Даже самую унылую комнату оживят самые обычные дети,
красиво расставленные по углам.
Юмористический журнал «Красная бурда»

Даже самую обычную фотографию оживят интересная рамка и декоративные элементы. Именно об этом и пойдет речь в данной статье, которой заканчивается урок 6, начатый в «Мире ПК», №2/07, с. 134 и продолжившийся в «Мире ПК», №3/07, с. 134).

Избранная фильтрация, или Работа с фильтрами
В прошлый раз мы рассмотрели, для чего нужны фильтры и изучили основы работы с Filter Gallery (Галерея фильтров). Теперь же осталось понять, как их использовать. Интересные результаты дает совмещение оригинального изображения с «отфильтрованным». Рассмотрим несколько подобных примеров: применение фильтра для создания рамки, плавно переходящей в оригинальный снимок, и воздействие фильтра на определенный объект. В основе всех манипуляций лежат операции выделения («Мир ПК», №9/06, с. 132 и №10/06, с. 124). Именно оно помогает сформировать рамку — материал для работы фильтров. Выделение может быть самым разным, начиная с банальных окружностей-виньеток и заканчивая замысловатыми узорами. Итак, попробуем различные варианты.

Рамка-виньетка на основе изображения
Сделайте виньетку к фотографии, представленной на рис. 1, a, так, чтобы роль виньетки-рамки играло само изображение. Для этого выполните следующее.

Рис. 1. Применение фильтра к виньетке 

1. Создайте выделение, как для виньетки: очертите область инструментом Oval Selection (Овальная область), предварительно задав на панели свойств растушевку границ в 30 пикселов с помощью параметра Feather (Растушевка).
2. Инвертируйте полученное выделение комбинацией клавиш + +I.
3. Вызовите фильтр Dark Strokes (Темные штрихи) из меню Filter • Brush Strokes (Фильтр • Штрихи) и настройте его параметры так:
• Balance (Баланс) — установите баланс на уровне 4;
• Black Intensity (Содержание черного) — подчеркните тени, не слишком затемняя рисунок, для чего выберите значение интенсивности равным 3;
• White Intensity (Содержание белого) — сделайте немного ярче свет, установив значение 6.
4. С помощью палитры Filter Gallery добавьте фильтр Glass (Стекло) из группы Distort (Искажение).
Совет. Экспериментируйте с различными фильтрами и их параметрами. Неожиданно для себя вы получите довольно интересные решения. Оценить эффект можно тут же в галерее фильтров.
Когда вернетесь из галереи к изображению, то не торопитесь снимать выделение. Добавьте окантовку с помощью эффектов слоя Layer Style (Стиль слоя) («Мир ПК», №3/07, с. 134). Для этого снова инвертируйте выделение и, вызвав контекстное меню, выберите пункт Copy via layer (Копировать на новый слой). Теперь к новому слою с центральной частью рисунка примените Blending Options (Параметры наложения), например Drop Shadow (Тень), Inner Shadow (Внутренняя тень) или Outer Glow (Внешнее свечение). Полученное изображение представлено на рис. 1, b.

Фильтрация объектов
Теперь рассмотрим, как сделать изображение на портретных снимках более выразительным. Сконцентририруйте внимание зрителя на главном объекте фото, снизив резкость фона и повысив четкость прорисовки главного действующего лица. Например, сделайте козу на рис. 2, а четкой, а окружение — расплывчатым.

Рис. 2. Избирательное размытие подложки
 

1. В режиме быстрой маски выделите один из основных объектов фотографии (у нас — головы козы).
2. Воспользуйтесь фильтром Surface Blur (Размытие по поверхности) из меню Filter • Blur (Фильтр • Размытие) и значительно увеличьте значения Radius (Радиус) и порог воздействия Threshold (Порог).
3. Инвертируйте выделение, чтобы добавить резкости фильтром Smart Sharpen («Умная» резкость).
Конечно, можно применять дополнительные фильтры и эффекты, но всегда помните о том, что же вы хотите получить в итоге. Сейчас мы со своей задачей справились (см. рис. 2, b).

Рамка произвольной формы
Рамки правильных форм, конечно, хороши, но иногда хочется видеть ломаные линии, особенно если требуется подчеркнуть крутизну скал, как, например, на рис. 3. Давайте создадим подобную рамку.
1. Прежде всего инструментом Lasso (Лассо) обозначьте контуры и прорисуйте рамку произвольной формы. Проведите ограничивающую область. Чтобы форма получилась интересной, проведите линию согласно линиям базового изображения.
2. Инвертируйте выделение и экспериментируйте с различными фильтрами и инструментами тоновой и цветовой коррекции. В данном случае вызовите команду Desaturate (Обесцветить).
3. Снова инвертируйте выделение и заново скопируйте выделенную часть изображения на новый слой, где и поэкспериментируйте с применением эффектов Blending Options.
4. В заключение создайте рукописную подпись снимка «Фиолент 2007», использовав для букв фактуру исходного изображения. Инструментом Eraser (Ластик) напишите на верхнем слое текст. В результате получится, что этот слой будет попросту стерт. Поскольку для этого слоя применяются настройки Blending Options, то они автоматически перенесутся на подпись (рис. 3).

Рис. 3. Выделенная вручную рамка 

Фильтрация в быстрой маске
Следующий прием покажет, как применять фильтр на маске слоя и что это дает. Примемся за исходную фотографию, представленную на рис. 4, а.
1. Сделайте прямоугольное выделение центральной части изображения.
2. Инвертируйте это действие, нажав + +I, чтобы выделенной оказалась рамка.
3. Перейдите в режим Quick Mask (Быстрая маска), щелкнув на значке  на панели инструментов.
4. Примените фильтр Crystallize (Кристаллизация) из меню Filter • Pixelate (Фильтр • Оформление), увеличив до 45 Cell Size (Размер ячейки).
Совет. Поэкспериментируйте и с наложением поверх других фильтров. Например, интересен эффект от фильтра Ocean Ripple (Океанские волны) из группы Distort.
5. Когда выделение для новой рамки будет готово, то выйдите из режима Quick Mask и оцените изменившееся выделение — теперь у него рваные края.
6. Нажмите клавишу , чтобы стереть все выделенные области (рис. 4, b).
7. Задайте фон для образовавшейся рамки. Советую пользоваться пунктом Fill меню Edit (Редактирование) и непосредственно в диалоговом окне Fill настраивать параметры заливки. Там можно выбрать цвет переднего Foreground (Основной цвет) или заднего Background (Фоновый цвет) плана, а также с помощью пипетки щелкнуть на одном из цветов на фотографии, чтобы согласовать цветовую гамму.
Совет. Для быстрого вызова диалогового окна Fill нажмите комбинацию +.
8. Такой необычной рамке полезны будут эффекты Layer Style, с помощью которых и получилось изображение на рис. 4, с.

Рис. 4. Рамка, созданная фильтрами в быстрой маске 

Рис. 5. Выделение для рамки фильтром LiquefyВ режиме быстрой маски допустимо пользоваться разными фильтрами. Создать фигурное выделение рамки поможет фильтр Liquefy (Пластика). Войдя в режим быстрой маски, вызовите фильтр Liquefy, выберите инструмент  и сделайте мазки  в разные стороны так, как показано на рис. 5. Потом вернитесь в обычный режим и работайте над полученным выделением рамки.

Текст на кривой, или Работа с кривыми Безье
Рассмотрим еще один прием работы с текстом и использование Path (Контуры). Поместим текст «С днем рождения!» на произвольной кривой так, как представлено на рис. 6. Чтобы таким образом разместить текст, выполните следующее.
1. С помощью инструмента  Pen (Перо) изобразите кривую, на которой намерены расположить текст.
Совет. Работа с данным инструментом потребует определенных навыков. Тем, кто не применял кривые Безье, имеет смысл выбрать инструмент  Freeform Pen (Свободное перо), позволяющий нарисовать произвольную кривую.
2. Обратите внимание на значки панели свойств. Нажмите на значок  Path, чтобы линия получилась линией, а не формой, стоящей по умолчанию, — Shape layer (Слой-фигура). Когда будете рисовать, избегайте излишне замысловатых линий, поскольку текст на них плохо читается.
3. Отредактируйте кривую инструментом выделения опорных точек  Direct Selection (Стрелка). Вы легко удалите лишние точки с помощью пункта Delete Anchor Point (Удалить опорную точку) контекстного меню и смоделируете кривизну сегментов, перетаскивая направляющие линии.
Примечание. В перечне инструментов группы Pen также имеются предназначенные для работы с узловыми точками, но всего удобнее будет один — Direct Selection.
Рис. 6. Текст на произвольной кривой4. Закончив создание траектории, выберите инструмент  Text (Текст), подведите мышь к кривой и после того, как курсор изменится и на нем появится кривая, щелкните. Теперь напишите «С днем рождения!» и настройте параметры текста (рис. 6, а).
5. Чтобы кривая не мешала просмотру, нажмите комбинацию + +H или уберите галочку с пункта Target Path (Целевой контур) в меню View • Show (Просмотр • Показать).
Если растрировать текст, то дополнительно можно будет применять различные фильтры. Например, к изображению, представленному на рис. 6, b, к тексту для придания объема применялись фильтр Reticulation (Ретикуляция) из группы Sketch (Эскиз) и размытие Gaussian Blur (Размытие по Гауссу), а также стили слоя Layer Style.

Рисование без умения рисовать, или Разбираемся в инструментах рисования
Иногда, чтобы разнообразить снимок, имеет смысл привнести в него графические элементы. И для этого необязательно быть художником экстракласса — есть способ создать несколько графических элементов и украсить ими снимок. В Photoshop имеется достаточно средств для осуществления таких планов. Давайте рассмотрим соответствующие инструменты.
 Brush (Кисть) — основной инструмент для рисования. На панели свойств есть масса настроек размера, формы, режимов перекрытия и других параметров.
 Airbrush (Аэрограф) — когда-то он был вынесен на палитру инструментов, а сейчас занимает скромное место на панели свойств инструмента Brush. Края линий, выполняемых аэрографом, более размыты, чем создаваемые кистью. Сам инструмент имитирует рисование краской, распыляемой из пульверизатора, и если даже просто нажать кнопку мыши и удерживать ее, то будет происходить непрерывное добавление краски. За интенсивность разбрызгивания отвечает поле Flow (Нажим). Чем большее значение установлено в нем, тем больше пятен будет добавлено.
 Pencil (Карандаш) — используется для рисования линий с четко очерченными краями. У него панель свойств практически такая же, как и у инструмента Brush, но смягчить края карандаша не удастся.
 Eraser (Ластик) — предназначен для стирания областей изображения. В данную группу включено несколько инструментов: просто Eraser (обычный ластик) — на панели свойств можно настраивать форму ластика аналогично кистям;  ластик Background Eraser (Фоновый ластик) — выборочно стирает пикселы, подчиняясь алгоритмам, заданным на панели свойств,  Magic Eraser (Волшебный ластик) — работает по принципу Magic Wand (Волшебная палочка), удаляя области, схожие по цвету.
Также заслуживает внимания инструмент  Art History Brush (Архивная художественная кисть). В основе его работы лежат смещение пикселов и изменение режимов наложения. На фото, показанном на рис. 7, данной кистью мы прошлись по верхнему правому углу.

Основные принципы украшения фото, или Декор
Рис. 7. Взглянем на осень по-новомуКакие же выразительные средства можно рекомендовать для создания графических элементов и декоративной обработки снимка?
Режимы перекрытия Mode (Режим). Экспериментируя с различными режимами смешивания на панели свойств инструментов рисования, вы получите интересные результаты. В зависимости от выбранного режима перекрытия кисть будет работать по-разному. Так, если установить бордовый цвет для переднего плана и провести по изображению несколько линий, используя разные режимы наложения, результаты окажутся очень разными (левая рамка на рис. 7).
Фигурные кисти из библиотеки. Если вы догрузите дополнительные наборы кистей, то для вас станут доступны самые разнообразные формы, которые помогут создавать декоративные элементы.
Настройка параметров кисти. Настроив параметры отпечатка кистей на панели Brush, вы добьетесь интересных эффектов. Это и рассмотрим ниже.

Рисуем фигурными кистями
Чтобы пользоваться дополнительными наборами кистей и настраивать их параметры, нужно выполнить следующее.
1. Активизируйте инструмент Brush, перейдите на панель свойств, откройте меню с настройкой вида кисти и нажмите на значок . В появившемся меню обратите внимание на последний раздел — там содержатся названия наборов дополнительных кистей, входящие в комплект Photoshop.
2. Щелкните, например, на пункте Special Effect Brushes (Особый эффект), и после того как подтвердите замену набора кистей, новый набор загрузится. Если вы хотите работать одновременно несколькими наборами, то нажмите на кнопку Append (Присоединить).
Примечание. Чтобы вернуться к исходному набору кистей, выберите в меню команду Reset Brushes (Восстановить кисти).
3. Поскольку в наборы входят различные изображения, используемые в качестве кистей, то учтите, что один отпечаток такой кисти может играть роль графического элемента, например лист дерева или стилизованное солнце (рис. 7).
На панели свойств, к сожалению, кроме размера для фигурных кистей, никаких настроек не выполнить, для этого существует специальная панель Brushes (Кисти).

Настройка панели Brushes
Чтобы создать такой же шлейф из листвы, как на рис. 7, нужно поработать над тотальной настройкой формы кисти. Для этого следует использовать панель Brushes, вызываемую нажатием клавиши (рис. 8).

Рис. 8. Панель Brushes (Кисти)

В левой части окна находится обширный перечень настраиваемых параметров кисти. Основные настройки располагаются во вкладке Brush Tip Shape (Форма отпечатка кисти). Здесь можно задать размер кисти Diameter (Диаметр), угол наклона Angle (Угол), отклонение от круглой формы кисти Roundness (Форма), жесткость Hardness. Параметр Spacing (Интервалы) устанавливает расстояние между отдельными мазками кисти во время рисования. Его базовое значение, равное 25%, дает сплошную непрерывную линию. Если увеличить это значение, то линия станет прерывистой.
За Brush Tip Shape следуют параметры кистей, повышающие их гибкость, в том числе изменение формы мазка Shape Dinamics (Динамика формы), настройка рассеивания мазка Scattering (Рассеивание), управление наложением текстуры Texture (Текстура), управление распределением краски относительно мазка Color Dynamics (Динамика цвета), настройка эффекта мазка, созданного двумя кистями Dual Brush (Двойная кисть) и др.
Кроме того, можно включать дополнительные флажки, расположенные в левой нижней части панели Brushes: шум по краям мазка Noise (Шум), краевой эффект Wet Edges (Мокрые края), создание бесшовных текстурных узоров Protect Texture (Защита текстуры).
Примечание. Другие инструменты рисования также используют панель Brushes, однако для них удается настроить не все параметры.
Потрудившись над созданием оригинальной кисти, ее можно сохранить, проделав следующее.
1. Щелкните на значке  и в меню выберите пункт New Brush Shape (Новые установки кисти).
2. В появившемся диалоговом окне Brush Name (Имя кисти) задайте имя для новой кисти.
Совет. В качестве кисти также можно выбрать любое изображение. Для этого нужно нарисовать будущую кисть и создать выделенную область прямоугольной формы, которая должна стать кистью. Затем следует выбрать пункт Define Brush (Определить кисть) в меню Edit (Правка). В результате на палитре Brushes появится новая кисть.
Если создать один раз собственную библиотеку кистей, в дальнейшем можно использовать их при работе с разными документами.

*  *  *

Немного фантазии, и вы сумеете оригинально оформить снимки, изготовить на основе фотографии поздравительную открытку или пригласительный билет. Этим уроком заканчивается серия занятий, посвященных Photoshop CS2. Но, думаю, ваше плодотворное сотрудничество с этим замечательным редактором растровой графики только начинается. К тому же весной выходит новая версия Photoshop CS3. Встречайте ее!

ОБ АВТОРЕ
Ксения Свиридова — менеджер и дизайнер Координационного центра программы ECDL на Украине (Европейский стандарт компьютерной грамотности), e-mail: ksenijas@yandex.ru.

2308