Давайте разберемся, что же представляет собой дистанционное образование, так ли оно нужно и способно ли заменить традиционное.

Как ни странно, но на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации не нашлось официальных определений ни дистанционного образования, ни дистанционного обучения (ДО). Пришлось обратиться к народному источнику — Википедии. Итак, дистанционное обучение там определяется как «тип обучения, основанный на образовательном взаимодействии удаленных друг от друга педагогов и учащихся, реализующемся с помощью телекоммуникационных технологий и ресурсов Интернета. Для ДО характерны все присущие учебному процессу компоненты системы обучения: смысл, цели, содержание, организационные формы, средства обучения, система контроля и оценки результатов».

Под это определение подпадают самые различные проекты, от небольших сайтов с опубликованными на них электронными версиями лекций и опросниками к ним, до больших, серьезных систем, предлагающих комплексное изучение ряда дисциплин с последующей оценкой знаний пользователя и зачастую даже сертификацией, т. е. выдачей официального документа, подтверждающего получение этих знаний.

Сейчас можно найти примеры систем любого уровня, и все они востребованы. Есть дистанционные курсы по ИТ-технологиям, причем как построенные на базе образовательных программ учебных заведений, так и изначально электронные, фактически инициированные частными лицами. Есть онлайновые школы для изучения иностранных языков, фотографии, психологии, экономических наук и многих других предметов.

В основном такие онлайновые системы факультативны, они редко имеют непосредственное отношение к государственной официальной системе образования. Их назначение — дать дополнительные знания, не входящие в школьную или вузовскую программу. Их существование вполне оправданно, ведь человеку, желающему, скажем, научиться фотографировать или овладеть каким-либо иностранным языком, можно делать это без отрыва от работы, основной учебы и прочих дел. Да и ездить никуда не потребуется.

Технологии дистанционного обучения успешно взяты на во-оружение вузами. Существование онлайновых курсов по различным дисциплинам не только выводит на качественно новый уровень систему заочного обучения, но и облегчает жизнь абитуриентам, студентам и преподавателям.

Имеет место и некий симбиоз решений, когда онлайновые школы начинают активно сотрудничать с государственными учебными заведениями, размещая на своих серверах электронные версии курсов из учебной программы вузов. Ярким примером тому служит «Интернет-Университет Информационных Технологий» (INTUIT. ru), изначально создававшийся как частная организация, имевшая своими целями финансирование разработок учебных курсов по ИТ-тематике. Сейчас на сайте Intuit доступны более 170 курсов, часть из которых разработана совместно с компаниями — лидерами ИТ-рынка, а также образовательные программы профессиональной переподготовки трех российских вузов. По окончании обучения по этим программам слушатели получают диплом государственного образца.

Совершенно другое дело — среднее и среднее специальное образование. Если современный уровень развития ИТ позволяет создавать такие системы, то можно ли внедрять их в системе среднего и специального образования? Смысл есть, так как есть потребность. Больше других в существовании такой системы заинтересованы дети с ограничениями по здоровью, прежде всего обучающиеся на дому. По данным Правительства РФ (Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007—2010 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2007 г. №172), из 29 млн. детей, проживающих в России, таких детей сейчас насчитывается 587 тыс., а в Москве — больше 27 тыс. Именно они больше других нуждаются в социальной реабилитации и адаптации, интеграции в общество.

Кроме того, такая система существенно расширила бы возможности пользователей (прежде всего преподавателей) по обмену методиками и учебными материалами, ведь уже имеющиеся электронные ресурсы могут быть использованы повторно либо без ограничений, либо частично.

Дистанционное обучение в средней школе

Два года назад, 27 августа 2005 г., вступил в силу приказ, подписанный министром образования и науки РФ А. Фурсенко, «Об использовании дистанционных  образовательных технологий». Этот документ устанавливает правила использования дистанционных образовательных технологий (ДОТ) учебными заведениями при реализации программ обучения. Значит, согласно данному приказу, все образовательные учреждения России получили право использовать дистанционные технологии при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования, а также для текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся. Но одно дело иметь права на использование технологий, и совсем другое — получить эти технологии. Увы, в этом Минобрнауки РФ образовательным учреждениям не помогло. Пока нет единых проектов внедрения дистанционного обучения в школах или колледжах, которые исходили бы от государства, несмотря на осознанную необходимость внедрить ДО в этих сферах. Возможно, проблема связана с тем, что реализовать такие проекты очень непросто и нужно решить ряд методических, технологических и иных проблем.

Первая сложность — методологическая. При составлении онлайновых курсов необходимо учитывать специфику представления информации в Интернете. Здесь речь идет не только о том, что на экране текст воспринимается иначе, чем в книге, но и о полном преобразовании материала с помощью новых инструментов и механизмов. При дистанционной форме обучения предполагается, что ученик не сидит в классе, окруженный сверстниками, и не воспринимает материал со слов преподавателя. Поэтому очень многие существующие курсы и программы должны быть полностью адаптированы к электронному виду, с тем чтобы мотивировать пользователя на получение новых знаний самостоятельно, без принуждения со стороны преподавателя. Но в этом есть и положительные моменты: современные технологии позволяют активно применять аудиовизуальные способы подачи информации, которые с успехом можно внедрять в процесс дистанционного обучения.

Еще одна проблема методического характера связана со способами оценки знаний, полученных учащимися. При дистанционной форме обучения успеваемость ученика чаще всего оценивается автоматически, с использованием различных тестов и опросов. Отсюда вытекает технологическая проблема: система ДО должна быть построена на такой программной платформе, которая обеспечивала бы максимальные гибкость и универсальность в представлении информации. Речь идет о том, что разные предметы могут требовать разных способов представления и наличия совершенно разных систем тестирования. Например, если для проверки знаний по истории достаточно тестов с вариантами ответов, то для контроля успеваемости по языковым предметам могут понадобиться, например, диктанты, а для точных наук — механизмы распознавания формул и изображений.

Однако существуют предметы, в первую очередь гуманитарные, где одних лишь тестов недостаточно и необходима оценка знаний преподавателем. Его задача не только оценивать знания, но и консультировать учеников в процессе изучения материала, создавая атмосферу, психологически близкую к очному обучению.

Следовательно, возникает еще одна проблема — кадровая. Прежде всего необходимо обучить преподавателей работе с системой дистанционного обучения. Причем не только технически, но и психологически, чтобы подготовить их к некой обезличенной форме взаимодействия с учениками. Каждый педагог должен регулярно находиться в онлайновом режиме, чтобы консультировать своих подопечных и общаться с ними. Кроме того, ДО помогает решить еще одну важную проблему: в любом классе есть середнячки, отстающие и отличники, и, значит, обучаясь дистанционно, каждый из них будет следовать собственному графику. Поэтому преподаватель должен постоянно быть в курсе дел своих учеников. Кстати сказать, существует центр дистанционного обучения «Эйдос», который с 1998 г. занимается проведением всевозможных онлайновых мероприятий, в число которых входят и курсы для педагогов, дающие опыт и знания, необходимые для создания и внедрения программ дистанционного обучения. Но, к сожалению, этот центр — частная организация и занятия там платные.

Теперь о технической стороне задачи, т. е. о наличии компьютеров, серверов и каналов связи. Если поставка оборудования и ПО в учебные заведения может быть обеспечена быстро (неважно, самим ли учреждением или государством), то наличие компьютера с выходом в Интернет у тех, на кого рассчитано дистанционное обучение, действительно бывает большой проблемой. Согласно печальной статистике, большинство семей, где есть дети с ограниченными возможностями, — неполные или малообеспеченные. Значит, дети, которые были бы рады учиться, но физически не могут ходить в школу, не имеют дома нужной техники по вполне понятным финансовым причинам. К тому же обычного компьютера бывает недостаточно, приходится устанавливать дополнительное техническое оснащение и программное обеспечение, учитывающие всевозможные ограничения (плохое зрение, нарушенную координацию движений и многие другие проблемы со здоровьем).

Впрочем, несмотря на все сложности, предпринимаются попытки внедрить технологии дистанционного образования в учебный процесс в средней школе, причем во многих регионах России. Проекты разного масштаба, ориентированные прежде всего на детей с ограниченными возможностями, реализуются на уровне управлений образования отдельных городов и субъектов РФ, но, как правило, при поддержке местных коммерческих структур и бизнесменов-меценатов. Такие программы действуют, например, в Томске, Красноярске, Калининградской области, Муроме, Сергиевом Посаде. В Москве, как и следовало ожидать, есть варианты платного и бесплатного дистанционного обучения. Например, негосударственное образовательное учреждение «Знайка» предлагает московским школьникам 10—11-х классов возможность очно-дистанционного обучения. Дважды в неделю ученики этого отделения должны посещать занятия по профильным предметам (физико-математического или социально-гуманитарного направления), а в остальные дни могут заниматься дома, используя электронные пособия и интернет-ресурсы для подготовки к ЕГЭ, а также консультируясь с преподавателем. К сожалению, возможность дистанционного обучения в этой школе платная.

Более масштабным является проект «I-школа» — школа дистанционной поддержки образования детей с ограничениями по здоровью. По сути эта организация — структурное подразделение ГОУ Центра образования «Технологии обучения». Она была открыта в 2003 г. в рамках проекта «Развитие информационной образовательной среды для детей-инвалидов» при поддержке Департамента образования Москвы.

Дети, обучающиеся в «I-школе», получают в пользование компьютеры (как правило, ноутбуки Apple класса iBook), принтеры, сканеры, веб-камеры и, если необходимо, специальные устройства, например клавиатуры и мыши для людей с пониженным зрением или нарушенной координацией движений. Единственный минус в том, что по окончании обучения технику придется вернуть, а значит, получить дальнейшее образование в дистанционном режиме для многих становится сложным. Вдобавок в рамках программы таким ученикам предоставляется высокоскоростной доступ в Интернет по технологии ADSL. Но и здесь есть свои «подводные камни» — платить за Интернет должны сами ученики.

Ежегодно в этой школе обучается более тысячи учащихся с 1-го по 11-й класс. Им предлагается более 100 курсов по различным направлениям: гуманитарному, естественно-математическому, технологическому. В каждом направлении предусмотрены курсы, построенные по программам общеобразовательной школы, а также творческие и проектные занятия для абитуриентов и для желающих получить предпрофессиональную подготовку. По окончании обучения выпускникам выдаются аттестаты государственного образца. «I-школа» также помогает своим ученикам развить навыки общения друг с другом и с различными людьми. Многие ученики участвуют во всевозможных конкурсах и олимпиадах, занимают призовые места в онлайновых соревнованиях. Несомненно, такое обучение помогает решить проблему социализации детей с ограниченными возможностями.

Дистанционные технологии в сфере профессионального образования

Казалось бы, все не так плохо — стараниями учреждений и местных органов системы образования реализуются локальные проекты, детям предоставляются техника, доступ в Интернет, программное обеспечение, а значит, и возможность дистанционного обучения. Но что дальше? Что ждет таких детей по окончании школы, пусть даже дистанционной? Многие из них могли бы получать в таком режиме и профессиональное образование, будь у них такая возможность. Но примеров программ ДО в профобразовании у нас практически нет, за исключением, пожалуй, проекта, реализуемого городским ресурсным центром (ГРЦ) при Департаменте образования Москвы. Проект Единой системы дистанционного обучения (ЕСДО), предназначенной для московских учреждений профессионального образования, был инициирован директором центра Владимиром Яблонским. Он обозначил основные задачи, которые должен решить проект: включение в программу предметов, преподаваемых с использованием современных информационных и коммуникационных технологий, обновление оснащения компьютерных классов, обучение преподавателей колледжей навыкам работы с современными ИКТ.

Вводить ЕСДО в эксплуатацию было решено поэтапно: первый этап  — экспериментальная апробация в нескольких московских колледжах (2006/07 учебный год), второй этап — реализация в реальном учебном процессе колледжей Москвы (2007/08 учебный год); третий (со второй половины 2008 г.) — внедрение ЕСДО в полноценную широкомасштабную эксплуатацию для всех групп населения. Для участия в экспериментальном запуске ЕСДО было выбрано четыре московских колледжа различных масштабов, выпускающих специалистов не только технического профиля, но и гуманитарной, а также социальной направленности. Изначально эти учреждения были по-разному оснащены вычислительной техникой.

В качестве системы управления обучением из 33 российских и зарубежных платформ была выбрана программа Е-learning Server 3000, а для управления контентом — продукт E-Author (разработчик — компания «ГиперМетод»). В рамках проекта в эти колледжи были поставлены серверы и рабочие станции, предоставлен доступ в Интернет.

ГРЦ занимается лишь программно-аппаратным обеспечением колледжей, т. е. поставляет технику и ПО для создания курсов. В задачи же колледжа входят организация учебного процесса с использованием новых технологий и обеспечение доступа к ним каждого ученика. А такие проблемы, как дистанционное профобразование инвалидов, и уж тем более предоставление им техники и ресурсов, ГРЦ пока не решает, да и вряд ли будет. При нынешней схеме внедрения ЕСДО эти задачи также ложатся на сами колледжи.

Курсы ГРЦ приобретает  непосредственно у авторов, а программное обеспечение  — у компаний-разработчиков. Покупка ведется с учетом запросов и требований колледжей. Специалисты ресурсного центра оценивают, насколько предлагаемые курсы соответствуют заданным условиям и, главное, государственным образовательным стандартам. Затем курсы передаются в колледжи, где они могут быть доработаны и скорректированы. По оценкам специалистов, ситуация с программами для профессионального обучения, с практикумами и прочими продуктами на нашем рынке не очень хорошая — здесь, в отличие, например, от системы высшего образования, в электронном виде реализовано немногое.

Безусловно, то, что отдельные шаги в развитии дистанционного обучения предпринимаются — уже большой плюс. Однако пока остается много минусов. Основная нерешенная проблема — отсутствие координации со стороны государства. Как уже говорилось, отсутствуют какие бы то ни было централизованные проекты по разработке методик дистанционного обучения, обеспечению ими учреждений, по обучению педагогов. Слишком многое возложено на сами школы и колледжи, которые зачастую самостоятельно решают эту проблему. В результате создано множество совершенно разных подходов, которые сложно объединить в единую систему. Поэтому трудно организовать дистанционное обучение в сфере профессионального образования как логическое, методологическое и идеологическое продолжение среднего. В такой ситуации, пожалуй, остается только ждать, когда, наконец, государство всерьез повернется лицом к данной проблеме. Хотя более вероятно, что на нее обратит внимание один из гигантов мирового ИТ-рынка, включившись, например, в приоритетный нацпроект «Образование”. И тогда уже точно рассматривать дистанционное обучение как перспективную замену традиционным формам не придется. В лучшем случае можно будет рассчитывать лишь на качественное и относительно организованное внедрение эти технологий в тех сферах образования, где они действительно необходимы.


Проект ЕСДО в московском Политехническом колледже №39

 В рамках первого этапа проекта в колледже №39 были опробованы на практике курсы по профессии «Оператор ЭВМ» и специальности «Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов». Пилотный вариант проекта ЕСДО предполагал применение дистанционных технологий не самостоятельно, а в дополнение к проводимым занятиям. В результате постоянно охваченными ДО оказалось около 45% студентов колледжа, в том числе учащиеся с ограниченными возможностями по здоровью (8 из 60 слабослышащих студентов колледжа), ученики, пропускавшие занятия по болезни или неуспевающие и т. д.

Спектр курсов, предложенных студентам колледжа, не был ограничен указанными выше специальностями. Они осваивали программы инженерной графики для использования в курсовом и дипломном проектировании, улучшали свои знания в программировании на VBA и Паскале, изучали программы веб-дизайна и дополняли свои знания по офисным приложениям.