История вопроса. Цифровые технологии, породившие ИТ-мир, постепенно распространились на те сферы, где возможность их применения была неочевидна. Фотосъемка на «цифру» — это интересный симбиоз технологий, имеющих столетнюю историю (изготовление объективов), и молодых дерзких инноваций — сначала электронные компоненты позволили ввести функции автоматической настройки экспозиции и фокусировки, а затем и заменили пленку. В отличие от других направлений в ИТ, старые производители фототехники имели запас прочности перед «новоприбывшими», и исход борьбы был не столь однозначен, как в противостоянии производителей пишущих машинок и компьютеров. Естественно, появились лидеры в новых технологиях — такие, как компания Sony, но создать профессиональную камеру ей было не под силу: отсутствовал опыт изготовления тех самых старых добрых объективов. Старожилы фоторынка разобрались быстрее: Kodak первой разработала профессиональную цифровую камеру, а Canon и Nikon и вовсе развивались так, как будто никакой смены технологий и не произошло.

Проблемы ветеранов. Конечно, пленка еще не сдала своих позиций — по иронии судьбы ее свойства позволяют ей сохранять статус-кво на противоположных полюсах рынка — в дешевых фотоаппаратах и в профессиональных камерах. Однако XXI век уже начался под знаменем цифровых камер, каждый год отмечается заявлениями тех или иных производителей об уходе с рынка аналоговых фотоаппаратов. Из известных событий можно вспомнить отказ Agfa от производства камер и частичный отказ Kodak от пленки (в США и других развитых странах). Более того, фирма Kodak, которую без сомнения можно назвать самым известным производителем пленки, заявила, что в 2005 г. более половины ее доходов было получено от цифровой техники.

Но не у всех ветеранов фотографии дела идут так хорошо, как у вышеупомянутых Canon и Nikon. Та же компания Kodak вынуждена была отказаться от своих профессиональных камер. При этом, по ее внутренним данным, ей удается удержать первое место по продажам в США — крупнейшем рынке цифровых камер. Может, и не нужны эти профессиональные камеры для успеха в современных условиях? Но производители так не считают. В итогах «Фотофорума-2005» (см. «Мир ПК», №5/05, с. 118) я отмечал, что, наоборот, у всех производителей наблюдается тенденция к созданию зеркальных камер.

Модель GX-1S — первая зеркальная камера Samsung

Стремление к зеркалу. В прошлом году Panasonic объявила о создании в партнерстве с Leica своего первого зеркального аппарата. К этому времени обзавелись цифровыми «зеркалками» уже все известные производители камер, такие как Canon, Nikon, Olympus, Pentax, Konica Minolta. В прошлом году к ним неожиданно примкнула и корпорация Samsung. Сначала она выпустила попупрофессиональную камеру Pro815, обладающую серьезным объективом с 15-кратным трансфокатором, а в этом году и вовсе анонсировала зеркальную камеру GX-1S. Можно ожидать, что вживую с ней удастся ознакомиться посетителям американской фотовыставки PMA-2006 (на момент написания статьи она еще не началась). Известно, что в комплекте с камерой поставляется объектив Schneider (в других моделях корейская компания использует встроенные объективы той же марки), но она совместима и с Pentax. Похоже, что пытается вернуться на профессиональный рынок и Kodak — после закрытия линейки профессиональных камер компания некоторое время занималась только любительскими моделями, но в этом году выпустила более серьезную, полупрофессиональную Р880. Вполне резонно ожидать следующего шага — цифровой зеркальной камеры, тем более что опыт у компании в этой области богатый.

Если 10-мегапиксельная Sony R1 потрясает разрешением, то следующее поколение камер Sony «добьет» фотографов еще и сменными объективами

Судя по всему, стало популярным поставлять объективы тем, кто умеет торговать, но не владеет теми самыми технологиями со столетней историей. Для таких компаний, как Schneider и Carl Zeiss, это вообще единственный способ остаться на рынке цифровых камер. Однако и он не безоблачен — компания Sony использовала в камерах линзы Carl Zeiss, а тут нашла более интересный вариант. Вы заметили, что японская фирма не упомянута в списке производителей зеркальных камер? Это при том, что она была первопроходцем в цифровой фотосъемке! Пора ей исправить свою оплошность.

Но о Konica Minolta и Sony — в следующем абзаце, а пока отмечу, что стремление создавать зеркальные камеры может быть продиктовано не только соображениями престижа марки, но и попыткой защитить свой фотобизнес. Ведь пользователи, которых устраивает невысокое качество, в скором времени вполне могут остановить свой выбор не на «цифромыльницах», а на сотовых телефонах со встроенными камерами. А вот те, кому важно получить замечательную картинку, предпочтут в итоге зеркальный фотоаппарат.

Страдания Minolta. Итак, компания Koniсa Minolta объявила, что полностью прекратит операции со своими цифровыми и пленочными камерами к 31 марта 2006 г. (конец ее финансового года).

Как-то исторически сложилось, что внимательнее я следил за приключениями компании Minolta. Внешне все выглядело довольно привлекательно — она всегда достойно участвовала в гонке с конкурентами при создании полупрофессиональных камер и входила в ведущую четверку производителей, которые чуть ли не день-в-день рапортовали о покорении нового рубежа мегапикселов (партнерами по соревнованию были Canon, Nikon и Sony). Более того, ее продукты отличались своеобразием, благодаря которому она исправно наращивала число поклонников — встроенные объективы в линейках Dimage 5/7/А1/А2 имели фокусное расстояние 28—200 мм (в 35-мм эквиваленте). Несколько лет конкуренты не могли предложить такого сочетания минимального фокусного расстояния и семикратного зума. В любительских камерах дела шли не столь хорошо, но слияние с Konica, казалось, наладило положение и на этом фронте. Однако со временем конкуренты выпустили камеры с объективами, перекрывавшими возможности Dimage А1, а новых козырей у Minolta не нашлось. К сожалению, не оказались таковыми ни фирменная технология Anti-Shake, ни инновационное вертикальное размещение оптической системы внутри плоской коробочки «цифромыльницы». В общем, шансы были, но не сложилось.

Теперь корпорация Konica Minolta продолжит заниматься печатными и копировальными устройствами, медицинским оборудованием и т.д. По оценкам экспертов, выход из фотобизнеса позволит ей вернуться к прибыльности. (Еще бы! В текущем финансовом году ожидаются потери от подразделений фотопечати и цифровых камер около 8,7 млрд. иен, или 75 млн. долл.) Поддержка клиентов, заинтересованных в цифровых фотолабораториях, будет осуществляться с помощью партнеров, например компании Noritsu Koki. Продолжится и гарантийное обслуживание проданной техники, но обсуждается возможность передачи этой обязанности компании Sony в довесок к сладкому куску пирога — ей перешло отделение, занимающееся изготовлением зеркальных цифровых камер. Это неслучайная покупка — последние полгода обе корпорации сотрудничали в плане создания зеркальной камеры для Sony.

Камера Dynax 5D стала для Konica Minolta последней

Новая жизнь. Теперь Sony завершит этот труд в одиночку, получив инженеров из Konica Minolta, и станет наконец-то полноценным игроком на рынке зеркальных цифровых камер, да еще и с собственным набором объективов (та самая «ветеранская» технология, которая перейдет ей от Minolta). Но и пользователи профессиональных камер Minolta в выигрыше — продолжится выпуск объективов Dynax (Maxxum) под их технику. Думаю, с таким гандикапом, (пожалуй, третьи по уровню объективы на рынке) Sony вполне может включиться наконец в раздел рынка профессиональных камер.

Даже если вы никогда в жизни не собираетесь покупать профессиональный аппарат за пару тысяч долларов, то не стоит забывать, что и простым любителям перепадут недорогие камеры с технологиями из профессиональных моделей.

Все заметил Александр Баулин


Основные события

  • Корпорация Samsung в партнерстве с Pentax выпускает зеркальную камеру.
  • Компания Kodak возвращается - пока о зеркальном фотоаппарате речи не идет, но выпущена полупрофессиональная камера Р880.
  • Koniсa Minolta покидает рынок цифровых и пленочных фотокамер, а также цифровых фотолабораторий. Часть активов, относящаяся к созданию объективов и цифровых камер, куплена компанией Sony. В этом году ожидается выход первых зеркальных камер Sony.

Прогноз. Получившие доступ к технологиям изготовления цифровых камер новички способны потеснить Nikon и Canon: Samsung — за счет финансовой мощи, а Sony — благодаря большому опыту в создании полупрофессиональных камер. А вот Kodak вернуться на рынок зеркальных камер будет нелегко. Опыт у компании есть, но непонятно, на чем она могла бы сыграть, — один раз ей уже пришлось прекратить выпуск продуктов для профессионалов.