Все дороги хороши — выбирай на вкус

Перед нами интерактивный DVD-диск студии «Новый Диск» «Пособие по подготовке к теоретическому экзамену на право управления транспортными средствами категории «А» и «В». При наблюдаемом в последнее время ажиотаже вокруг изменений в содержании Правил дорожного движения данный мультимедийный продукт вызывает особенный интерес. Вставляем его в дисковод компьютера или привод DVD-проигрывателя, и после коротенькой рекламной заставки перед нашим взором предстает оживленный нерегулируемый перекресток, а в колонках раздается такой знакомый шум множества шин (протяженность анимированного видеоролика всего 17 с, затем он снова и снова повторяется). Видим следующие пункты меню (сверху вниз): «Комментарии», «Экзамен», «Справка», «Полезное». Куда бы вам хотелось войти в первую очередь?

Я решила начать с «Полезного». Надпись «Экзамен в ГИБДД». Последовательная смена видов площадки в ГАИ и городских пейзажей глазами водителя. Приятный мужской голос: «Этот диск поможет вам найти верный путь в освоении техники управления автомобилем, тактики вождения на дорогах, а также научит вас маневрировать задним ходом... не только работать педалями, рулем и другими органами управления автомобиля, но и, самое главное, правильно мыслить на дороге». Новая заставка: «Мастерство вождения 2». Ряд красочных «анимашек» с очень-очень неприятными дорожными ситуациями... Пояснение: «В материале данного диска рассмотрены наиболее распространенные дорожно-транспортные происшествия, которые ежедневно происходят на улицах городов и загородных трассах». Ага, догадалась я, это реклама двух других изданий «Нового Диска» на актуальную для автомобилистов-любителей тему — ведь кто, кроме них, купит диск по подготовке к экзаменам в ГИБДД? Хорошо, что безопасности дорожного движения уделяется столько внимания, но лично я предпочла бы осваивать город и постигать премудрости вождения за рулем не виртуального автомобиля.

Так выглядит пункт меню «Справка»

В пункте меню «Справка» рассказывается, как управлять диском с помощью кнопок пульта дистанционного управления. Аналогичные клавиши можно нажимать и мышью на меню компьютерного DVD-проигрывателя. Здесь все просто и интуитивно понятно.

В пункте «Комментарии» можно выбрать один из 40 билетов, и диктор последовательно и подробно разъяснит 20 сопровождаемых иллюстрациями заданий каждого из них. Можно пролистать вопрос стрелкой, но вернуться к предыдущему, к сожалению, нельзя — лишь прослушать только что проигранный аудиотрек еще раз. Таким образом, изучение пояснений к билетам становится занятием интересным, но требующим немалой усидчивости и свободного времени. Увы, в «Комментариях» отсутствует функция перехода к определенному вопросу нужного билета, так что, если нам требуется разобрать билет, к примеру, №10, вопрос №19, придется пролистать последовательно все 18 предыдущих треков, потеряв пару лишних минут. Также нельзя сразу переместиться из билета, например, №3 к билету №14 — только выйдя в главное меню и войдя в этот пункт снова. Следует отметить, что звуковые комментарии С.Ф. Зеленина, записанные на диске, несомненно, звучат просто великолепно и сформулированы доходчиво и исчерпывающе, но в значительной степени отличаются от печатной версии «Комментария к экзаменационным билетам». Кроме того, они не дают правильного ответа ни для виртуального варианта экзамена, ни для традиционного, так что до него «студенту» придется додуматься самостоятельно.

Вопрос: «Может ли водитель остановиться в указанном месте для посадки пассажира?»

Самый волнующий и важный этап — «Экзамен». Каждая задача пронумерована по порядку и сопровождается табличкой с номером билета и вопроса. Диктор зачитывает текст, и вам остается только нажать «Да» или «Нет». Это, безусловно, просто, хотя не все одинаково хорошо воспринимают информацию на слух. Иногда, возможно, придется прослушать условие несколько раз. При правильном ответе вас ждут одобрительные аплодисменты, а при неправильном — хохот и улюлюканье. Если вы не знаете, как ответить, и не нажимаете ни одну из кнопок более минуты, вопрос заменяется другим, при этом его порядковый номер сохраняется (то есть отсутствие правильного ответа за ошибку не засчитывается). Качество картинок изумительное — яркие, контрастные, они запоминаются гораздо лучше, чем бледненькие, сероватенькие типографские оттиски.

Так как ответить можно только утвердительно или отрицательно, все вопросы задаются в форме «Разрешается ли...», «Имеете ли вы право...», «Обязан ли водитель...» и пр. Кто сдавал этот экзамен или хотя бы просто листал книжечку с билетами, помнит, что таких там совсем немного. Задания с более сложными формулировками и более многочисленными вариантами ответа либо вообще не рассматриваются, либо упрощены до аналогичных приведенным выше. Вообще, складывается ощущение, что для виртуального экзамена используется всего несколько десятков задач — после ряда попыток сдачи я знала наизусть почти все. Кроме того, сами формулировки совпадают не дословно, и если заучить их с диска, на настоящем экзамене можно открыть для себя много нового.

Также не очень удобно, что, пока экзамен не закончился, невозможно посмотреть комментарий к вопросу, на который был дан неправильный ответ. А так как вернуться на шаг назад и увидеть еще раз номер билета и вопроса невозможно, остается только гадать, в чем твоя ошибка. За те несколько секунд между вопросами, во время которых вам либо рукоплещут, либо улюлюкают, можно было бы успеть заглянуть в комментарий, если бы разработчики добавили соответствующую кнопку.

Несомненно, в какой-то степени рассматриваемый диск имитирует теоретический экзамен в ГИБДД, но лишь частично. Нет двойного нажатия клавиши правильного ответа (выбор, затем подтверждение), всего два варианта ответа вместо преимущественно предлагаемых трех-четырех, многие формулировки изменены, круг вопросов ограничен. К тому же содержание билетов меняется год от года, а кроме того, совсем недавно добавились новые дорожные знаки и правила — ясно, что очередная редакция экзаменационных билетов не за горами. Так что приобретать это издание имеет смысл лишь в том случае, если вы решили готовиться прямо сейчас и сдавать в самое ближайшее время.

И хотя можно согласиться с утверждением производителя: «Никогда подготовка к экзамену не была столь удобной, как сейчас. Просто комфортно устройтесь у экрана телевизора или домашнего кинотеатра. Все, что вам понадобится, — это пульт дистанционного управления DVD-плеером», — помните, что на виртуальном экзамене вопросы определяются случайным выбором и, как нетрудно подсчитать, не один и не два из восьмисот останутся вне поля вашего зрения. Так что никогда не будет лишним пройти теоретический курс автошколы, последовательно разобраться во всех тонкостях ПДД и, вооружившись обычной ручкой, несколько раз решить задачи «бумажных» билетов, заглянув не только в звуковые, но и в напечатанные комментарии. Ведь народная мудрость давно заметила, что без труда не вынешь и рыбки из пруда и что в бою легко лишь тогда, когда тяжело в ученье!


Пособие по подготовке к теоретическому экзамену на право управления транспортными средствами категории «А» и «В»

Системные требования: Pentium-300, 32-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 1024x768 точек при отображении 65 536 цветов, дисковод DVD, программа проигрывания DVD-Video, аудиосистема, мышь или пульт ДУ. Программа работает в среде Windows 98/2000/XP.
Разработка: Ю. Ямбулатов, С. Зеленин
Издание: "Новый Диск"

698