Недавно мы рассказывали о разных доменных зонах — что они означают, для чего и для кого предназначены (см. «Мир ПК», №7/06, с. 74). А теперь предлагаем практические советы, где и как зарегистрировать свое сетевое имя.

Согласно статистике, три четверти всех российских доменов регистрируется именно в национальной зоне .RU. Нынче их количество перевалило за полмиллиона (см. врезку «В слове «мы» — сто тысяч «я»). А зарегистрированных доменов в зоне .SU пока чуть более 5 тыс. Причем российских доменов становится ежегодно на 46% больше. Интересно, что быстрее нас размножаются в Сети только китайцы.

SU или RU?

В реестре доменов верхнего уровня IANA домен .SU появился 19 сентября 1990 г. специально для территории СССР. С 1993 г. его администрирование осуществляет Российский научно-исследовательский институт развития общественных сетей (РосНИИРОС). С доменом .RU было все не так просто.

В 1992 г. три российские организации независимо друг от друга направили заявки в международную базу данных IANA с тем, чтобы получить право на администрирование российского национального домена .RU, в результате чего возник трехсторонний конфликт интересов. Каждый считал себя единственным возможным кандидатом на регистрацию в этой зоне. Поскольку международная организация была не вправе решать такие спорные вопросы, это пришлось сделать представителям крупнейших на тот момент российских интернет-компаний, совместными усилиями подписавших Соглашение «О порядке администрирования зоны .RU» (http://www.cgroup.ru/agreement.shtml). Администрирование и техническое сопровождение .RU (как и .SU) поручили нейтральной организации — РосНИИРОС.

В апреле 1994 г. регистрация доменов второго уровня в зоне .SU была «заморожена» и возобновлена лишь 15 декабря 2002 г. — сначала только для владельцев товарных знаков. Через полгода Фондом развития Интернета (http://www.fid.su), на который в настоящее время возложены функции администратора этого домена, было объявлено о начале открытой регистрации в .SU.

Когда количество доменных имен начало стремительно расти, Координационным центром было принято решение о необходимости развития института распределенной регистрации — так, как это принято во многих национальных доменах. Права на регистрацию были переданы независимым компаниям (видимо, с целью увеличения и распределения маркетинговых усилий). Так появилось само понятие «регистратор». Первой такой компанией в 2003 г. стала R01 (www.r01.ru). Чуть позже была аккредитована компания «РУ-Центр» — дочернее образование первоначального (монопольного) регистратора РосНИИРОС, к которой и перешли многие зарегистрированные ранее домены. С этого момента РосНИИРОС стал выполнять функции технического координатора национальной доменной зоны.

Сколько?

Если рассматривать цены на регистрацию доменов, сразу же возникает вопрос, почему .SU в разы дороже, чем .RU.

Стоимость доменов в зоне .RU складывается из стоимости содержания Координационного центра и из отчислений в международную организацию по контролю за распределением доменного пространства в Интернете ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). При этом Координационный центр активно занимается техническим и административным развитием национальной зоны .RU.

Стоимость .SU формируется из потребностей ее администратора — Фонда развития Интернета, который не занимается непосредственно развитием этой доменной зоны, но тратит средства на различные общественные мероприятия, связанные с развитием Сети. Таким образом, покупка домена в зоне .SU фактически является благотворительным мероприятием. Несмотря на явное отставание в развитии, домену .SU прогнозируют активный рост, и связано это с тем, что сейчас еще можно зарегистрировать в этой зоне «красивое» имя.

Координационный центр национального домена .RU регламентирует его стоимость специальным документом R-14 (http://www.cctld.ru/ru/doc/acting/?id21=17&i21=5). Согласно ему, домены должны находиться в определенных ценовых рамках, и ни одна организация не имеет права продавать их дешевле. Тем не менее, несмотря на эти условия, многие хостинг-компании проводят различные маркетинговые акции и продают домены по сниженным ценам. Таким образом, они нарушают общепринятый регламент и рискуют потерять партнерские отношения с регистратором, который следит за подобными хитростями. Однако, если хостинг-провайдер лишится договора с одним регистратором, он сможет перезаключить его с другим, а их в зоне .RU уже двенадцать. Регистратор же, не уследивший за деятельностью своих партнеров, может лишиться аккредитации Координационного центра и навсегда потерять возможность реабилитации.

Поскольку регистраторы не имеют права вести ценовые войны, они ищут другие способы привлечения клиентов (бесплатный хостинг и т.п.). Например, компания R01 предоставляет возможность регистрации домена в офлайновом режиме. Для этого следует дозвониться по модему на номер +7(495)710-40-40, ввести логин (R01) и пароль (domain), открыть страницу www.r01.ru и пройти процедуру регистрации. Есть у этого регистратора услуга «Парковка доменов» — для желающих иметь в сети визитную карточку. Владелец домена может бесплатно воспользоваться любым из готовых шаблонов сайта, вставив на страничку свое фото и любую другую информацию. При этом платить нужно будет только за обслуживание домена.

Сниму жилье в WWW

Итак, если с нашей помощью или самостоятельно вы определились с доменной зоной, дальнейшие ваши шаги должны быть таковы:

  • придумать имя;
  • выбрать регистратора, чьи условия вам более всего подходят;
  • оплатить домен.

Универсальной формулы, следуя которой можно сочинить для компании или человека идеальное сетевое имя, не существует. Но есть отдельные моменты, требующие особого внимания. Подробные рекомендации по выбору имени приведены в статье «Хочешь, я угадаю, как тебя зовут?» (см. «Мир ПК», №5/05, с. 86). Конечно, много зависит от преследуемой цели. Стремление подзаработать, продав зарегистрированный домен, наблюдается уже давно. Однако о попытках зарегистрировать в качестве электронного адреса название какой-либо крупной компании лучше сразу забыть. Товарные знаки защищены законом об интеллектуальной собственности. Неплохие деньги можно было бы заработать, зарегистрировав в качестве электронного адреса слово, не охраняемое законом. Однако подобных ходовых слов, не разобранных предприимчивыми пользователями Сети, уже не осталось (см. врезку «На голубом глазу»). Интересна идея регистрировать доменные имена, связанные с предстоящим большим событием или простой вечеринкой. Например, вы планируете организовать встречу однокашников. Заранее регистрируете соответствующий домен, а после ее проведения в Интернете публикуете фоторепортаж о том, как все проходило. Получается своего рода виртуальный альбом, «полистать» который можно и годы спустя.

Выбирая регистратора, обратите внимание на некоторые юридические тонкости (см. врезку «Юридическая справка»). Если домен для вас регистрирует разработчик, это обойдется несколько дороже, чем если вы делаете это сами. Причем разница может быть от 20 долл. (при регистрации без посредников) до 50 долл. (через третье лицо). Возникает закономерный вопрос: почему? Компания, имеющая большой опыт работы с доменами, проведет регистрацию быстро, грамотно и с соблюдением всех законов. Имея дело с фирмами-однодневками, вы рискуете потерять свой домен. Добросовестные компании, занимающиеся технической поддержкой, внимательно следят за состоянием счета клиента. Кроме того, возможен вариант, при котором провайдер или разработчик (а не вы) будет являться плательщиком по домену, что весьма удобно.

Способы оплаты доменных имен весьма различны (см. таблицу «Что, где, почем»). На них следует обратить внимание до того, как оформлять заявку. Может оказаться, что регистратор не принимает наличных или работает не со всеми пластиковыми картами. А доменное имя, как правило, резервируется за вами на несколько дней с момента подачи заявки. Если за это время вы не внесете деньги на счет регистратора, ваша заявка будет аннулирована, а имя считаться свободным.

* * *

Рынок доменов далек от насыщения, поэтому не исключена возможность появления новых регистраторов. Дабы не ломать голову над сложным процессом аккредитации, многие хостинг-провайдеры работают по партнерским схемам. На условиях технического аутсорсинга регистратором можно стать, например, на базе R01. Нам с вами в сущности безразличны отношения компаний. Для будущего владельца доменного имени важно знать свои права, разобраться в ценах и предоставляемых услугах и быть в курсе, что следует делать в случае возникновения проблем.


Юридическая справка

Эта информация может оказаться полезной для каждого, кто собирается приобрести доменное имя — выбрать и зарегистрировать свободный домен либо купить домен, который занят. Если вы не чувствуете себя достаточно уверенно в юридических вопросах, лучше всего обратиться за разъяснениями к тому, кто будет разрабатывать сайт для вашей компании или станет провайдером.

Защита доменного имени от перехвата

Чтобы выяснить, свободно ли выбранное вами доменное имя, воспользуйтесь сервисом Whois, размещенным на сервере РосНИИРОС.

Не разглашайте информацию о выбранном доменном имени до получения от РосНИИРОС официального подтверждения регистрации домена во избежание использования этой информации недобросовестными лицами.

В случае обращения в организацию, предоставляющую услуги по регистрации доменных имен (интернет-сервис-провайдеры, хостинговые компании и т.д.), тщательно изучите условия заключаемого договора. В нем должны быть зафиксированы обязательства организации по регистрации домена. Домен второго уровня в зоне RU выглядит так: .RU. Обратите внимание на то, что домен вида ..RU является доменом третьего уровня и не подлежит регистрации в базе данных РосНИИРОС. Ссылка на него в договоре с провайдером не гарантирует регистрацию доменного имени .RU на ваше имя.

Разрешение споров

В зоне .RU действует заявительный порядок регистрации доменных имен: регистрация домена представляет собой всего лишь занесение информации, содержащейся в заявке будущего владельца, в базу данных домена .RU.

Законом не установлено ограничений по регистрации доменных имен, а РосНИИРОС не уполномочен производить предварительную проверку заявляемых к регистрации доменных имен на соответствие их каким-либо объектам. Если вы считаете, что администратор доменного имени, зарегистрированного в зоне .RU, при его использовании нарушает ваши законные права и/или интересы, обратитесь к нему. Информация о нем и доменном имени, доступная неопределенному кругу лиц, представлена на сервере РосНИИРОС по адресу: http://www.ripn.net/nic/whois/index.html (сервис Whois). А полная информация об администраторе домена, содержащая все данные о нем, может быть предоставлена только по запросам правоохранительных органов и суда в случаях и порядке, предусмотренных действующим законодательством РФ.

Для разрешения возникших противоречий по поводу принадлежности доменного имени, зарегистрированного в зоне .RU, для начала следует попытаться самостоятельно урегулировать спор между сторонами путем переговоров или обратиться к юристам. Если это не помогло, можно обратиться в Третейский Суд по информационным спорам при Союзе операторов Интернета (http://www.soi.ru/soi/63807) или Третейский Суд при Ассоциации документальной электросвязи (http://www.rans.ru/court). В случае нарушения законодательства о конкуренции или рекламе следует обращаться в Министерство по антимонопольной политике РФ (департамент конкуренции и рекламы).

По материалам РосНИИРОС


На голубом глазу№

Английское слово squatting означает «самовольное поселение». Именно от него и произошло понятие «киберсквоттинг« — приобретение доменных имен, созвучных названиям известных компаний или просто представляющих собой «красивые» слова, с целью их дальнейшей перепродажи (см. «Мир ПК», №10—12/03). Захватчиками доменов — киберсквоттерами — называют сетевых деятелей, пытающихся извлечь выгоду из регистрации доменного имени, к которому они не имеют ни малейшего отношения. Назвать киберсквоттинг достойным занятием довольно трудно, но он не нарушает букву закона, а потому имеет право на жизнь, как и любой другой законный бизнес. Каждый сам выбирает, чем заниматься и как зарабатывать деньги. При этом некоторые товарищи даже рекламируют свою деятельность. Правда, как-то очень иносказательно. Например, на странице http://www.vashdomen.ru/?rid=1849 броский заголовок гласит: «Интернет-агентство Artus не торгует доменами!» И далее: «Мы не предлагаем Вам домены. Мы предлагаем Вам партнерство! Если Вы нашли в нашем списке интересный для Вас домен и рассчитываете его использовать, то мы уверены, что Вы заинтересованы в сотрудничестве с нами!». В общем, этакий праздничный набор времен застоя: индийский чай «со слоном» и банка морской капусты в нагрузку. Однако на официальном сайте www.artus.ru никакой информации о том, что уважаемое агентство занимается откровенным киберсквоттингом, вы не найдете. Значит, все-таки стесняются? Очень это напоминает сразу двух известных персонажей из «Двенадцати стульев»: О. Бендера, чтившего УК, и «голубого воришку» Альхена, все существо которого «протестовало против краж, но не красть он не мог».

Кстати, вот некоторые из имен, «прихватизированных» Artus:

www.biofarm.ru
www.fantomas.ru
www.gimn.ru
www.gimnazist.ru
www.gopstop.ru
www.lavanda.ru
www.mosadvokat.ru
www.naVODKA.ru
www.postroim.ru
www.tv-rating.ru
www.videodom.ru
www.vodopad.ru

«Википедия» предлагает следующие методы борьбы с подобными товарищами.

Профилактические:

  • упреждающая регистрация доменных имен с целью опередить киберсквоттеров;
  • защита информации о планах, проектах, исследованиях рынка в режиме коммерческой тайны.

Реакционные:

  • доказательство в суде недобросовестной конкуренции или недобросовестного использования домена (для случая UDRP);
  • демонстрация незаинтересованности в домене и ожидание окончания срока регистрации;
  • оказание иного воздействия на киберсквоттера или регистратора.

Однако многие компании все же предпочитают выкупать интересные домены. Выкупают даже в тех случаях, если домен можно было бы отобрать через суд: предполагаемые судебные издержки и упущенная выгода зачастую больше, чем цена, которую запрашивает киберсквоттер.


№Утверждать что-то «на голубом глазу» — говорить с невинным видом, вполне отдавая себе отчет, что все сказанное не соответствует действительности.


Веселые домены

Мы уже рассказывали о том, как повезло маленькому государству Тувалу, чей двухбуквенный код TV правительство этой страны использует как виртуальный ресурс, приносящий вполне реальную прибыль. Вот еще несколько примеров по-своему забавных доменных имен, присвоенных различным территориям. В некоторых из этих зон вы вполне можете зарегистрировать и свое сетевое имя.

AQ — государство Антарктика (Южная полярная область, включающая материк Антарктиду и окружающее его океаническое пространство Южного океана с мелкими островами). Цена регистрации неизвестна.

CC — государство Кокосовые острова (группа из 27 небольших коралловых островов в Индийском океане. Площадь 14 км?, население около 700 человек). Цена регистрации — 60 долл.

DJ — государство Джибути (республика расположена на побережье Восточной Африки и контролирует Баб-эль-Мандебский пролив, разделяющий Красное море). Цена регистрации неизвестна. Сайт администратора: www.intnet.dj.

IE — государство Ирландия. Цена регистрации неизвестна. Сайт администратора: www.domainregistry.ie.

IQ — государство Ирак. «IQ имеет огромный потенциал, — заявил в 2003 г. Бен Фитцджеральд О’Коннор, глава Комитета по технологической и информационной реконструкции Ирака (Committee for Information Technology Reconstruction in Iraq). — Мы думаем, что, передав администрирование домена IQ британскому провайдеру и начав регистрацию доменов в нем, сможем помочь иракскому народу получить выгоду от принадлежащей им доменной зоны». В настоящее время в Багдаде хоть и начали появляться интернет-кафе, но только 12% опрошенных иракцев владеют ПК, 6% имеют доступ в Интернет и лишь 2% пользуются им регулярно. Цена регистрации неизвестна.

NC — государство Новая Каледония. Цена регистрации — 100 долл.

PR — государство Пуэрто-Рико. Цена регистрации — 100 долл.

PS — государство Палестинские территории. Цена регистрации — 45 долл.

Забавно выглядит то, что скрывается за TK. Этот код присвоен государству Токелау (три коралловых атолла в Тихом океане общей площадью 10 км? с населением по 500 человек на атолл). До ближайшей суши — 500 км; свиньи во время отлива питаются морепродуктами и плавают с одного рифа на другой; население ест рыбу и живет за счет средств, присылаемых родственниками из-за границы; руководит правительством Пио Туя. С чем ассоциировать доменное имя — это уж кому как фантазия подскажет. Например, «теоретик коммунизма». Есть ли на атоллах компьютеры — неизвестно, но регистрация имен там бесплатна (http://www.dot.tk/en/index.html). Да и хорошее настроение ежедневно вам обеспечено, достаточно почитать англо-«токелайский» словарь (walking — havalivali, please — faka molemole и т.д.).

По материалам http://info.nic.ru/st/12/out_295.shtml


В слове «мы» — сто тысяч «я»

В день своего рождения 7 апреля 2006 г. домен .RU преодолел отметку в 500 тыс. зарегистрированных доменов второго уровня. А уже в первые дни сентября число зарегистрированных имен второго уровня в национальном домене .RU достигло 600 тыс. В этом году впервые летом активность регистраторов не снижалась. При сохранении нынешних темпов к концу этого года в зоне .RU будет насчитываться уже около 700 тыс. доменов второго уровня, а рубеж в 1 млн. будет перейден к концу следующего.

Однако, несмотря на значительные темпы роста, по абсолютным показателям .RU пока отстает от многих других. Так, в национальном домене Германии зарегистрировано около 10 млн. имен. По числу доменов второго уровня .DE — самый массовый среди ccTLDs и занимает второе место после .COM. В самой стране по числу доменов лидером является Берлин, а по количеству личных сайтов на душу населения — Дюссельдорф, Гамбург и Мюнхен. По последним данным, на тысячу жителей Дюссельдорфа приходится 255 веб-страниц в доменной зоне .DE. Разумеется, это не означает, что собственный сайт есть у каждого четвертого: далеко не все домены принадлежат частным лицам, корпоративных и персональных страниц в Германии сейчас примерно поровну.

Следом за .DE идет .UK (Великобритания) — 4,5 млн. Правда, эта цифра включает домены третьего уровня, распределенные по поддоменам (CO.UK, ORG.UK, NET.UK и т.д.). В домене .NL (Нидерланды) насчитывается свыше 2 млн. доменов второго уровня — при том что численность населения в этой стране едва достигает 17 млн. человек. Так что по числу доменов на душу населения Голландия опережает Германию. Более 1 млн. доменов насчитывается в национальном домене маленькой Бельгии (.BE). А вот Франция по числу зарегистрированных в национальном домене имен идет наравне с Россией (в зоне .FR насчитывается около 617 тыс. имен).

Редко кто стремится получить «прописку» в Интернете просто так. У пользователей, регистрирующих домен на свое имя, как правило, далеко идущие планы. Оно и понятно, ведь это удовольствие стоит денег. Скажем, зарегистрировать имя в зоне .DE обойдется в 12 евро в год, а в новом общеевропейском домене .EU — уже 29 евро. Впрочем, в зависимости от провайдера цены могут варьироваться. Как бы то ни было, но грандиозные планы оставить собственный след в виртуальном мире нередко так планами и остаются. Владельцы многих сайтов к автоматически появляющейся табличке «сайт находится в разработке» в итоге так ничего и не добавляют.


"Что, где, почем"