. В свое время в материалах под красноречивым заголовком «Всё из одной розетки» («Мир ПК», №5/05, c. 94; №6/05, c. 84; №7/05, c. 84) были приведены довольно подробные рассуждения ключевых специалистов ведущих мировых компаний-производителей телекоммуникационного оборудования о прогнозах в данной области, о том, что могут дать эти новые технологии абонентам и какие требования предъявят они к сетям операторов. Пожалуй, пора уже посмотреть, насколько верными оказались упомянутые прогнозы. В недавней публикации, посвященной сети WiMAX компании «Синтерра», мы, в частности, писали о реализованном на ней проекте по подключению торговых павильонов фирмы «Сейлс» («Мир ПК», №1/07, c. 86; №2/07, c. 82). Теперь настала очередь 3G-сетей. Одной из первых такую сеть применила на практике компания «Таком», торговая марка «Билайн», подключившая порядка полутысячи пользователей к 3G-сети в столице Таджикистана Душанбе. У меня была возможность как встретиться с ведущими специалистами компании «Вымпелком» в Москве, так и познакомиться с теми, кто работает с 3G в Душанбе. Но обо всем по порядку — начнем с истории.

От NMT к 3G
«Если взглянуть на историю развития мобильной связи в целом, — начала свой рассказ Наталья Руденко — директор по технологическому развитию «Вымпелкома» (торговая марка «Билайн»), — то стоит отметить, что первые стандарты подвижной связи были аналогами NMT, AMPS». Цифровой стандарт GSM появился в 1990 г. 1 июля 1991 г. в сети оператора «Радиолиния» в Финляндии был осуществлен первый звонок в рамках GSM. Спецификация этого стандарта с самого начала разрабатывалась таким образом, чтобы обеспечить абоненту возможность разговаривать в сети любого оператора. Изначально доступная территория, на которой работала связь для абонента,  была ограничена лицензионной территорией конкретного оператора. И если абонент желал воспользоваться услугами другого оператора, он должен был перепрописать ПО на своем мобильном телефоне — сделать то, что специалисты называют «перепрошивкой».
Шло время, число мобильных абонентов росло, но первоначально скорости передачи были низки. И главной проблемой, как отметила Наталья Руденко, стало то, что для обеспечения передачи данных по стандарту HSCSD (High Speed Circuit Switched Data — высокоскоростная передача данных по сетям с коммутацией каналов) резервировался целиком канал.
Ассоциация GSM зафиксировала новую функцию стандарта GSM — пакетную передачу (GPRS). Это позволило более эффективно использовать радиоресурс сети подвижной связи, однако скорости оставались все еще недостаточными. Даже ночью, при абсолютно свободной сети, они составляли лишь 40—50 кбит/c. И конечно, с точки зрения доступа в Интернет для абонента этого было явно маловато.
«Если говорить о сегодняшнем состоянии, — продолжила Наталья свой рассказ, — то современные абонентские терминалы  обеспечивают работу на скорости около 150 кбит/c, если сеть не занята». Эта планка была достигнута благодаря  появлению нового функционала EDGE (Enhanced Data rate for GSM Evolution), когда одному абоненту выделяется отдельный временной отрезок в канале передачи, следующий отрезок — другому абоненту и это периодически повторяется через определенные промежутки времени.
Технология эта появилась в результате поиска компромисса — требовалось обеспечить, с одной стороны, большую емкость сети мобильной связи, с другой — передачу данных в ней с более высокими скоростями.
История рождения стандарта третьего поколения 3G достаточно поучительна.
В конце прошлого столетия  мировое телекоммуникационное сообщество было увлечено идеей создать единый универсальный стандарт мобильной связи, который позволял бы абоненту путешествовать по всему миру с одной мобильной трубкой. Действительно, это была красивая мечта. Реальная ситуация в мире сложилась так, что конкуренция производителей телекоммуникационного оборудования не позволила создать единый стандарт. В результате третье поколение мобильных сетей было фактически расщеплено на два основных — CDMA 2000 и европейский стандарт UMTS. Они работают в разных частотных диапазонах, и каждый имеет свою специфику.
Кроме того, появилась уникальная версия TD — SCDMA (Time Division — Synchronous Code Division Multiple Access — синхронный вариант CDMA с временным мультиплексированием), которая развивалась параллельно с  UMTS и CDMA 2000. В результате в мире мобильной связи возникло сразу несколько стандартов третьего поколения; единого же, увы, создать не удалось.
Важно отметить, что ко времени появления сетей третьего поколения GSM, о котором шла речь выше, еще не достиг достаточно серьезного развития и не преодолел планку в миллиард абонентов. Не было тогда уверенности и в том, что он будет востребован на американском континенте.
Но сегодня GSM — абсолютно доминирующий вид мобильной связи, и соответствующая сеть развернута практически в любой стране. Абонент, путешествуя по миру с мобильным телефоном этого стандарта, может чувствовать себя вполне комфортно. Операторы заключают роуминговые соглашения и зарабатывают на этой услуге весьма неплохие деньги.

Главный козырь и настоящее сетей 3G
Вернемся к сетям третьего поколения. Вспомним, что узким местом в мобильных сетях всегда был эфир. И в сетях второго поколения — GSM, и в сетях поколения 2,5G — GPRS, и в 2,75G — EDGE у нас имеет место временн?ое разделение канала или ресурса, который доступен в определенный момент времени каждому конкретному абоненту.
Главный козырь сетей 3G в том, что абоненты различаются принципиально другим способом: каждому из них назначается некая определенная кодовая последовательность, и базовая станция 3G идентифицирует пользователей сети именно по ней. В результате радиочастотный ресурс разделяется одновременно между всеми абонентами, а разделения клиентов по времени, как в сетях предыдущих поколений, не требуется.
«Уменьшение радиуса покрытия одной соты в городах в сетях GSM диктовалось тем, что нужно было поддерживать все больше абонентов, увеличивая емкость сети, — отметила Наталья Руденко. — В сетях третьего поколения он ограничивается используемым частотным диапазоном. В результате для городов базовые станции GSM и 3G будут иметь примерно одинаковый радиус покрытия, только вот емкость одной базовой станции 3G по сравнению с GSM будет выше в несколько раз».
Действительно,  в сетях третьего поколения, которые принципиально разрабатывались как сети не только большой емкости, но и обеспечивающие более высокие скорости передачи данных, многое будет определяться тем, какие услуги окажутся востребованы абонентами, какой новый сервис сможет предложить эта высокоскоростная сеть. Оператор обязательно должен работать с контент-провайдерами. Если взглянуть на сети 3G с точки зрения массового пользователя, речь идет о доступе к видеотекам, музыкальным записям, телевизионным каналам в реальном масштабе времени. От соотношения этих составляющих в наборе услуг будут зависеть объемы инвестиций в сеть, число поддерживаемых ею абонентов, величина ее зоны покрытия и т.д. Третье поколение связи даст оператору достаточную гибкость, ведь нынешние мобильные сети все-таки более ориентированы на передачу голоса. Передача данных здесь скорее дополнительная, а не основная услуга.
В сетях третьего поколения, которые были развернуты в Западной Европе несколько лет назад, использовалось телекоммуникационное оборудование, доступное в тот момент на рынке. И средние скорости, достижимые на этих сетях, сравнимы со скоростями поколения 2,75G — EDGE: порядка 180—200 кбит/c.
Если же говорить о сетях третьего поколения, которые развертываются сейчас, то используемое для них оборудование поддерживает технологию HSDPA (High Speed Downlink Packet Access — технология высокоскоростного пакетного доступа по входящему каналу). Это дальнейшее развитие стандарта UMTS, позволяющее достичь для абонента скорости до 1,5 Мбит/c. Это вполне достойная скорость для просмотра фильмов с хорошим качеством и работы с Интернетом. «В результате абонент получает принципиально новый спектр услуг с более высоким качеством», — подчеркнула Наталья Руденко.

Cоотношение беспроводных технологий и трудности развития
Теперь о взаимном позиционировании cетей Wi-Fi, WiMAX и 3G. В данном случае многое зависит от того, какие стратегии и идеи будут проводить в жизнь те или иные операторы, которые возьмутся за  развертывание названных сетей. Однозначного ответа на этот вопрос сейчас нет. Сети UMTS, как полагает Наталья Руденко, если смотреть с точки зрения передачи данных, теоретически менее эффективны по сравнению с сетями WiMAX. Однако сети HSDPA обеспечивают аналогичные скорости для абонента.
Сети 3G с высокими скоростями, сравнимыми со скоростями в сетях WiMAX, с точки зрения фиксированного доступа в Интернет или к базам данных могут быть конкурентны. Выберет ли для себя оператор стратегию дополнения одного стандарта другим или же будет строить сеть на едином стандарте — каждый решит для себя сам.
Наталья Руденко также указала на ряд основных трудностей по разворачиванию сетей 3G в России.
Во-первых, частотное регулирование у нас осуществляется иначе, чем в других странах, и при получении лицензии оператор самостоятельно должен решить вопрос с частотами.
Во-вторых, практически во всех крупных городах нашей страны уже действует немало операторов. Но в России в отличие от стран Запада нет специализированных фирм, которые строят площадку и затем предоставляют всем операторам возможность ее использовать. В России же каждый оператор создает собственные площадки, и если на базовой станции одного оператора располагаются одновременно и несколько других, это скорее исключение, чем правило. Такое положение вещей и станет еще одной серьезной проблемой при разворачивании сети третьего поколения, впрочем как и любой другой мобильной сети. Только представьте себе, что при небольшом радиусе соты необходимо рядом найти еще одно здание, которое не являлось бы жилым домом, удовлетворяло бы требованиям, предъявляемым при планировании сети, т.е. не было слишком низким или, наоборот, чересчур высоким. Такое строение подобрать весьма непросто. И операторы, разворачивающие сети третьего поколения, с подобными трудностями обязательно столкнутся. Конечно, эта проблема наиболее остро встанет, что уже и происходит, прежде всего в больших городах.
Наталья Руденко подчеркнула, что несколько лет назад ее компания уже предлагала конкурентам пойти по западному пути совместного строительства и использования площадок, но не встретила понимания. Однако время идет, бизнес развивается, затраты операторов растут, и она надеется, что, возможно, в конце концов мы все равно к этому придем. И в России также появятся профессиональные компании по строительству базовых площадок для использования их совместно всеми операторами.

Что дадут нам сети 3G?
Внедрение сетей 3G как в большом, так и в малом бизнесе прежде всего снизит затраты на голосовую связь и даст возможность удаленного доступа к информационным ресурсам компаний, к базам данных, к собственной корпоративной почте в мобильном варианте. У многих принципиально изменится стиль работы. В крупных городах, полагает Наталья, это станет реальностью уже в обозримом будущем.
Здесь разворачивание сетей третьего поколения стандарта HSDPA даст жизнь целому сектору по продаже музыкальных произведений и видеофильмов для населения. Это послужит дополнительным стимулом для развития интерактивного телевидения и еще целого ряда приложений, о которых мы пока даже и не подозреваем.

А что дальше?
Следующее поколение мобильной связи, по прогнозу Натальи Руденко, должно иметь такой же тип модуляции в эфире, которую имеет WiMAX, и такую же архитектуру сети. Можно говорить о том, что WiMAX — это совершенно отдельный стандарт. Сейчас уже понятно, что 3G сильно сближается по техническим характеристикам и принципам построения со стандартами, которые были разработаны, как и Wi-Fi, из необходимости предоставлять пользователю возможность доступа к массированным потокам данных. Когда они сблизятся — на уровне четвертого поколения или раньше, — пока сказать сложно. Но в том, что это произойдет, сомневаться не приходится, ведь физика процесса не зависит от названия стандартов.


Фантастика! Но это работает 

Латиф Киромов: «Это как кусочек будущего, в котором находишься уже сейчас»Впервые я воспользовался сотовой связью в 1996 г. Тогда это была еще аналоговая сеть, и первым моим абонентским устройством стал массивный аналоговый мобильный телефон компании Motorola. Потом я приобрел один из самых первых цифровых аппаратов Nokia, так как при переходе на GSM пришлось сменить трубку. Следующим стал Samsung C200. Он поддерживал MMS. А после этого я произвел самостоятельное тестирование — собрал колоду из SIM-карт от разных операторов и стал пробовать, чья связь лучше и надежнее. В течение последнего года у нас в Душанбе мобильная связь развивается особенно активно, у операторов растет зона охвата, расширяется спектр услуг для клиентов.
Однако про 3G я ничего не знал. И впервые услышал об этом в 2006 г. В нашей молодежной компании приятель сказал, что можно посмотреть по телефону футбол в реальном времени с запаздыванием всего на минуту раньше, чем его передадут по телевидению.
Мы любим собираться с друзьями, смотреть футбол, вместе болеть за любимую команду. Желание иметь аппарат с 3G было очень велико, но я не мог тогда найти его в Душанбе. И вот летом прошлого года я увидел модель Nokia 6680 и тут же приобрел ее. Мне даже неважно было, сколько эта услуга стоит и какова зона охвата.
Ведь это так классно — видеть того, с кем говоришь, и когда собеседник тоже смотрит на тебя через расстояние. Первоначально некоторые знакомые и коллеги просто не верили, что такое возможно, и окружающие на улице или в кафе поглядывали на меня с удивлением. И это мне тоже нравилось.
Теперь я, сидя в машине и ожидая кого-то, могу по мобильному аппарату смотреть, например, каналы местного телевидения. А в магазине можно с помощью мобильного телефона не только рассказать девушке о товаре, но и показать его — посоветоваться, что лучше для нее выбрать. Недавно мой товарищ сломал руку, я общался с ним по телефону 3G — он показывал свой гипс. В среднем я совершаю в день порядка 30 звонков, из них около 10 — видео.
В перспективе собираюсь использовать видеозвонки и при деловых переговорах — зачастую полезно видеть собеседника: это способствует лучшему контакту.
Мобильный аппарат для меня постепенно превращается в универсальное устройство. Я, правда, встречал некоторых людей, которые имеют трубки, поддерживающие 3G, но даже не подозревают об этом. Тем более что видеозвонки оплачиваются по обычным тарифам, как и GSM.
В перспективе хотелось бы иметь возможность совершать видеозвонки из любого места, где я нахожусь благодаря более полному охвату сети. Хорошо было бы напрямую с аппарата заказывать видеопередачи через Интернет или сразу же записать свой видеозвонок. И кроме наших телеканалов получать на мобильный еще и спутниковое телевидение.  Надеюсь, в скором времени все это станет возможно. И я уверен, что если человек попробует использовать сеть 3G, он от нее уже не откажется. Я всем ее рекомендую. Мне интересно пробовать все новое. Это как кусочек будущего, в котором находишься уже сейчас. Прямо фантастика! Но это работает.

Латиф Киромов,
 один из первых пользователей
3G в Душанбе


Мобильный телефон как универсальный инструмент бизнеса

Николай Прянишников: «Мы нацелены на участие в конкурсе на частоты 3G в России»Cейчас у нас более 3 млн. абонентов пользуется доступом в Интернет с мобильного телефона. Конечно, мы стараемся предложить клиентам определенный набор услуг. Например, «мобильная почта», когда вы можете с мобильного телефона просмотреть свой  почтовый ящик в поездке или командировке, ответить на письма. Однако необходимо постоянно двигаться вперед, предлагать новое. А сети третьего поколения как раз дают возможность предложить клиентам новые услуги — это именно то, что нужно сейчас развивать. Тем более что стандарты третьего поколения уже определены, Россия идет по европейскому пути. Что это даст?
Для массового домашнего рынка — более высокую скорость передачи данных: видеотелефония, видеоклипы, видеофильмы. Мы сможем предложить значительно больше сервисов. Для деловых людей мобильный телефон из просто средства связи превратится в инструмент бизнеса. Например, одно из направлений — мобильная коммерция, где телефон служит мобильным кошельком для оплаты покупок и услуг.
Операторам технология 3G даст возможность строить сети с большой емкостью, способные пропустить громадный трафик, а в результате снизятся капитальные затраты на одну минуту связи, что особенно актуально для крупных городов. Это позволит операторам предложить более конкурентоспособные и доступные тарифы.
Мы нацелены на участие в конкурсе на частоты по построению сетей 3G в России. Сейчас разворачивается сеть третьего поколения в Таджикистане. Здесь тестируется новое оборудование и в рамках стартового этапа проекта уже идет подключение первых клиентов к сети 3G.
В части расширения контента мы также  определили ряд ключевых направлений. Первое — музыка: мы заключили ряд стратегических контрактов, чтобы наши клиенты первыми смогли услышать музыкальные новинки. Второе направление — сотрудничество с контент-провайдерами. Мы предоставляем им возможность реализовать свои проекты для наших абонентов, а доходы обычно делятся поровну.
Надо признать, что на Западе приход сетей третьего поколения кардинального переворота в области мобильной связи не произвел — все равно основной объем доходов операторы там получают от голосовой связи. Исключением стала Япония — у нее очень хорошие показатели по росту числа абонентов 3G. Но это объясняется разницей в менталитете: нам больше нравится разговаривать, а японец предпочитает вынуть телефон и написать письмо. Да и телефоны для сетей 3G при их старте на Западе оказались еще несовершенны: у них быстро садился аккумулятор, требовалось дважды в день его заряжать, сами же аппараты оказались довольно дорогими. Все это привело к тому, что cлишком радужные надежды и ажиотаж вокруг 3G на Западе себя не оправдали.
По моему прогнозу в Россию технология 3G придет к 2008 г., а массового распространения сетей третьего поколения, когда подавляющее число абонентов окажется к ним подключено, стоит ожидать к 2011—2012 гг.

Николай Прянишников,
исполнительный вице-президент,
генеральный директор по регионам
компании «Вымпелком»


Сеть 3G в Таджкистане

Фотех Шарипов: «Теперь иметь телефон 3G престижно»Базовая станция 3G
История такова: первый оператор мобильной связи в Таджикистане СП «ТаджикТел» с 1996 г. начал предоставлять услуги еще аналоговой мобильной связи стандарта АМРS. В 2002 г. была запущена сеть GSM-900. В 2005 г. компания «Таком» выкупила СП «ТаджикТел» и начала работать под торговой маркой «Тоджфон». В декабре 2005 г. «Таком» был куплен «Выпелкомом» и теперь предлагает услуги мобильной связи под брендом «Билайн».
Почему именно Таджикистан? Здесь проще получить лицензии на предоставление услуг мобильной связи, и в частности, в диапазоне частот, на которых работает оборудование сетей третьего поколения. В России же этот диапазон занят госструктурами и Министерством обороны.
Абонентские аппараты первоначально были довольно дорогими, но со временем число их производителей росло и цены соответственно снижались. Теперь иметь телефон 3G престижно, это стало частью имиджа.
Абонент может выбрать, показывать ли себя по сотовому при вызове или ограничиться голосовой связью. Причем сами видеозвонки 3G тарифицируются как голосовой звонок в GSM.  SIM-карты работают в диапазонах 2,5G и 3G — с автоматическим переходом с 3G на 2,5G в случае, когда абонент оказывается вне зоны покрытия сети третьего поколения.
Сеть в Душанбе развертывалась поэтапно. Первоначально в городе установили три базовые станции (Mode-B) 3G, это позволило охватить примерно половину города. Сейчас число базовых станций доведено до 10, площадь покрытия составляет примерно 70%  Душанбе. Реальная скорость по городу — 2 Мбит/c. Оборудование — станции, полностью оборудованные «под ключ», — поставляет компания Huawey. Магистральные каналы волоконно-оптические. Абоненты обычно используют для связи по 3G модели Nokia 6680 и Nokia 70.
В 2008 г. планируется установка 18 базовых станций стандарта 3G  в Душанбе, в Турзунзаде (Таджикский алюминиевый завод в 80 км западнее Душанбе) и в Курган-Тюбе (юг Таджикистана).

Фотех Шарипов,
руководитель группы оптимизации и развития сети BSS


Интересы клиентов — в центр внимания

Даврон Алиев: «Мы ориентировали ресурсы 3G именно на предоставление высокоскоростного доступа в Интернет»Сеть 3G запущена у нас в режиме пилотного проекта, и мы ведем статистику по трафику: анализируем, каким сервисом пользуется каждый наш абонент. По 3G-технологии мы предоставляем пока два сервиса — видеозвонки и высокоскоростной доступ в Интернет. Нас интересует, какой из них больше популярен у пользователей, — ведь это значит, что и развивать его следует в первую очередь.
Надо признать, что услуга видеозвонков по 3G для Душанбе не нова, здесь ее уже предоставляют операторы МLT и Babilon-M. Наш же козырь по отношению к конкурентам — собственная сеть стандарта HSDPA (High-Speed Downlink Packet Access — 3,5G), что позволяет предоставить услуги Интернета на скоростях до 2 Мбит при наличии, конечно, у абонента соответствующего мобильного аппарата. Карты HSDPA можно устанавливать в определенные модели мобильных телефонов, есть их варианты и для ноутбуков — они подключаются в стандартный PCMCIA-порт. И мы ориентировали ресурсы сети 3G именно на предоставление услуги высокоскоростного доступа в Интернет.  Видеозвонки, как показал опыт конкурентов, очень широкого распространения не получили. Первое время действительно был всплеск интереса, но довольно скоро он постепенно сошел на нет. Ведь не все люди хотят, чтобы собеседники их непременно видели. Да и сами абонентские терминалы пока относительно дороги. А для того чтобы тебя видели, надо отодвинуть телефон на определенное расстояние и включить громкую связь, что нарушает конфиденциальность разговора и также не всегда удобно. Ведь не каждый любит пользоваться дополнительными головными гарнитурами и другими аксессуарами. Однако выделилась определенная категория пользователей — довольно молодые люди, которые продолжают активно пользоваться видеозвонками. А в определенные моменты действительно бывает их всплеск — например, в день Св. Валентина.
В настоящее время сложно точно указать число постоянных абонентов 3G, так как  телефоны 3G имеют возможность автоматически переключаться на 2,5G. Все зависит от того, в какой зоне покрытия находится абонент. Поэтому можно лишь ориентировочно указать число клиентов, которые постоянно находятся в центре города в зоне действия сети третьего поколения и пользуются ее услугами, — их порядка 500. Всего же в нашей мобильной сети 100 тыс. абонентов.
Сдерживает рост пользователей 3G стоимость абонентских устройств — пока еще она находится на уровне 350—400 долл. Чтобы привлечь новых клиентов, потребуется более интересный контент. Но в 3G он будет намного «тяжелее», а значит, потребует и более серьезных аппаратных платформ. Да и сам принцип предоставления контента также станет иным: не по запросу, а посредством самостоятельного выбора в режиме он-лайн.
Оператору необходимо планировать под сеть 3G значительное число ресурсов — как минимум вчетверо больше, чем в обычных мобильных сетях. Потребуется и мощная опорная транспортная сеть. Просто сравните: скорость GPRS — 14,4 кбит/c на одного абонента, а здесь 2,5 Мбит/c — тоже на одного абонента. И необходимость иметь такую мощную сеть, вероятно, также станет сдерживающим фактором в развитии сетей 3G.
Однако все эти трудности вполне преодолимы, ведь в результате перехода на 3G произойдет унифицирование телефона как инструмента ведения бизнеса. Я бы сравнил это с переходом от традиционного проводного телефона к мобильному.
Сейчас мы планируем более детально вести анализ трафика, что позволит нам точнее ориентироваться в потребностях абонентов и предложить им именно то, что они хотят. Ведь интересы клиентов всегда были и остаются в центре внимания нашей компании.

Даврон Алиев,
руководитель службы эксплуатации сети «Таком», торговая марка «Билайн»