. Развиваемое программное обеспечение для этих систем ориентировано лишь на обработку информации с учетом ее количества и скорости. Поэтому модели бизнес-процессов, принимаемые при проектировании или реинжиниринге таких систем, недостаточно эффективны при эксплуатации. Прежде всего это сказывается на несоответствии ожиданий получить приемлемую эффективность от бизнеса при том уровне затрат на ИТ, который имеет место. Обычный подход, связанный с увеличением расходов на использование ИТ, не привлекает внимания заказчиков, и потому компании на ИТ-рынке заняты поиском идей, способных поддерживать интерес к их продукции.

Джеймс Чейни на Восьмой ежегодной международной конференции «Рабочий процесс 2007», проведенной компанией IDS Sheer Россия и страны СНГ, и сопутствовавшей ей пресс-конференции, а также в своей книге (в главе под названием «Переосмысление бизнес-процессов»), проанализировал кризис, сложившийся из-за неудовлетворенности ожиданий заказчика автоматизацией бизнеса на основе ИТ. Причина недовольства — недостаточный рост бизнеса и значительное удорожание эксплуатационных издержек, связанных с неизбежной перестройкой бизнес-процессов. Иначе говоря, при информационно-технологическом подходе к реализации бизнес-процессов не удается достаточно полно учесть требования к развитию системы. Панацеей от неудовлетворенности заказчиков Чейни считает учет постоянного реинжиниринга в описании бизнес-процессов.

Другой пример — государственные системы, которые преподносятся как электронное правительство. Корпорация Microsoft, являющаяся одним из основных поставщиков программной технологии на этот рынок, придерживается информационно-технологического представления бизнес-процессов, и ее решения для корпоративных систем базируются исключительно на информационных моделях. Тем не менее на Пятой ежегодной конференции «Государство в ХХI веке. Решения Microsoft для государственных организаций» в понимании государственной системы наметился отход от модели ее корпоративного представления как главным образом организационной и переход на модели экономической платформы. Это позволит государственным органам не только решать задачи управления государством в более широкой информационной среде, но и принимать решения на основе глубокой аналитической обработки информации.

Об этом свидетельствует и доклад О. Дергуновой, президента Microsoft в России и СНГ, посвященный взаимному влиянию экономики государства и ИТ-поддержки управления государственной системой. Хотя в нем отстаивается положение, что для бесперебойного обслуживания пользователей государственной системы следует рассматривать технологию как инструмент политики.

В выпущенном еще в марте 2006 г. документе корпорации Microsoft под названием «Новая среда работы госаппарата» предлагается при создании государственных систем управления учитывать социальные перемены, происходящие в обществе, баланс поколений населения страны, масштабные демографические изменения в среде госслужащих, грядущий кризис квалифицированных кадров и общественные ожидания по соблюдению нормативных требований с помощью технологии. Кроме того, необходимо глубже рассматривать инфраструктуру и функциональные активы правительства, а также преобразование деятельности госаппарата с помощью ИТ. Следует считать технологию инструментом политики и уделять особое внимание стратегическому управлению и оценке принимаемых решений по управлению в режиме реального времени. Все это, по мнению редактора новостей, приведет и Microsoft к системному пониманию проблемы государственного управления и электронной поддержки правительства.

Сходные сдвиги в понимании бизнес-систем произошли на технологическом форуме «Новые грани ИТ. Технологии успеха в бизнесе», проведенном в Москве компанией Hewlett-Packard. Для форума был выбран слоган «Бизнес — это технология, а технология — это бизнес», в котором нетрудно усмотреть логическую тавтологию, тем не менее в выступлениях разъяснялось, как компания собирается преодолевать недостатки бизнес-процессного понимания систем в работе с заказчиками. Это должно сводиться к расширительному толкованию бизнеса как технологии, а также приблизить к системному пониманию бизнеса при реализации его инфраструктуры и функциональности при проектировании и эксплуатации. Это, несомненно, приведет к разработке более эффективных решений по управлению системой в целом, а не только отдельными бизнес-процессами.

Кстати, компании «Лукойл-информ» и SAP сообщили о заключении стратегического альянса по развитию глобальной интегрированной системы управления Группы «Лукойл» (ИСУ), которое свидетельствует о переходе в Группе от информационных систем учетного характера, созданных в ее компаниях, к ИСУ отраслевого уровня, где платформные решения от компании SAP будут играть главным образом технологическую роль, а подсистемы ИСУ станет разрабатывать подразделение «Лукойл-информ».

609