А. П. Ершов

В минувшем апреле исполнилось бы 75 лет Андрею Петровичу Ершову, первому российскому академику от программирования. Для всех людей, вовлеченных в мир ИТ, это событие важно не только с хронологической точки зрения, но и потому, что личность академика Ершова очень тесно связана с историей программирования, разумеется в первую очередь отечественного.

В 1949 г. А.П. Ершов окончил школу и стал студентом механико-математического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Как и многие юноши той поры, он мечтал заниматься атомной физикой, но по причине высокой секретности этой научно-производственной области ему было отказано в приеме на эту специальность, потому что в ходе военных действий он временно находился на территории, оккупированной германской армией. Но, начав учиться (поистине пути господни неисповедимы), он стал специализироваться по вычислительной математике, т.е. в сфере едва ли менее секретной, чем та, которая была связана с атомным и водородным оружием.

Для Ершова годы учебы на факультете совпали со временем появления первых ЭВМ как в России, так и в остальном мире. Тогда, чтобы заставить работать эти машины, им предлагались программы, которые представляли собой тексты, сплошь состоящие из строгих строк кодов операций, соотнесенных с адресной структурой устройств, составлявших ЭВМ, и набором реализованных в ней команд. Поэтому программист, «сочиняя» свой текст, разрывался между переводом текста алгоритма задачи на маловыразительный язык, доступный для понимания ЭВМ, и распределением этого текста в весьма скромной ее памяти. Труд программиста в таких условиях был весьма хлопотным, так как отладка текста по кускам требовала еще и малоэффективной комплексной отладки, что существенно снижало производительность процесса программирования.

Завершив в 1954 г. учебу в университете, А.П. Ершов попал в Институт точной механики и вычислительной техники АН СССР, где разрабатывались ЭВМ серии БЭСМ. Еще на студенческой скамье Ершов заинтересовался проблемами автоматизации программирования и принял участие в исследованиях по разработке «Программы автоматического присвоения адресов (ПАПА)», которые привели к развитию языков низкого уровня, так называемых автокодов. А дипломная работа Андрея Петровича уже называлась «Программирующая программа (ПП)» и по существу стала важной вехой в его творческом пути, надолго приковав его интерес к трансляторам в высокоуровневой системе программирования и к системному программированию вообще.

Когда был создан ВЦ АН СССР, А.П. Ершов заведовал в нем отделом автоматизации программирования. Итогом этого периода стала вышедшая в 1958 г. книга «Программирующая программа для быстродействующей электронной счетной машины».

Об уровне А.П. Ершова как программиста уже в то время можно составить представление даже по простому перечислению имен тех людей, с которыми он работал. Это прежде всего его учитель Алексей Андреевич Ляпунов, по праву считающийся одним из крупнейших деятелей отечественного программирования, и преподаватель кафедры М.Р. Шура-Бура; однокурсники Э. Любимский, В.Штаркман, И. Задыхайло, впоследствии создавшие серьезную школу программирования в Институте прикладной математики АН СССР; А.П. Китов, Н.А. Криницкий, Г.Д. Фролов и Р.И. Подловченко — коллеги из ВЦ №1 МО СССР. Разумеется, были и другие коллеги, которые программировали задачи для создателей ракет и будущих полетов в околоземное пространство, и среди них С.С. Лавров.

Следующий, самый длинный период деятельности А.П. Ершова связан с работой в новосибирском Академгородке, начавшийся в Институте математики СО АН СССР с того, что он возглавил в нем отдел программирования. В дальнейшем он работает в созданном ВЦ СО АН СССР. Научная деятельность в области исследования схем программ и теории компиляции не только принесла А.П. Ершову известность в науке, но и способствовала созданию школы учеников и последователей. Вот лишь беглый перечень результатов его работы. За новосибирский период под руководством и при активном участии А.П. Ершова были выполнены, как теперь принято говорить, следующие проекты: разработан язык программирования «Альфа» и оптимизирующий «Альфа»-транслятор; создана первая в стране система разделения времени «Аист-0»; учебная программа по информатике «Школьница»; программа для подготовки печатных изданий «Рубин»; многопроцессорная рабочая станция «Мрамор».

Разумеется, наряду с исследовательской деятельностью А.П. Ершов вел большую методическую и просветительскую работу в области программирования. В частности, много сил он отдал организации обучения школьников программированию, которое он называл второй грамотой. Плодом его усилий стал первый качественный учебник по информатике для школы и даже телевизионный курс «Основы информатики». Удивительный феномен летних школ по программированию в новосибирском Академгородке для детей и заочная школа по программированию для учащихся были также результатом его внимания и руководства.

С именем Андрея Петровича связана активная международная деятельность, донесшая через «железный занавес» до зарубежных коллег представление о работах, проводимых в СССР в области программирования. Он был членом Международной федерации обработки информации (IFIP) и неоднократно выступал на ее конгрессах с пленарными докладами.

Заботясь о профессиональном взгляде на программирование, Андрей Петрович вынес на публичное рассмотрение такие проблемы, как «человеческий и эстетический факторы программирования», а в 1970 г. на ВКП-2 (Всесоюзной конференции по программированию) он предложил рассматривать программу как товарный продукт с соответствующей оценкой такой деятельности.

А.П. Ершову как человеку и ученому было воздано еще при жизни — награды, звания, признание на родине и в мире. Он стал орденоносцем, лауреатом Государственной премии, действительным членом Академии наук СССР, главой научной школы.

И после смерти он продолжает жить в своих учениках, книгах и благодарной памяти многих людей. Бывший ВЦ СО АН теперь носит имя А.П. Ершова, а в конце июня в новосибирском Академгородке регулярно проводятся «Ершовские конференции».