Точнее, рекламный бизнес и сетевые услуги. Как бы запрячь их в одну упряжку для повышения эффективности — вот что в последнее время занимает умы как представителей бизнеса, так и разработчиков технологий сервисов, и в первую очередь касающихся поиска информации в Сети. Ни конференция «Бизнес и Интернет», ни ведущие СМИ, в том числе газета «Известия», не прошли мимо темы «Как же соотносятся сетевая реклама и поиск информации?». Надежды разобраться в данной проблеме и те и другие чаще всего связывают с размещением контекстной рекламы в Интернете. Попросту говоря, они ищут способы, как на ней зарабатывать деньги. Если год назад появление подобной услуги на поисковиках компаний «Яндекс» и Google выглядело как новаторство, то теперь даже начинающие бизнес компании связывают свои бизнес-надежды с контекстной рекламой. В чем же дело?

Прежде всего в различии системных моделей поиска информации, рассматриваемых рекламным бизнесом и разрабатывающими и эксплуатирующими фирмами. Если первые стремятся, например, к максимизации прибыльности бизнеса, то вторые — к максимизации качества оказываемых услуг. В реальных условиях это конфликтные требования к продуктам и технологиям, поэтому чаще всего ищут компромисса. И заявления вроде «без рекламы на поисковике услуги по поиску информации не продашь» означают чаще всего, что качество поиска еще не настолько высоко, чтобы за него согласились платить.

Несовпадение системных моделей у представителей бизнеса и у разработчиков технологий связано не только с острым желанием первых заработать, но главным образом с трудностями самой проблемы поиска информации. Не всегда оправданное и подчас излишнее подстраивание разработчиков под требования бизнеса приводит к использованию некачественных результатов поиска информации. Отсюда введение «подпорок» для поиска, чтобы у пользователя не терялся к нему интерес. Например, во всех поисковиках смысловой поиск пока подменен поставкой релевантной информации с весьма широкой трактовкой этого понятия. Определенные надежды связываются с использованием при поиске информации псевдодиалога (например, компаниями Mail.ru и Google), но вопросно-ответные технологии, базирующиеся на программах, написанных в интерфейсной идеологии, вряд ли помогут существенно продвинуться в осмыслении поиска. Не случайно до сих пор никаких количественных оценок повышения качества поиска не приводится. Скорее всего, такие технологии рассчитаны на пользователя поиска уже осмысленной информации или на известном ресурсе (вроде какая нынче погода или где купить книгу). Растущие технологические возможности ресурсов, например поиск видеороликов на Vkadre.ru студенческой сети Vkontakte.ru, в первую очередь отражают расширение видов предоставляемой информации. Но эти ресурсы пока весьма невелики по объему, и это является очень важным системным ограничением при оценке полноты поиска как одной из важнейших характеристик его качества.

Тем не менее такие поисковики, как GoGo.ru, Quintura.ru и Nigma.ru, развивают представления о поиске и совершенствуют его. Если первый из них на портале Mail.ru улучшает вопросно-ответную технологию поиска, то Quintura.ru предлагает визуализировать поиск, используя механизм конструирования из ключевых слов запроса уточнений, «облака подсказок», с помощью которых выстраивается результат поиска. Эта работа ведется совместно с компанией «Яндекс» на инвестиции, выделенные фондом Mangrove Capital Partners. И как цитируют «Известия» (31.10.07) Я. Садчикова, президента фирмы Quintura, цель такой работы состоит в следующем: «Поисковик — это не бизнес, поисковик — это рекламное агентство, которое продает интернет-рекламу на своем сайте и сайтах партнеров».

Еще один пример новаторства — поисковик компании Nigma, в котором совершенствуются механизмы обработки результатов поиска на основе алгоритмов их ранжирования и объединения результатов поиска на различных поисковых машинах. Что, естественно, повышает релевантность и полноту поиска.