) с тарифами, сравнимыми с московскими, а также возможность полноценного использования ресурсов локальной сети «Корбина Телеком».

Олег Марченко


Эксперт о «Корбине»

«Корбина Телеком» начала строить домашнюю сеть в Петербурге в 2005 г. и сразу же зарекомендовала себя как серьезный оператор. В электронных СМИ было много громких заявлений о выходе на петербургский рынок московских игроков (впрочем, они есть и сейчас), но в итоге успешно работает только «Корбина». Начав с Фрунзенского района, «Корбина» стала постепенно подключать все новые кварталы и выходить в новые районы. Сейчас «Корбина» не является лидером среди домашних сетей по количеству абонентов, ее обходит сеть InterZet, но у нее есть все шансы стать первой.

Оператор пришел на петербургский рынок не с пустыми руками, а имея большие инвестиции на развитие и солидный московский опыт строительства сети. «Корбина» подключает в кварталах почти все дома, даже пятиэтажки, которые считаются неперспективными и которые обходят другие провайдеры. За это я «Корбину» очень уважаю, ведь в этих домах также живут люди, которым необходим современный доступ в Интернет.

У «Корбины» есть преимущества и в чисто техническом плане. Во-первых, это выделение всем пользователям внешнего динамического IP-адреса. Этот пункт оценят продвинутые пользователи файлообменных сетей, где внешний IP очень помогает при переписи файлов. Кроме «Корбины» внешний динамический IP-адрес в Петербурге, по моим сведениям, предоставляют всего две-три сети, а остальные дают внутренний IP (NAT). Во-вторых, у «Корбины» конкурентные цены на услуги. Если еще год назад все сети равнялись по ценам на ADSL «Авангард», то сейчас стараются не отстать от «Корбины». Именно с этого года «Корбина» стала законодателем моды в тарифной политике. Особенно забавно смотреть на волну снижения цен у небольших сетей, когда в их район приходит «Корбина».

Плюс ко всему «Корбина» везде прокладывает свои собственные линии связи, не покупая ни у кого трафик. Следовательно, все сети будут снижать цены настолько, насколько смогут, а «Корбина» — настолько, насколько захочет. Из крупных сетей собственными каналами может похвастаться разве что оператор «Элтел».

Но у «Корбины» есть и третье конкурентное преимущество — это развитые дополнительные сервисы — IPTV, телефония и богатая локальная сеть, в частности, новомодный файлообмен через DC++. Все эти преимущества становятся дополнительными козырями в игре. «Корбину» уважают пользователи (некоторые ждут для подключения именно ее) и боятся конкуренты.

Но, к сожалению, не все у «Корбины» так гладко, как может показаться на первый взгляд. Качество обслуживания и оперативность находятся на среднем уровне. «Корбина» запросто может оставить клиента на одну-две недели без Интернета из-за проблем с оборудованием или каналами связи. Так, много жалоб поступает из районов (кварталов), которые еще не подключены по нормальному 1-Гбит каналу. Впрочем, большинство проблем такие же, как и у остальных сетей: где-то наркоманы украли оборудование с чердака, где-то бомжи срезали кабель, где-то отключили электричество…

Тем не менее «Корбина» оставляет хорошее впечатление. Чувствуется, что этот солидный оператор пришел в Петербург основательно и надолго. Капитальное строительство сети идет по всему городу, и вскоре большинство петербуржцев смогут пользоваться всеми современными телекоммуникационными услугами.

Дмитрий

840