В уездном городе N находится университет K. Это учебное заведение посещает незадачливый студент, внезапно вспомнивший заповедь «не укради». И решил он с этого момента пользоваться только лицензионным программным обеспечением. Но откуда же у бедного студента деньги на необходимые ему программные продукты? Решение — свободные альтернативы, Google Docs & Spreadsheets и OpenOffice.org.

С первым можно работать лишь при условии постоянного дешевого скоростного подключения к Интернету, а с этим в России до сих пор проблемы. Плюс ко всему прочему продукт довольно ограничен в возможностях, только текстового процессора и электронных таблиц не всегда достаточно. Зато второй проект заслуживает пристального внимания. Это практически полный аналог Microsoft Office, и притом платформенно-независимый.

Но тут всплывает другая проблема. Нашему студенту предстоит весьма замысловато приспосабливаться к учебному процессу. Ведь при малейшем недочете или ошибке придется делать все исправления у себя дома — вместо того, чтобы отредактировать и распечатать документ в специальной университетской лаборатории. А все потому, что там на компьютерах из нужных пакетов установлен только Microsoft Office, а доступа в Интернет никогда и не было.

 

Есть только один выход

Нашему порядочному гражданину остается одно: пойти к системному администратору компьютерной лаборатории с просьбой об установке пакета OpenOffice.org, что выглядит совершенно логичным. Что это за пакет, объяснять не надо, зато приходится выслушать его мнение о свободных продуктах в целом и об OpenOffice.org в частности.

 

Мнение системного администратора

Что за детский сад? Как можно устанавливать на рабочие станции программное обеспечение, написанное неизвестно кем и неизвестно как? Бесплатный? Бесплатный сыр в мышеловке. Свободный? А это уже попахивает какой-то социалистической революцией: «Дави буржуев! Все для народа!» Открытый? Какой-нибудь Вася Пупкин напишет зловредный и запутанный код, никто толком не проверит… Бац! Миллионы компьютеров пострадали от «неизвестного вируса». К тому же разве простого пользователя интересует исходный текст программы, которой он пользуется?

А если детишкам надоест играть в альтруистов и они забросят свой проект? Что в таком случае делать людям, которые доверились этому программному продукту? Переходить на другой? Опять переучиваться?

Вдобавок обыватель будет пользоваться только тем, чему его научили. Ведь стоит поменять местами кнопочки, и начнется паника! А как известно, у нас обучают работе отнюдь не с OpenOffice.org. Если пользователь захочет установить программу, то где он ее возьмет? Скорее всего в магазине, так как не все могут позволить себе загрузить сотню-другую мегабайт из Интернета. А на магазинных полках пока что-то незаметно свободных продуктов. Тем более ты один! Ради тебя одного никто ничего устанавливать не будет.

 

Почему так получается?

Довольно странным оказался сисадмин, не правда ли? Понятно, что его мнение достаточно субъективно, что человек понятия не имеет о том, как работает OpenSource-система. А ведь это вовсе не обыватель. Возможно, он боится потерять работу из-за нежелания узнавать что-то новое. Вот выучили человека, и все! Больше ничего не желает знать. Безусловно, не последнюю роль сыграл тот факт, что это нужно одному студенту. Однако корни проблемы гораздо глубже.

Всех нас по умолчанию обучали работе с Microsoft Office. Но неужели учебные заведения не хотят сэкономить деньги? OpenOffice.org все-таки внешне не так уж сильно отличается от своего коммерческого конкурента.

Многие хозяева домашних ПК даже не подозревают о том, что используют пиратское программное обеспечение. Для них действует закон: «Заплатил деньги, получил товар  — все законно». И как бы никто ни у кого не воровал.

Админу в общем-то все равно, какие программы поставить на компьютеры, потому что все оплачивает предприятие. Директора школы также это не интересует  — платят спонсоры. А что говорить об учителях? Они и подавно не хотят думать о том, что подсаживают человека на определенные коммерческие программы, вынуждая наше будущее поколение воровать.

 

Что делать и кто виноват?

Виновато ли здесь пиратство? Думаю, что вряд ли. Скорее всего проблема в самих людях. Разве учитель не может преподавать свой предмет, используя свободные программные продукты и проводя аналогию с проприетарными? Наверное, в результате мы перестали бы бояться перестановки кнопочек местами.

Почему же не задумывается сисадмин о том, что
деньги, сэкономленные на программном обеспечении, могут пойти на повышение его же квалификации?.. ну, или на ремонт помещения. А если бы он установил на лабораторные компьютеры предложенный ему пакет? Может быть, тогда какой-нибудь любопытный студент запустил бы одну из программ пакета OpenOffice.org. А в дальнейшем решил бы для себя, стоит использовать его или нет.

Возможно, что всем «сочувствующим» миру OpenSource стоит приложить больше усилий к распространению информации об этом продукте. Может быть, после всех этих изменений в нашем сознании таких, как студент из города N, станет больше. А на рабочих компьютерах вместе с Microsoft Office будет стоять OpenOffice.org.

627