Нижний Тагил ассоциируется у нас прежде всего с металлургией. Всем известны НТМК — Нижнетагильский металлургический комбинат и «Уралвагонзавод». Но в последнее время и современные средства доступа в Интернет получили здесь хороший импульс к развитию. Поэтому я отправился в этот город в гости к нижнетагильскому оператору — компании «Уралкомсети» (далее UCN), чтобы узнать, каким образом она строит свою политику и сеть, пообщаться с пользователями и увидеть на месте, как обстоят дела с выделенным доступом в Интернет.

Как все начиналось: первые лицензии и первые клиенты

Идея создания компании UCN возникла в головах молодых энтузиастов-компьютерщиков в феврале 2000 г. Именно тогда они впервые встретились с представителями компании «Уральские мобильные сети», магистральным уральским оператором и региональным представителем «ТрансТелеКома», и решили: постоянному доступу в Нижнем Тагиле быть: он интересен и перспективен. В то время рынок пользователей Интернета находился здесь в зачаточном состоянии, в масштабе города на нем работали всего два оператора: небольшое нижнетагильское подразделение «Ростелекома» и энтузиасты отдела АСУ с НТМК. В том же году упомянутые выше энтузиасты зарегистрировали компанию, получили лицензии и установили хорошие деловые отношения с «Уральскими мобильными сетями» и с компанией «ТРОН»(netprovodov.ru), которые предоставляют услуги по радиодоступу в Екатеринбурге, Свердловской области, Тюмени и Челябинске, а затем начали предоставлять выход в Сеть с доступом по радиоканалу в родном городе.

Первыми клиентами стали фирмы, арендующие офисы в здании медико-инструментального завода. Работа по обеспечению радиодоступа шла на оборудовании BreezeAccess компании Alvarion, а для доступа с помощью Ethernet первые выделенные линии строились на активном сетевом оборудовании ZyXEL. Технологиями же ADSL в UCN начали серьезно заниматься с 2004 г., для чего стали использовать DSLAM и ADSL-модемы от ZyXEL.

Архитектура сети

Архитектура сети UCN следующая: основное узловое оборудование — FreeBSD-маршрутизаторы находятся на границе сети — в точке подключения к магистральному оператору последней мили «УралСвязьИнформ». В сети UCN три основных узла: один для связи с оператором «Уральские мобильные сети», второй — для обслуживания центра Нижнего Тагила и стыковки с «УралСвязьИнформом», третий — для работы в удаленном Железнодорожном районе. Основная технология Ethernet: трафик — 80%, радиодоступ — 20%. Когда начала активно внедряться технология ADSL, то в сетевой архитектуре ею стали постепенно заменять радиодоступ, за исключением тех точек, где прокладка проводов не предполагалась. В качестве Ethernet-коммутаторов в UCN используют модели 3Сom SuperStack II серии 3300 и управляемые коммутаторы второго уровня от компании D-Link. В сети UCN работает оборудование ZyXEL — DSLAM и модемы ADSL. Причем технологию ADSL применяют как транспортную в удаленные точки, а от них уже делают разводку по Ethernet. Максимальное расстояние по ADSL — до 6 км, скорость к пользователю — 1,5—8 Мбит/с, от пользователя — 380—900 кбит/c. Штат компании UCN — 15 человек, сеть обслуживают две бригады монтажников и два мобильных специалиста (один штатный, другой по договору).

Спектр услуг

Компания UCN занимается лишь постоянным подключением, т.е. только выделенными линиями, так как ее оценка бизнес-услуг по доступу в Интернет в Нижнем Тагиле ясно показывает, что идет миграция клиентов от коммутируемого доступа к постоянному. До относительно недавнего времени 95% пользователей UCN составляли юридические лица, как правило небольшие компании. Развитие кредитования принесло ей новую волну клиентов — магазины, прежде всего торгующие компьютерами, оргтехникой и другими дорогостоящими товарами. Ведь одно из требований банков для магазинов, которые продают в кредит, — стабильный доступ в Интернет. Б?ольшую долю общего числа клиентов составляют оптовые торговые компании. Специфика города такова, что в нем имеют свои филиалы многие компании с екатеринбургским капиталом, а значит, необходимы стабильные каналы для постоянного обмена трафиком между Екатеринбургом и Нижним Тагилом.

Клиентская база UCN включает около 300 юридических и свыше 300 физических лиц. Стоимость подключения физических лиц — от 2 до 6 тыс. руб., максимальная цена за 1 Мбайт по радиоканалу — 3 руб. 60 коп.; минимальная по Ethernet — 1 руб. 80 коп.

Перспективы

Сейчас в Нижнем Тагиле строительные компании активно прокладывают волоконно-оптические линии, завершен первый этап по созданию волоконно-оптического кольца, охватывающего город. Поэтому специалисты UCN планируют арендовать пару «волокон» для того, чтобы получить транспортную основу для работы и дальнейшего развития своей сети. Переход с Ethernet на волоконно-оптические линии связи позволит UCN предоставлять доступ в Интернет, активно заниматься развитием внутригородского трафика, а также предлагать дополнительные услуги — triple-play (передача голоса, данных, видео).

«Мы понимаем, что рано или поздно на рынок телекоммуникаций Нижнего Тагила придут мощные московские или екатеринбургские операторы, и потому строим свой бизнес с перспективой его продажи в будущем, — реалистично заметил Михаил Шибаев, технический директор компании UCN. — Ведь ситуация развивается очень динамично, и с приходом более сильных игроков мы не сможем конкурировать с ними, сохраняя сегодняшний уровень доходности компании. Самым логичным считаю последующую продажу бизнеса с сохранением рабочих мест». По его оценке, уже через полтора-два года рынок интернет-услуг Нижнего Тагила будет насыщен, обострится конкурентная борьба и начнется процесс миграции пользователей между основными его игроками.

ОБ АВТОРЕ
Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети», e-mail: mikeg@pcworld.ru.


"Cхема сети оператора «Уралкомсети»"

Советы начинающему...

Михаил Шибаев, технический директор UCN
оператору:
  1. Начните с тщательного предварительного анализа рынка - здесь иллюзий быть не должно.
  2. Определитесь с командой специалистов.
  3. Обеспечьте свой бизнес в правовом плане: грамотно составленные договоры, сертифицированная биллинговая система.
  4. Обратите внимание на выбор оборудования, не экономьте на узловых решениях.
  5. Сразу подумайте о средствах мониторинга сети: чем она разветвленнее, тем больше средств и времени требуется на ее обслуживание.
интернет-пользователю:
  1. Поинтересуйтесь, имеет ли ваш потенциальный поставщик Интернета лицензии на предоставление услуг по передаче данных и на оказание телематических услуг.
  2. Внимательно изучите договор: что предоставляется и в каких рамках, причем особое внимание обратите на то, за что с вас будут брать деньги. Также четко представляйте себе границы ответственности - кто за что отвечает.
  3. Поинтересуйтесь, как давно оператор работает на рынке предоставления интернет-услуг.

Неотъемлемый инструмент

Cемен Полетайкин, системный администратор клуба «Эра-боулинг»

Как системный администратор боулинг-клуба я слежу за работоспособностью компьютерной техники и обслуживаю локальную сеть из примерно 40 компьютеров, расположенную на двух этажах офисного здания. Скоростной канал мне необходим для того, чтобы получать из Интернета оперативную информацию о новых положениях по игре в боулинг и различных акциях, которые практикуют западные коллеги. Мы ищем в Сети описания турниров по боулингу, проходящих в разных городах мира, и пробуем проводить у себя конкурсы, применять интересные элементы оформления и кукол. Также мы рекламируем собственные услуги. У нас есть сайт www.erabowling.ru, где мы размещаем информацию о наших турнирах, фотографии, итоги соревнований. Кроме того, там есть схема проезда, гостевая книга, в которой наши посетители помещают отзывы, — одним словом, вся информация об «Эра-боулинге». Руководство, находясь в Екатеринбурге, может по Интернету войти в VPN-сеть, чтобы посмотреть отчетные документы и проконтролировать работу. Таким образом, быстрый и надежный доступ в Сеть помогает нам уже около двух лет, начиная с основания клуба.


Мой бизнес делается через Интернет

Александр Некрасов, директор «Инфотехсервиса»

Мы организовали первый магазин в Нижнем Тагиле, построив его с нуля прямо в квартире, а сейчас здесь компьютерный салон. Специализируемся на продажах ПК, ноутбуков и периферии в розницу. По Интернету я общаюсь с поставщиками и формирую заказы, причем могу их оперативно дополнить за день до доставки.

Покупателям я с помощью Сети подбираю конфигурацию и демонстрирую фотографии компьютерной техники, которую сразу могу для них заказать. Кстати, больше всего времени у меня уходит на электронную переписку.

Если потребитель желает взять кредит на покупку техники, он тут же открывает локальную программу, мы вводим анкету и отсылаем ее в банк, а клиент получает разрешение на кредит. На все это уходит 15 мин. И уже в течение суток деньги приходят на мой счет. Интернет стал для моего бизнеса такой же насущной потребностью, как и телефон.


Это стиль жизни

Сергей Московцев, пользователь со стажем

Как только Интернет появился в мире, почти сразу же он пришел и ко мне, ведь я «фидошник». В Фидо были великолепные форумы, и то содружество людей, которое занималось этой «сетью друзей», никуда не исчезло: они просто перебрались на другие форумы, где можно удобнее и быстрее общаться в реальном времени. Решить проблему, получить какой-то совет — все это зачастую удобнее сделать по Сети. У меня дома набор из трех компьютеров, объединенных в сеть с выходом в Интернет.

«Компьютерщик» — это уже определенный стиль жизни, и потому для меня работа и дом различаются очень мало. К тому же моя родня разбросана по всему миру, и значит, надежная и быстрая электронная почта просто необходима. Часто общаюсь в технических конференциях по спутниковому телевидению, просматриваю книжные новинки.

Интернет помог мне восстановить свою родословную: я нашел двоюродного деда и смог построить генеалогическое древо, основываясь на своей фамилии, до прапрапрадеда. Оказалось, что он был крестьянином, жил под Питером, а потом Петр I отправил его на уральский завод. В общем, Интернет для меня — и работа, и досуг, и образ жизни.