Компания Mail.Ru затеяла проект «социального поиска». Дело в том, что для широкого круга пользователей поисковых машин явно недостаточно, когда язык запросов основывается на грамматике, словарь которой составлен из ключевых слов. При этом услуга поиска в Сети, как показала практика, малоэффективна, так как обычно спрашивающий машину получает ответы, недостаточные либо по объему, либо по релевантности. Чтобы как-то поправить положение, на портале Mail.Ru и предлагается услуга Ответы@Mail.Ru (http://otvet.mail.ru). Она базируется на информационном пространстве, где можно задавать вопросы машине, а получать ответы от людей, кроме того, самому отвечать на вопросы других пользователей, а также выбирать наиболее подходящие ответы.

Итак, исследователи, столкнувшись с давно известной проблемой, свойственной контекстно-независимым языкам, когда для поиска среди текстов, проиндексированных с помощью контекстно-независимого языка, использовали также контекстно-независимый язык запроса. При этом поиск чаще всего оказывался неэффективным в том или ином смысле.

В проекте компании Mail.Ru надеются, что с помощью подсказок пользователей, а их у нее насчитывается со дня основания сервиса ни много ни мало 43 млн., удастся подкорректировать результаты обычного машинного поиска посредством коллективного диалога. Разработчики Mail.Ru полагают, что подсказки дадут существенное повышение эффективности поиска. Но не следует забывать, что у многих пользователей поисковых машин весьма существенным является ограничение по продолжительности поиска, а обращение к коллективному опыту (знанию) требует значительного времени для получения ответа. Таким образом, скорее всего такая услуга будет интересна лишь тем, кто готов ждать ответа, не ограничиваясь лимитом времени. Как утверждают разработчики, проект удовлетворяет две основные интернет-потребности человека: в поиске информации и общении. В его основу положен опыт компании, направленный на сетевое общение пользователей и создание коммьюнити. В рамках проекта имеется тематический каталог предметных областей. Пользуясь им в каждой из областей, пользователь может задать вопрос или ответить на уже имеющийся. Также можно осуществить машинный поиск по накопленной базе знаний или подписаться на получение ответов на чужие вопросы. В зависимости от активности, набрав в персональном рейтинге определенное количество баллов, пользователь услуги может стать экспертом и удостоиться поощрения от компании Mail.Ru.

620