Чего люди не молвят, то не сбудется.
Русская народная пословица

Вот и я, подытожив плоды своей деятельности, позволю себе с гордостью отметить, что в уходящем году не раз имел счастье писать в «Колонке редактора» о масштабных ИТ-проектах, в том числе и национальных, направленных на то, чтобы все люди получили больше возможностей для образования, разнообразного творчества и интересного досуга. А этот год, особенно у нас, в России, был богат на них, как никогда. И еще более мне радостно то, что довелось рассказать об успешной реализации таких планов, пусть пока и не всех.

Вспомним, например, битву за подключение российских школ к Интернету. Ее успех был предопределен появлением целого ряда технологических новаций в области широкополосной связи (и, конечно, экономическими предпосылками, о коих умолчим), предшествовавшим принятию решения о начале данного проекта.

Чуть позже - о технологиях, а сейчас - о главном. Даже при наличии всех перечисленных условий могло бы не быть ни решения, ни тем более успеха, если бы не созрела общественная мысль и не была бы осознана необходимость такого шага в головах множества людей. Причем их содержимое неспешно созревало в процессе обмена информацией между индивидуумами при помощи многообразных средств общения, коими столь богато наше время. Естественно, он происходит и здесь, на страницах нашего журнала, и с помощью нашего диска, так что, хотим мы того или нет, мысль каждого из нас участвует в материализации общественно необходимых задач. Чем не повод для того, чтобы в канун Нового года сказать большое спасибо всем нам!

Возможно, кому-то подобное утверждение о взаимодействии сознания и материи покажется спорным, однако наличие таких связей на квантовом уровне уже многократно доказано.

Именно квантовые взаимодействия приходится учитывать создателям тех транзисторов, на которых строятся самые современные интегральные схемы, реализующие упомянутые новации в области вычислений и передачи информации. Дело в том, что для улучшения электрических свойств все уменьшающихся КМОП-транзисторов необходимо довести до минимума толщину диэлектрика под управляющим электродом — затвором, что и делалось при каждой следующей попытке миниатюризации. Но чем тоньше становился этот слой, тем сильнее сказывались квантовые эффекты, т. е. электроны начинали вести себя не как частицы, а как волны, подчиняющиеся вероятностным законам. Чтобы вновь вернуть управляемость транзисторов, инженерам фирмы Intel пришлось заменить материал диэлектрика (а заодно и металл контакта). Им удалось создать на основе солей редкоземельного металла гафния более толстый изолятор под затвором, обладающий к тому же более высокими электрическими характеристиками, чем у окисла кремния. (Ранее этот материал в сообщениях прессы скрывался под кодовым именем High k.) По сути, впервые за 40 лет был разработан технологический процесс, позволяющий строить все более сложные и совершенные микросхемы. Полагаю, 2007-й наверняка будет отмечен в истории науки как год преодоления очередного кризиса микроэлектроники.

Подобное достижение вселяет большие надежды на то, что будут появляться новые технологические возможности для осуществления глобальных проектов, кажущихся сейчас фантастическими. А вот появятся ли они на свет, зависит от содержимого… - см. выше!

В еще большей степени зависит от этого нематериального фактора и то, куда приведет нас технологический прогресс, в какую сторону со все возрастающей скоростью будет закручиваться его спираль, понадобятся ли людям микросхемы с минимальным размером, равным, например, 5 нм, и вообще сохранится ли в их лексиконе вселяющая оптимизм фраза: «С Новым годом, с новым счастьем!».

Давайте активнее обсуждать все решения, даже самые невероятные, давайте чаще общаться!

Главный редактор
Алексей Орлов