Идея заинтересовывает окружающих и широко распространяется в узких кругах, переходя из уст в уста. Спустя несколько месяцев или даже лет (а в прошлом — десятилетий и столетий!) идею, если она сохранит жизнеспособность, заметят и люди бизнеса. Здесь-то и наступит переломный момент: идея будет либо загублена (большинство признает ее невыгодной, и она останется востребованной у малой кучки людей), либо станет широко развиваться.

Именно последнее и относится к «дочке» Интернета и Телекоммуникации — IP-телефонии.

VoIP как технология

Начало IP-телефонии было положено в 1983 г. в Кембридже, шт. Массачусетс. Однако первые попытки наладить голосовую связь между офисами компании Bolt Beranek and Newman (BBN) на восточном и западном побережьях США можно назвать лишь смелыми экспериментами. Интернет-каналы на тот момент были ненадежны, протоколы передачи данных несовершенны и очень мало пригодны для передачи голосового трафика. Спустя 12 лет, в 1995 г., израильская компания Vocaltec дала старт IP-телефонии как технологии.

На простом уровне систему работы традиционной телефонии можно описать следующей схемой: вызывающий абонент — системы передачи голоса — вызываемый абонент.

Идея IP-телефонии как таковой состоит в замене привычной системы передачи голоса на более дешевую и универсальную — через Интернет. Причем упрощенно система передачи голоса выглядит так:

  1. Оборудование вызывающего абонента А по IP-протоколу отправляет оборудованию вызываемого абонента Б запрос на установление соединения.
  2. Происходит согласование протокола передачи данных и кодека, который выполняет кодирование и сжатие голосовых данных.
  3. Устанавливается соединение между абонентами.
  4. Голос кодируется в цифровую форму, сжимается, разбивается на пакеты, пригодные для передачи по IP-протоколу и передается от одного абонента к другому, где и производится обратная операция.
  5. По окончании разговора оборудованием абонента, прервавшего связь, дается запрос на разрыв соединения.

IP-телефония позволила осуществлять связь в трех вариантах: компьютер—компьютер, компьютер—телефон и телефон—телефон. И если в первом из вариантов применение IP-телефонии не выходит за рамки Интернета, то в остальных имеется соприкосновение с интересами традиционной телефонии.

В 90-х годах прошлого века Интернет развился до такой степени, что передача значительных объемов информации между странами стала относительно дешевой. Это дало возможность использовать IP-телефонию для передачи голосовых данных для международных телефонных переговоров.

Для понимания разницы между традиционной международной телефонией и телефонией с помощью VoIP ниже приведены упрощенные схемы работы международной телефонии:

Упрощенная схема работы традиционной международной телефонии

Из схем понятно, что при традиционной телефонии между абонентами существует большое количество посредников (крупных телекоммуникационных компаний). Откуда они берутся? В идеале абонент каждого из операторов связи (фиксированной, мобильной или спутниковой) должен иметь возможность дозвониться любому абоненту в любой стране мира. Однако на практике для этого «нашему» оператору связи необходимо заключить договоры сотрудничества со всеми операторами связи в мире, что невозможно. Оператор обращается к «вышестоящей» организации, которой может быть более развитый оператор в его стране либо крупная транснациональная телекоммуникационная компания. В качестве последней часто выступают крупные операторы связи развитых стран, например DeutscheTelecom (Германия), TelecomItalia (Италия), мобильные операторы, имеющие точки присутствия в большом количестве стран, — Orange, T-mobile, Vodafone, O2, Telenor и др. В качестве связующих средств используются телефонные кабели внутри страны, спутниковая связь, транснациональные многожильные кабели, в том числе подводные, и т.п.

Упрощенная схема работы переговоров с использованием IP-телефонии

По схеме передачи голоса в IP-телефонии может показаться, что посредников между абонентами практически нет. Но это не так. Интернет не обеспечивает налаженных контактов между всеми участниками рынка телефонной связи, однако заменяет дорогостоящие разнообразные системы передачи голоса на единую, универсальную и недорогую. Правда, искушенный читатель может здесь меня перебить: «Я еще в конце 90-х годов использовал вашу интернет-телефонию. Это жульничество, никакой слышимости, одни помехи за мои деньги!» И он будет абсолютно прав. Так уж суждено было истории сложиться, что VoIP вышла на всеобщее обозрение еще тогда, когда техническая сторона вопроса не была подготовлена. А через несколько лет значительно улучшились каналы (Интернет) и средства связи (протоколы передачи голосовой связи, кодеки, ПО). Появилась масса функций для повышения качества связи при сокращении объема передаваемой информации. Различные функции для подавления шума, протоколы, специально рассчитанные на гарантированное качество звука даже при потере части пакетов, — все это лишь малая часть усовершенствований, сделанных в VoIP за последнее время.

Технология, породившая бизнес

Восставший из пепла пользовательского недоверия VoIP расширяет свои владения. Как уже было сказано, успешная технология (уже выдавшая первые блины комом) порождает бизнес. А для начала любого бизнеса необходимо, чтобы новые продукты (услуги) были более качественными и/или более дешевыми, нежели уже существующие. Так вот, по качеству связи IP-телефония сравнима с традиционной, однако по цене оставляет ее далеко позади в части международных переговоров. Благодаря чему это достигнуто?

Как известно, Интернет заменяет привычную систему передачи голоса на более дешевую и универсальную, но снижение цен на услуги обеспечивается не только этим.

Посмотрим, как формируется цена на международные переговоры в традиционной телефонии. Основной оператор в стране А (как правило, монополист) устанавливает начальную цену на прием звонков в свою страну. Разумеется (для монополиста), она назначается достаточно высокой. Для стран Б и В, имеющих общую границу с А, где проложены многожильные транснациональные кабели, устанавливается наценка за стоимость прокладки такого кабеля и его обслуживание, а также добавляется наценка основного оператора в стране Б или В. Далее уже именно по этой значительно выросшей цене абоненты основного оператора страны Б (или В) могут звонить абонентам страны А.

Допустим, оператор страны Б имеет контракт с транснациональной крупной телекоммуникационной компанией, являющейся посредником между оператором страны Б и операторами других стран мира. Транснациональный оператор связи прокладывает кабели, устанавливает спутниковую связь с оператором страны Б, добавляет свои наценки (подчас значительные) и продает услугу абонентам страны А всем прочим заинтересованным странам и операторам. Таким образом, в результате огромных затрат на обеспечение систем передачи голоса и с учетом значительных наценок посредников стоимость международных переговоров возрастает в разы и даже десятки раз.

Любой абонент легко узнает, что звонки в развитые страны, расположенные недалеко от его отчизны, стоят относительно недорого, а звонки на другие континенты будут значительно дороже (за счет прокладки и обслуживания чрезвычайно дорогого подводного кабеля). Для звонков же в развивающиеся страны тарифы особенно высоки за счет большого количества посредников и монополии.

В IP-телефонии ценовая политика устанавливается иначе.

Компании, способные принимать звонки через Интернет (занимающиеся так называемой терминацией) и соединять их с абонентами в своей стране, устанавливают собственную цену на прием звонков. Чем больше таких компаний в стране и чем более свободно и легально чувствует себя в ней IP-телефония, тем ниже цена. Это обеспечивает конкуренция. Даже в странах с присутствием основного оператора-монополиста цена для приема звонков по IP гораздо ниже, чем для традиционной телефонии, поскольку и затраты меньше. Кроме того, в любой стране даже при самом строгом режиме всегда существуют компании, принимающие звонки полулегально, в обход основного оператора и по более низким ценам.

Компании-посредники, покупающие услугу приема звонков у компаний-терминаторов, предлагают эту услугу со своей наценкой тем компаниям, чьи клиенты совершают звонки в данную страну.

Компании-оригинаторы (оригинация — отправка, передача звонков), добавляя свою наценку, продают услугу конечным клиентам. На всех этих стадиях действует здоровая (а иногда не очень здоровая) конкуренция, что создает достаточно низкие цены на услуги.

Рассмотрим более подробно виды бизнеса на основе технологии переговоров через VoIP.

Терминация звонков

Компания-терминатор занимается обеспечением качественного соединения с абонентом в своей стране. Существует несколько видов такого соединения:

  • подключение к оператору фиксированной (мобильной) связи. Это так называемая "белая" терминация, т.е. осуществляемая полностью в соответствии с законом, по договору с оператором, к абонентам которого поступают звонки;
  • прямое включение в местную АТС как с ведома оператора, так и без такового. Второй вариант, как правило, не приветствуется и зачастую наказывается оператором. Причина вполне логична - постоянная терминация звонков загружает АТС гораздо больше, чем рядовой пользователь;
  • терминация звонков через посредников - других операторов связи в стране/городе;
  • в случае терминации звонков на мобильные телефоны возможен тоже полулегальный вариант типа прямого включения в местную АТС, по этическим причинам здесь не рассматриваемый.

Как правило, для терминации звонков необходимо приобретать специальную лицензию на телекоммуникационную деятельность либо на ее подвид — оказание услуг IP-телефонии.

Оригинация звонков

Это вид бизнеса, обратный описанному выше. Компания-оригинатор принимает звонки от конечных клиентов (по распространяемым карточкам IP-телефонии или по контрактным подключениям), заключает договоры с компаниями-терминаторами и посредниками. Принимая звонки от конечных клиентов, компания-оригинатор с помощью соответствующего оборудования устанавливает связь, кодирует голос абонента, передает его по Интернету или другим сетям компаниям-терминаторам и посредникам, а также обеспечивает ведение статистики звонков по каждому абоненту, подсчет расходов абонентов и т.п.

Данный вид бизнеса предполагает приобретение лицензии на такую деятельность. Причем контроль государственных органов облегчается тем, что компания, работая с конечными клиентами, широко афиширует свою деятельность и рекламирует свои услуги. Количество оригинирующих компаний и жесткость конкуренции между ними напрямую зависят от стоимости лицензии и свободы деятельности IP-телефонии в стране. Как правило, в тех государствах, где этот вид бизнеса достаточно доступен, наценки компаний-оригинаторов низки и цены для конечных клиентов близки к оптовым — на конкретные услуги. Такой бизнес в целом наиболее прибыльный (в любом случае наценки оригинатора самые большие в цепочке терминатор—посредник—оригинатор—конечный клиент), но и первоначальные затраты здесь максимальные. Они включают стоимость лицензии, дорогостоящего оборудования, ПО и очень оперативной и адекватной службы техподдержки.

Посреднические услуги

Наличие посредников при традиционной телефонии рассматривалось выше. А как обстоят с этим дела в VoIP? Разумеется, компания-оригинатор в стране А практически не может заключить договоры с операторами всех стран мира. Ей на помощь приходят посреднические компании. Вот несколько основных видов посреднического бизнеса в VoIP.

  • Предоставление услуг в конкретной стране. Компания осуществляет терминацию звонков на все номера фиксированной и мобильной связи в одной стране (обычно той, где находится главный офис или одна из точек ее присутствия). При этом она сама не занимается терминацией звонков, а заключает договоры с операторами связи в стране и терминаторами различных видов таким образом, чтобы обеспечить прием звонков на любой телефонный номер в этой стране. Данный бизнес хорош тем, что сама компания не занимается терминацией, и, следовательно, не всегда требуется дорогостоящая лицензия. Причем посредник контактирует напрямую с терминаторами и, значит, имеет конкурентную цену на оказываемую услугу, которую можно предлагать операторам других стран.
  • Оптовая покупка и продажа услуги передачи звонков на многие страны. Эти компании по сравнению с описанными выше расширяют объем предоставленных услуг - обеспечивают прием звонков в нескольких странах. Как правило, они уже контактируют не только с самими терминаторами, но и (по выгодным ценам) с такими же посредниками, находящимися в конкретных странах. В данном случае необходимо обеспечивать более активный контроль над ситуацией, чтобы не терять качество предоставляемых услуг в отдельных странах. Этот рынок пока находится на стадии формирования и перераспределения. За последние полтора года на рынке оптовых продаж VoIP-трафика появилось огромное количество брокеров и перекупщиков из таких стран, как Китай, Пакистан, Индия, Турция и т.д. С одной стороны, это зачастую приводит к демпингу и неустойчивому положению рынка, с другой - показывает, что рынок развивается и проходит очередную стадию.
  • Покупка и продажа услуг "A-Z". Так именуют компании, которые предоставляют услугу передачи звонков на все страны мира (A-Z: т.е. страны по алфавиту от A до Z, все страны). Цены на услуги этих компаний обычно значительно выше, потому что среди их поставщиков много посредников и мало непосредственных терминаторов, а объемы продаж услуг у большинства таких фирм ниже, чем у компаний, описанных в предыдущем пункте. Но здесь все зависит от качества и цен, так как конкуренция на этом рынке достаточно высока. Причем покупка услуг у поставщика "A-Z" - идеальный вариант для начинающей компании-оригинатора, которая может купить услугу передачи звонков на весь мир без гарантий по объемам передаваемых звонков и по более-менее доступным ценам. Часто компании, занимающиеся услугой "A-Z", совмещают это с оригинаторским бизнесом в своей стране.

Может показаться, что бизнес VoIP достаточно прост и приносит хорошие прибыли без особых проблем и уж тем более без больших стартовых вложений: оборудование окупается быстро и основных фондов практически нет — чем не «идеальный» бизнес? Однако это не так. Для телекоммуникационных операторов практически во всех странах международные переговоры — одна из основных статей дохода, компенсирующая дешевую, менее выгодную (а порой и убыточную) связь внутри страны. Особенно явно это проявляется у операторов фиксированной связи. Кроме того, основной оператор фиксированной связи в стране, как правило, монополист и либо принадлежит государству, либо приватизирован. И в том и в другом случае им является всегда весьма влиятельная компания. А вот IP-телефония обеспечивает то же качество услуг, но по гораздо более низким ценам.

Естественно, конкуренция между операторами традиционной и IP-телефонии в большинстве стран весьма жесткая. Против компаний IP-телефонии принимаются различные меры: от высоких цен на лицензии до ответственности за так называемый «рефайл» («рефайлинг» — терминация международных звонков в АТС оператора под видом обычных звонков внутри страны). Казалось бы, в последнем нет ничего предосудительного или вредоносного для оборудования оператора, но во многих странах приняты законодательные акты, запрещающие подобную деятельность.

Фактически VoIP играет с традиционной телефонией в «кошки-мышки»: всем понятно, что более качественную и дешевую услугу ничем не скрыть, однако также попытки предпринимаются.

VoIP как метод улучшения и удешевления

Любая новая технология неизбежно вызывает массу отрицательных реакций со стороны приверженцев более старой. Как хозяева барж и пароходов протестовали против построения железных дорог, предрекая гибель транспортной сети, так и владельцы традиционной телефонии пытаются очернить деятельность VoIP, а не сблизиться с ней.

Уже на существующем этапе этого развития оборудования и программ для передачи голоса понятно, что использование имеющейся сети передачи голоса в том виде, в каком это принято сейчас, неэффективно. По тем же проводам можно передавать оцифрованные данные с гораздо более высокими скоростями (что доказывают ADSL, выделенные линии и т.п.).

При передаче данных с помощью протоколов и кодеков для VoIP объем передаваемой информации снижается до 8 раз практически без потери качества! Так, необходимая полоса пропускания для кодека G.711, применяемого в традиционной телефонии (без сжатия голоса),— 64 кбит/c, для кодека G.729 (одного из наиболее популярных в VoIP) — всего 8 кбит/c. В случае не очень большого количества посредников между оригинатором и терминатором задержки звука составляют до 150 мс, что неразличимо абонентом.

Сложившуюся ситуацию понимают многие операторы традиционной связи и потому широко применяют VoIP в своей деятельности. Такие известные операторы, как AT&T, MCI, BritishTelecom, DeutscheTelecom, и многие другие давно применяют VoIP для своих целей, а некоторые из них планируют полный переход на среду VoIP. Практически во всех этих компаниях существуют подразделения, контактирующие и заключающие договоры с крупными компаниями-терминаторами для удешевления себестоимости международных переговоров.

Многие мировые операторы связи занимаются чистым VoIP-бизнесом, т.е. заключением договора с оператором связи в какой-либо стране с перепродажей услуги терминации в эту страну другим компаниям. Яркий пример — договоренность TelecomItalia с монополистом связи на Кубе. Практически весь VoIP-трафик звонков на Кубу проходит через TelecomItalia, причем цена услуги передачи звонков в эту страну установлена достаточно высокой.

Эту песню не задушишь, не убьешь...

Вопрос глобального распространения VoIP — всего лишь вопрос времени. Внедрение на рынок в момент его формирования интересно не только тем, что есть незанятые ниши, но и тем, что можно в реальном времени наблюдать все стадии, которые он проходит в своем развитии.

Добро пожаловать в мир телекоммуникаций!

С автором можно связаться по e-mail: krava@krava.com.ua.


О чем речь?

Интернет-телефония, IP-телефония, VoIP — синонимы одной и той же технологии, в основе которой лежит передача голосовых данных по интернет-протоколу IP (VoIP — Voice over IP).


Борьба за качество

Для уменьшения объема передаваемой информации выдумываются всевозможные ухищрения, позволяющие не снижать качество связи. Например, выяснено, что паузы при беседе абонентов занимают около половины общей продолжительности разговора. Чтобы избежать бесцельной передачи шума во время таких «пробелов» в беседе, ПО автоматически фиксирует конец одной фразы и не передает голосовой трафик до первых миллисекунд следующей фразы абонента. Причем ПО другого абонента передает специально генерированный легкий шум, чтобы не возникало эффекта «гробовой тишины» и тот не думал, что связь прервалась.

Подобного рода функции значительно улучшают связь даже на некачественных линиях, не создавая никаких помех при общении.


Словарик

Оригинация звонков — отправка, передача звонков от конечного клиента через интернет-оборудование, принимающее звонки.

Оригинатор — компания, занимающаяся оригинацией.

Терминация звонков — прием звонков от оригинирующего оборудования и передача их конечному клиенту по традиционным линиям связи.

Терминатор — компания, обеспечивающая терминацию.

Кодек (КОдер/ДЕКодер) — программа, реализующая сжатие и кодирование медиаинформации (в данном случае звука), а также последующие восстановление и декодирование.