На заре появления персональных компьютеров компания Xara (созданная в 1981 г.) была одним из первопроходцев в области ПО. В ней зародилось немало технологий, ставших сегодня достоянием всего мира, — от инструмента проверки орфографии в текстовых процессорах до программы рисования, выполнявшей сглаживание в режиме реального времени и управление прозрачностью. Когда-то графический редактор для Windows, называвшийся Xara Studio, очень хорошо приняли пользователи. Одной из его главных изюминок была способность работать с векторными объектами и растровыми рисунками одновременно. Лицензию на приложение купила корпорация Corel, и продукт много лет выходил под названием CorelXara. Но то ли из-за того, что концепции развития редактора у фирм оказались слишком разными, то ли по каким-то иным причинам программа вернулась под юрисдикцию компании Xara. И в октябре 2005 г. была анонсирована очередная версия под названием Xara Xtreme — мощная, универсальная и в то же время компактная и недорогая, способная удовлетворить потребности новичков и заинтересовать профессиональных компьютерных художников и веб-дизайнеров.

В жестких условиях конкуренции компания приняла решение о раскрытии исходных текстов приложения и распространении его в соответствии с лицензией GPL. Запланирован также перенос Xara Xtreme на платформы Linux и Mac OS X. Но это, разумеется, не все, чем нас решили побаловать разработчики.

Панели интерфейса можно установить с любого края экрана

В программный пакет Xara Xtreme входят векторный (Xtreme) и растровый (Picture Editor) редакторы. Причем Picture Editor не только способен работать автономно, но и может быть вызван непосредственно из Xtreme.

Векторный редактор позволяет с помощью ряда средств рисовать и создавать произведения искусства. Помимо обычных инструментов вроде кисти художника или ведерка с краской предусмотрена специальная утилита, запускаемая командой Utilities ? Bitmap Tracer («Утилиты ? Битовая трассировка») и очень быстро преобразующая любую фотографию в векторное изображение. Специальные настройки помогают задать требуемый уровень точности. Впрочем, такие возможности есть и у конкурентов, например Corel Trace, и работают они не менее эффективно.

Главное, что способно заинтересовать художников, — это новый инструмент Live Effects («Эффект оживления»). Названием он обязан своей способности автоматического воздействия растровыми эффектами на любую векторную фигуру. Иными словами, те эффекты, которые ранее были доступны только в растровой графике, теперь можно применить к любым векторным объектам и тексту — например, обработать эффектом Fur («Мех») из Alien Skin Eye Candy 5 простую векторную линию. При этом векторный рисунок не растрируется.

К объекту применимы и несколько эффектов, список которых будет отображен в специальном выпадающем меню Effects applied in order («Упорядоченный список примененных эффектов»). Действие любого из них можно запретить, разрешить или удалить. Это похоже на имеющуюся в Photoshop CS2 возможность вызова Filter Gallery («Галерея фильтров»). Но «Галерея фильтров» в детище Adobe, обладающая великолепным дизайном, имеет один неприятный недостаток. Она не совместима с продуктами сторонних производителей, а те, что встроены в Photoshop, практически бесполезны. Внешний вид «Галереи фильтров» в системе Xara Xtreme очень прост, зато здесь можно работать с продуктами независимых компаний, и это важный шаг вперед.

Следует заметить, что некоторые из них в силу своей внутренней специфики все же растрируют векторное изображение. Они появляются в самой нижней секции меню, которое вызывается кнопкой New. В этой секции находятся встроенные в редактор фильтры Mehdi. Сюда же попали и фильтры KPT Scene Builder и KPT Sky Effects, когда я установил коллекцию KPT 6, ввиду их неприменимости к векторным объектам. Но это скорее исключение, чем правило, и подавляющее большинство фильтров прекрасно работают с векторными объектами. Поддерживается также выполнение эффектов с альфа-каналами.

Пополнился и набор эффектов в самом редакторе, сегодня имеются следующие: Chrome («Хромирование»), Melt («Таяние»), Swirl («Скручивание») — из коллекции Eye Candy 4000; Classic Mosaic («Классическая мозаика»), Crumple («Комкать»), Television («Телевидение») — из Xenofex 2; Craquelure 3D («3D-кракелюры»), Water Ripples («Водяные круги»), Seamless Workshop («Бесшовное размножение»), Lattice Composer («Формирователь решетки»), Jama 3D («3D-сморщивание») — из Redfield plugins («Фильтры Редфилда»); Eraser Classic («Классический ластик»), Fur («Мех»), Grain Natural 2 («Естественная грануляция»), HSL Plus («Баланс оттенка, насыщенности и яркости»), Melt 1.1 («Таяние») — из Mehdi. В составе программы появился также известный фильтр Page Curl 2.0 компании AV Bros., позволяющий выполнять хитроумные скручивания. Помимо этого покупателям Xara предоставляется скидка на приобретение полных коллекций фильтров Alien Skin Eye Candy 4000 и Xenofex 2 (по 59 долл. каждая) либо более мощной версии AV Bros. Page Curl Pro 2.1 (49,95 долл.).

Отлично показали себя и входящие в Live Effects собственные фильтры. 3D Bump Map («Карта рельефа») преобразует фотографию или векторный рисунок в рельефный отпечаток (способности эффекта расширяются благодаря возможности манипулировать источниками освещения). Enhance («Улучшение») позволяет применять к векторной картинке выполняющиеся в режиме реального времени преобразования яркости, контрастности, насыщенности, а также вносить изменения в резкость и размытие.

По быстроте прорисовывания CorelXara и раньше оставляла далеко позади всех конкурентов. В новой версии скорость рендеринга еще более возросла по целому ряду показателей:

  • смешивание, контуры и группировка;
  • изменение размеров, поворот и перемещение объектов;
  • переключение масштаба просмотра и ряд других задач.

Претерпела изменения система импорта/экспорта. Будучи первопроходцем в создании прозрачности векторной графики, Xara внедрила базовую прозрачность в версию PDF 1.4. Новая система экспорта генерирует сверхчистые и очень компактные PDF-файлы. Если предыдущая версия, экспортируя исходный 15-Кбайт векторный рисунок, создавала PDF-документ размером в 221 Kбайт, то теперь объем итогового файла составляет 111 Кбайт. Кроме того, улучшена совместимость PDF-формата с Adobe Illustrator. PDF 1.4 поддерживает закрашивание табличными цветами и прозрачность для плоскостного, линейного и радиального типов. Вся работа сохраняется в векторном виде и импортируется в Illustrator 9 и выше. Остальные векторные типы автоматически растрируются с выбираемым пользователем разрешением.

В Xara улучшена система экспорта векторной графики в PDF-формат

Среди новоприобретенных возможностей растрового редактора — способность отменять предыдущие действия, сохранять PNG- и JPEG-файлы. Конечно, до великолепия Adobe Photoshop CS2 ему далеко, но тем не менее имеются и свои достоинства. К примеру, появился инструмент Red Eye («Удаление эффекта красных глаз»), работать с которым легче и удобнее, чем с аналогичным средством в Photoshop CS2. А отсутствие некоторых важных инструментов можно восполнить, заменив их соответствующими фильтрами.

Подключив, к примеру, AKVIS Chameleon, получаем возможность изящной вставки растровых объектов из одной фотографии в другую. AKVIS Stamp («Штамп») дополнит редактор средством, подобным Healing Brush («Исцеляющая кисть») из Adobe Photoshop. А AKVIS Enhancer («Усилитель») позволяет отрегулировать детализацию изображения.

Увы, когда число таких фильтров в системе сильно возрастает, то доступ к ним весьма затрудняется. Вот если бы можно было устанавливать на панелях новые значки и через них добираться до фильтров, тогда совсем другое дело. Пока же отсутствие простейших средств, таких как ластик или инструменты выделения, вызывает только раздражение. Впрочем, компания Xara обещает вскоре исправить ситуацию.

Теперь вернемся к Xara Xtreme и посмотрим на полезные мелочи. Рабочие панели можно расположить с любого края экрана либо сделать их «плавающими». Объекты группируются разными методами: сложения, вычитания, исключения или отслаивания. Щелчок правой кнопкой мыши в момент удержания левой выполняет быстрое копирование — как и в Corel Draw. Новая команда разгруппирования объектов разъединяет их без предварительного снятия затенения, которое требовалось раньше. Эффект прозрачности теперь применим и к группе объектов. Векторную графику из Xara Xtreme можно поместить в Xara3D, выполнить трехмерные эффекты и вернуть изображение непосредственно в Xara Xtreme.

Есть и множество других нововведений вроде возможности применять к полупрозрачным объектам Feathering («Оперение»), работать с полутоновыми 32-битовыми альфа-каналами и т.д. Улучшенный интерфейс приложения, о котором говорится на сайте компании как о некоем достижении, смотрится неплохо, но, на мой взгляд, он мог бы быть и поинтереснее. Разработчикам есть над чем потрудиться и в деле обеспечения удобства. К примеру, изображение легко увеличивается или уменьшается нажатием и движением колесика мыши, однако у редактора нет панели навигатора, давно ставшей стандартом у конкурентов. Еще одна особенность графической программы Xara Xtreme — создание анимированных файлов для Web.

* * *

Итак, растровый редактор Xara Xtreme пока оставляет желать лучшего, а векторный — один из самых достойных на рынке графических программ такого типа. В целом продукт создает ощущение свежести и новизны. И судя по всему, компания не собирается на этом останавливаться. Нам остается наслаждаться прелестями Xtreme и ждать от Xara новых чудес.

ОБ АВТОРЕ
Владимир Гевенян — автор книги «Adobe Photoshop CS: волшебные фильтры и спецэффекты», изд-во «БХВ-Петербург», 2004 г.

876