Состоявшаяся в пансионате «Бор» первая конференция «Интернет и бизнес» (КИБ) (www.ci-b.ru) организована компаниями «Бегун», «Демос», Mail.ru, Ozon.ru, «Рамблер», РБК, HeadHunter и «Яндекс», чья деятельность по сути привязана к Сети.

Двухдневная работа на конференции началась пленарным заседанием, на котором был заслушан совместно подготовленный организаторами конференции доклад «Рунет — итоги и тенденции», где дана характеристика Рунета с точки зрения его инфраструктуры, состояния рыночных отношений, в том числе их денежной составляющей и пользовательской аудитории. В ходе дальнейших обсуждений стало ясно, что бизнес в Рунете переживает активную фазу, требующую от участников общих усилий, направленных на его развитие. Одним из итогов и стал шаг по созданию ПОА.

В дальнейшем заседания КИБ проходили на секциях в два потока в виде дискуссий за круглыми столами, где участникам предлагались темы для обсуждения.

Разговор о проблемах и перспективах правового регулирования интернет-бизнеса свелся к текущим вопросам, связанным с развитием законодательного обеспечения ведения бизнеса, базирующегося на интернет-технологиях. Рассмотренные перспективы касались нового закона о рекламе для интернет-бизнеса, вопросов охраны интеллектуальной собственности и персональных данных, развития электронной торговли, а также применения электронной подписи.

Обсуждение коммуникативных сервисов, сообществ и социальных сетей — тенденций их развития и бизнес-моделей, начавшись, разумеется, с услуги электронной почты, перешло затем к обмену мгновенными сообщениями, формированию социальных сетей и образованию «блогосферы». В качестве основной тенденции была выбрана интеграция коммуникативных сервисов. Интерес также вызвали вопросы специфики организации интернет-сообщества и возможности его использования при ведении бизнеса.

Тема круглого стола «Web 2.0 для пользователя и бизнеса» охватила технологические и социальные вопросы, возникающие в связи с расширением спектра услуг, оказываемых в Сети. В частности, речь шла о том, откуда следует ожидать притока денег на развитие бизнеса, появится ли в Интернете новая концепция рекламы (2.0), как будут уживаться традиционные поисковые системы с требованиями к динамично изменяющемуся контенту.

На дискуссии по поисковым технологиям, разумеется, были отмечены текущие проблемы — спам и борьба с ним, а также проблемы развития — надежды возлагались на кластеризацию результатов поиска, на обращение к опыту пользователей с целью улучшения поиска и на возможности извлечения фактов из текста.

Не была обойдена вниманием тема информационной безопасности, которая, несомненно, важна при ведении бизнеса в Интернете. В основном при этом затрагивались традиционные аспекты проблемы: криптографические методы защиты информации, развитие инфраструктуры открытых ключей, использование электронной подписи и обеспечение аутентификации пользователей.

Среди прочих на круглом столе, посвященном теме «Интернет-СМИ: проблемы роста», вызвала интерес проблема несоответствия скорости роста объема и качества новостей интернет-СМИ росту Интернета в целом. Это заставляет поставщиков информации, как было отмечено, прибегать к кастомизации и локализации сервисов, а также рассматривать в связи с этими тенденциями возможности экспансии бизнеса в регионы, страны СНГ и даже дальнее зарубежье. С особой остротой в данных условиях стоят вопросы организации бизнеса в Интернете.

При анализе темы «Самочувствие электронной коммерции и платежных систем в Рунете» участникам был предложен диагноз: «Пациент скорее жив, чем мертв». Оказалось, что «путь от интернет-ларьков до сетевых гипермаркетов существенно длиннее, чем это виделось в начале». Также в Рунете существует количественное несоответствие возможностей и числа платежных систем малочисленности их пользователей.