Интернет-кубок, длившийся три с половиной месяца, состоял из личных и командных соревнований. В нем приняло участие более 10 тыс. человек не только из России, но и из других стран. Например, значительное количество игроков проживает в странах Латинской Америки. Всего было сыграно 1252 виртуальных турнира, и за время соревнований на портале www.PlanetChess.ru зарегистрировано 19 010 посетителей, которые организовали более 500 команд численностью от 5 до 100 человек.

Характеризуя это шахматное мероприятие, Олег Бяхов, один из руководителей Мининформсвязи РФ, при поддержке которого оно проводилось, упомянул о важности подобных соревнований, лишний раз напоминающих о том, сколь сильны в стране шахматные традиции (ведь на протяжении более полувека Россия играла выдающуюся роль в шахматном мире). Далее он отметил некоммерческий подход к проведению турнира, позволивший привлечь ряд отраслевых предприятий, в частности ФГУП НИИ «Восход» и ведущего провайдера страны компанию РТКОММ. А то, что виртуальные соревнования пришли на смену турнирам по переписке, О. Бяхов отнес к привлекательным возможностям, дарованным шахматистам информационными технологиями. В свою очередь Л. Юшкевич, генеральный директор ФГУП НИИ «Восход», говоря о проекте проведения интернет-кубка, отметил, что задачи, решенные в нем, можно сравнить с созданием крупной автоматизированной шахматной информационной системы. И как согласился с ним на закрытии директор турнира Сергей Абрамов из компании ChessAssistant, для ежедневного проведения десятка соревнований в его рамках пришлось создавать специальное ПО, которое существенно отличается от ранее имевшегося. Турнир обслуживали семь системных администраторов и бригада судей, что также свидетельствует о масштабности виртуального мероприятия и трудностях, с которыми пришлось столкнуться, решая задачи управления соревнованием.

Победителем индивидуального турнира стал международный мастер Борис Грачев, 19-летний студент МИФИ, а в командном турнире на первое место вышел коллектив «Крепыши», возглавляемый гроссмейстером Игорем Бердичевским.

По мнению Б. Грачева, портал «Шахматная планета» за год приобрел большую популярность, став среди подобных игровых площадок едва ли не лучшим в мире, и прежде всего благодаря удобному интерфейсу, а также новым возможностям (проведению командных соревнований, викторин и различных голосований). Из предложений по совершенствованию работы портала победитель выделил необходимость ограничить до двух количество получаемых каждым участником логинов. При этом один логин непременно должен иметь строгий идентификационный формат на основе регистрационных документов. Это существенно снизит возможность использования недобросовестными участниками игровых шахматных программ и психологического давления на противника. Далее, стоит ввести автоматическое присуждение ничьих в тех позициях, когда у выигрывающей по времени стороны остается одна легкая фигура, и это мнение Б. Грачева уже находит положительный отклик на других турнирах.

Говоря об особенностях требований к подготовке участника виртуального шахматного соревнования, Б. Грачев отметил прежде всего психологическую подготовку. В частности, сам он обязательно отдыхает перед партией, настраиваясь при этом на игру с плохо идентифицированным партнером. Кроме того, он обратил внимание на необходимость виртуозно владеть мышкой, что в условиях постоянного дефицита времени в ходе партии играет важную роль. Так, результат, показанный Константином Маслаком, вторым призером турнира, — он сделал ход за сотые доли секунды — трудно представить без «промува» (предварительного движения мыши).

В целом оценка участниками прошедшего интернет-мероприятия весьма положительная, Все они дружно высказали пожелание встретиться на таком же турнире еще в этом году.

1074