Еще в 60-х годах прошлого века в СССР приступили к активной разработке Объединенной государственной автоматизированной системы (ОГАС), основное назначение которой, как теперь говорят, заключалось в создании общего информационного пространства, позволяющего обеспечивать эффективную экономическую политику в стране, опираясь на интеграцию отраслевых и различных государственных систем, например Госплана и Госснаба СССР.

Последние 15 лет в РФ основное внимание уделялось корпоративным системам в надежде на создание приемлемой рыночной структуры, что серьезно подорвало развитие отраслей. Но для создания успешной экономики государству невозможно сколько-нибудь долго игнорировать необходимость развития отраслей и, разумеется, их взаимодействия, поэтому весьма своевременной следует считать конференцию, проведенную компанией «РБК Софт» (www.rbcsoft.ru). Она посвящена проблемам эффективного сбора отчетных данных с использованием информационных технологий, в частности, рассматривались практические решения для государственных органов. В ее работе участвовали представители нескольких министерств РФ, Федеральной службы государственной статистики и компаний «РБК Софт», Microsoft, Sun Microsystems, Oracle и др.

В контексте ФЦП «Развитие государственной статистики России в 2007—2011 гг.» на конференции обсуждались передовые практические решения, относящиеся к следующим темам: особенности сбора данных статистической отчетности в крупных организациях; современные технологии оперативного анализа данных; возможности представления информации с применением веб-технологий; способы формирования общесистемных справочников, классификаторов, поисковых систем; задачи интеграции информационных систем с целью получения достоверных отчетных данных; технологические платформы и проекты на российском рынке.

Одним из наиболее заметных стало выступление Ю. Голованова (Федеральная служба государственной статистики), посвященное перспективам развития системы сбора, обработки и представления статистических данных. Оно было подготовлено на профессиональном уровне и опиралось на исторический опыт развития отечественной статистики. А вот основной доклад Р. Круглякова напоминал скорее приглашение к «действу», направленное участникам конференции, нежели изложение концептуального взгляда на проблему сбора отчетных данных и его эффективности.

Что касается практических решений, то в докладах участников содержались либо отчеты об используемых технологиях и программных продуктах в области реализованных и реализуемых проектов, либо указания на возможности предлагаемых на рынке продуктов и технологий известных компаний-производителей. Касались они главным образом систем корпоративного уровня, только корпорация Oracle разрабатывает решения для интеграции порталов государственных организаций.

В предлагаемых подходах и практическом опыте основной акцент был сделан на технологических сторонах проблем сбора информации, а не на системных. Это проявилось прежде всего в том, что сейчас игнорируют богатый опыт создания ОГАС и не используют сколько-нибудь содержательную модель отрасли как системы. Как правило, опираются на ее процессное представление, что не только обедняет состав представляемой информации, но и крайне затрудняет решение интеграционных проблем на уровне государства. Можно, конечно, считать такое поведение на отраслевом уровне вполне оправданным, поскольку в федеральных целевых программах исходят из того, что их можно реализовывать без концепции государственной информационной системы. Но это иллюзия, подобный путь неизбежно приводит к поэтапному развитию, а проще говоря, к замедлению перехода к более совершенной экономике государства. Здесь уместно заметить, что подобное мы уже проходили в первой половине 60-х годов прошлого века.

781