Часть 2. Заправка картриджа принтера

HP LaserJet 5L/6L (C3906A)

Прошлый раз мы бегло ознакомились с принтером HP LaserJet 5L (6L), узнали о том, как его бережно эксплуатировать. Теперь расскажем, как экономить на расходных материалах, — будем учиться заправлять картридж.

Наверное, самое интересное для обычного пользователя — это заправка картриджа C3906A, который, собственно, и устанавливается в принтеры HP 5L/6L. Однако есть одно «но». Тонер для заправки картриджей — вещество мелкодисперсное, т.е. размеры его частиц очень малы. Посему появляются некоторые проблемы. Во-первых, по причине маленьких размеров частиц тонер может легко проникнуть в ваш организм и осесть в легких. Во-вторых, использование обычного пылесоса для сбора рассыпавшегося порошка неэффективно и нежелательно — фильтры пылесоса просто не смогут задержать столь малые частицы. Отсюда см. пункт «во-первых». К системам очистки мы еще вернемся в следующих статьях.

Рис. 1. Картридж C3906A для принтера HP 5L (6L)

Как правило, картридж для принтеров 5L/6L (рис. 1) имеет черный цвет (фабричное название — hp C3906A). С ним схожи картриджи C4096A (для HP LaserJet 1100) и EP22 (для Canon LBP-810 и LBP-1120). Способы заправки у них одинаковые.

Особое внимание обратите на производителя тонера и его тип. Нам требуется hp 1100 или hp 5L/6L — в общем-то это одно и то же. Может подойти и тонер hp 1200, но пока по нему нет статистики.

Какого производителя предпочесть? В своей практике я использую тонер фирмы «Булат». Также приходилось использовать AQC. Нареканий пока не было. Первый дешевле, зато второй качественнее. Если есть возможность, то покупайте AQC, изготовленный в США (но никак не расфасованный в России). Используя тонер для другой модели картриджа, вы получите некачественные отпечатки, а в худшем случае возникнут проблемы с принтером.

Итак, немного об устройстве картриджа C3906A. Он состоит из двух частей: драм-юнита и тонер-картриджа, скрепленных между собой штифтами с двух сторон. В тонер-картридже находится бункер для тонера, к которому вплотную прилегает магнитный вал. Благодаря тому что частицы тонера содержат железо, они «примагничиваются» к этому валу. Чтобы слой тонера был определенной толщины, над магнитным валом стоит разравнивающее лезвие (также называемое Doctor Blade). Для переноса тонера на лист бумаги в драм-юните располагается фотобарабан, рядом с которым находятся ракель (лезвие очистки), вал первичного заряда (вал коронирования) и бункер отработки.

Заправка

Способ №1. Понадобится дрель (или что-то ее заменяющее), тонер и скотч.

Рис. 2. Отверстие в драм-юните...
Рис. 3. И в тонер-картридже

Делаем два небольших аккуратных отверстия (рис. 2, 3) — одно в драм-юните, второе в тонер-картридже.

После произведенной экзекуции ссыпаем остатки тонера из обеих частей через проделанные отверстия, заправляем тонер (для этого можно из бумаги соорудить воронку), все аккуратно чистим и заклеиваем «раны» скотчем — этого вполне достаточно для удержания содержимого.

Данный метод, к сожалению, очень распространен, но меж тем не сулит ничего хорошего. Скотч может отклеиться и превратить механизм принтера в свалку, а тогда без довольно обширной профилактики не обойтись. После такой заправки картридж станет непригодным уже через 5—7 тыс. копий. Зачем же я рассказываю об этом способе? Как известно, кто предупрежден, тот вооружен. Может, кому и пригодится.

Рис. 4. Здесь делаем трепанацию крышки картриджа

Способ №2. Посмотрите на рис. 4 — по указанной линии надо сделать пропил и отделить ту часть, что заштрихована. Только аккуратнее: бункер надо оставить целым.

Сняв часть крышки, вы получите доступ к пробке. В нее как раз и можно засыпать тонер. Но обратите внимание: до другой части картриджа вы так не доберетесь. Следовательно, придется делать отверстие или оставлять все как есть. К сожалению, без очистки бункера отработки фотобарабан испортится значительно быстрее. К тому же качество отпечатков снизится уже после второй заправки, так как отработанный тонер будет стремиться наружу, а выход он найдет на лист бумаги. В связи с этим данный метод не лучше первого. Значит, ищем что-то более эффективное.

Рис. 5. Штифт №1 Рис. 6. Штифт №2

Способ №3. Картридж надо разъединить на две половинки. Не бойтесь — это более правильный путь, подразумевающий несколько вариаций. В первом случае вбиваем внутрь штифты (рис. 5, 6).

Рис. 7. Вот такой инструмент придется изготовить

Для этого можно использовать дюбель, заточенный на конце наподобие карандаша (рис. 7).

Рис. 8. Вот так ставим дюбель на штифт и начинаем «прилагать усилия»

Итак, у вас есть заточенный дюбель. Ставим его на штифт и начинаем вбивать молотком (рис. 8). Только аккуратно! Если бить чересчур сильно, то легко «убить» картридж. Но и слишком слабые удары к искомому результату не приведут.

Кстати, замечу, что с новым картриджем понадобятся более серьезные усилия. При последующих заправках процедура станет легче. Так что вам имеет смысл поискать картридж, который уже разбирали таким методом, и потренироваться на нем (рис. 9).

Рис. 9. Один штифт выходит без помех, а вот с этим придется повозиться Рис. 11. Вначале вытаскиваем штырь

Продолжим разборку. Вы выбили штифты (не потеряйте их) и теперь можете разъединить половинки. Возьмемся за ту, где установлен фотобарабан (рис. 10).

Рис. 10. Вот так из одного получаем два

Нам нужно очистить бункер отработки, который некоторые умельцы прозвали «отстойником». Для этого вытаскиваем штырь из фотобарабана (рис. 11). Затем слегка отклоняем фоторецептор и тянем на себя. Далее надо вынуть вал первичного заряда и снять ракель (рис. 12, 13).

Теперь вытряхиваем бункер, где скопились грязь и отработанный тонер. Очистить «отстойник» можно и не снимая вал заряда и ракель, однако рекомендую это все-таки сделать — тогда срок службы частей увеличится.

Выполняя данные процедуры, учтите, что ко всем деталям нужно относиться бережно. Важно не касаться рабочей области фотобарабана, вала заряда и магнитного вала, о котором чуть позже.

Рис. 12. Затем освобождаем сам фотобарабан... Рис. 13. И очищаем от содержимого бункер отработки

Собрав драм-юнит в обратной последовательности, переходим к тонерной части. Здесь потребуется снять крышку (рис. 14). Чтобы было проще сориентироваться, обратите внимание вот на что: под одной из них находятся шестеренки. Эту часть трогать не надо. А вот под другой скрыта пробка.

Рис. 14. Аккуратно снимаем крышку... Рис. 15. Вот и заветная пробка

Добираемся до пробки. Если это первая заправка или вы не уверены в тонере, который находится в картридже, то лучше его ссыпать (рис. 15, 16). Затем, слегка отклонив магнитный вал (его можно и вытащить), счищаем накопившуюся на нем грязь кусочком поролона или специальным пылесосом.

Почистив магнитный вал, приступаем непосредственно к заправке. В отверстие под пробкой засыпаем тонер — приблизительно 170 г. Думаю, вы не ошибетесь, ведь больше, чем способен вместить бункер, вы все равно не утрамбуете.

Закрываем пробку. Можно сделать небольшую проверку: провернуть магнитный вал. Разворачиваем тонерную часть так, чтобы шестеренка на магнитном валу оказалась справа, и проворачиваем ее от себя. Так можно увидеть некоторые дефекты. Например, вертикальные белые полосы образуются от мелких частиц, оставшихся на этом элементе. О том, как избежать дефектов и исправить их, будет рассказано в следующих частях статьи.

Теперь совмещаем обе части и вставляем обратно два маленьких штифта. Обратите внимание: они должны попасть в пазы — иначе картридж не будет работать.

После полной сборки возьмите картридж так, чтобы шестеренка на фотобарабане оказалась слева, и проверните ее от себя. При этом картридж должен стать чище. Однако идеальной чистоты ожидать не следует, так как она достижима только в принтере, когда на все элементы поступает рабочее напряжение.

Данный способ особенно удобен при больших объемах заправок, поэтому его часто используют в компьютерных конторах средней руки. Оптимальное соотношение цены и качества. Но можно лучше...

Рис. 16. Засыпаем тонер... Рис. 17. Вытаскиваем втулку...

Способ №4. Есть еще один вариант разборки картриджа. Он самый аккуратный, но немного более длительный и сложный. К сожалению, мне так и не удалось воспользоваться им на практике — его я изучал только в теории...

Итак, во-первых, надо аккуратно вытащить фотобарабан. Сделать это будет трудновато. К тому же есть вероятность его поцарапать. Тут главное — не торопиться. После того как вы вынули удерживающий штырь (рис. 17), аккуратно разведите две части картриджа и вытаскивайте фоторецептор, как и в третьем варианте (рис. 18).

Рис. 18. Аккуратно вынимаем фотобарабан... Рис. 19. А теперь - вал первичного заряда

Далее из образовавшейся части необходимо вынуть вал заряда (рис. 19) — для этого нужно узкогубцами потянуть за его нерабочую область (металлическая часть).

Теперь мы сможем вытащить штифты, но на этот раз их надо вытолкнуть наружу (к сожалению, сфотографировать процесс довольно сложно, придется вам положиться на интуицию). Для этого используется изогнутое шило либо особый инструмент, который легко купить в специализированных магазинах. С правым штифтом особых проблем возникнуть не должно, а вот с левым придется повозиться, так как он спрятан в некоем подобии коробочки. Подобраться к нему сложно, но возможно. Немного вытолкнув его, поддеваем узкогубцами с внешней стороны.

Вытолкнув штифты, разбираем картридж по описанной в третьем способе технологии.

Почему этот вариант более аккуратный? Да потому, что не повреждаются внутренние перегородки. Еще этот метод предпочтительнее, так как нет вибрации от ударов, способной повредить некоторые составляющие картриджа или спровоцировать попадание тонера на те элементы, которые в этом вовсе не нуждаются. Предупреждение: используя данный способ, будьте внимательны вдвойне. На первом этапе высока вероятность повредить фотобарабан.

Способ №5. Есть еще один вариант разборки картриджа. Для того чтобы вытащить штифты по бокам, вам понадобятся хорошие узкогубцы и перочинный нож. А теперь вырезаем две бороздки. Благодаря этому можно ухватиться за штифт и вытащить его наружу. Однако не советую особо увлекаться — если испортите крышку, придется раскошеливаться на новый картридж.

* * *

Как видите, любой из способов несет в себе определенные риски. Посему нужно быть предельно внимательным и аккуратным. Главное, не пугаться трудностей! Инструмент в руки — и вперед.

В следующем номере мы рассмотрим профилактику принтера, а также научимся делать небольшой ремонт своими руками.

С автором можно связаться по электронному адресу: chronomarchie@kolibrydesign.ru, www.kolibrydesign.ru.

Продолжение в следующем номере.


Внимание! Фирма-производитель, как правило, снимает с себя гарантийные обязательства в случае использования неоригинальных картриджей или самостоятельной заправки имеющихся. А если последняя еще и произведена ненадлежащим образом, то это может привести к порче внутренних систем принтера, что потребует дорогостоящего ремонта, или снизить качественные показатели устройства. За неосторожные действия пользователей редакция ответственности не несет.


Продолжение. Начало см. в №7/06, с. 113.