Итак, я снова отправился в путь. На сей раз объектом моего внимания стал Челябинск — второй по величине после Екатеринбурга город уральского региона. Интересно было посмотреть, как же здесь развивается Интернет, кто основные игроки на этом рынке и как тут приживается столь популярная в Москве технология ADSL. Думаю, что в Челябинске, как в зеркале, отразились основные тенденции рынка массового доступа в Сеть, характерные для всех крупных городов нашей страны.

Интернет в Челябинске

Сетевой рынок Челябинска пока находится в стадии формирования. Начнем с вопроса: что же он представлял собой год назад? По данным интернет-переписи населения, на конец 2004 г. челябинская аудитория Сети включала 225 тыс. человек. Из них мужчин было чуть больше, чем женщин, — 53 и 47% соответственно. Если говорить о возрастном составе, то основную массу здесь составляет молодежь 23—35 лет — 34%, а затем идут 36—45-летние — 22%. Из дома в Интернет выходили 44% челябинцев, с работы — 30, из интернет-кафе — 17, а через сети учебных заведений — 9%.

Главным способом доступа к Сети оставался коммутируемый — 93% (данная ситуация сохраняется и сейчас), однако доля постоянного подключения за год увеличилась с 2 до 7% и продолжает динамично расти. В области постоянного доступа лидируют домашние сети, т.е. подключаемые по Ethernet-кабелю.

В настоящее время в Челябинске постоянный доступ в Интернет предлагают несколько компаний-провайдеров, причем их предложения различаются как по ценам, так и по технологии подключения. Здесь можно выделить три основных вида предоставления постоянного доступа: ADSL, радиодоступ и Ethernet LAN (в основном для домашних сетей).

Главный поставщик интернет-услуг в этом регионе — ОАО «УралСвязьИнформ» (региональное отделение ОАО «Связьинвест»), которое охватывает, по различным оценкам, от 75 до 90% рынка и предлагает технологии как постоянного доступа — ADSL и SHDSL, так и коммутируемого. Есть также группа фирм, в частности «Комлайн» и «Континенталь-М», имеющих агентский договор с «УралСвязьИнформ» и также предлагающих доступ в Интернет. Еще один крупный магистральный оператор услуг связи, ОАО «ЮжУралТрансТелеком» (региональное отделение ОАО «ТрансТелеКом»), не ориентируется на предоставление услуг конечному пользователю: он предлагает широкополосный доступ (IP Access) и ADSL.

Компания «Интерсвязь» занимается коммутируемым доступом и домашними сетями. Так, она организовала крупнейшую в Челябинске домашнюю сеть, включающую более 4000 абонентов. Фирма «Факториал», изначально занимавшаяся установкой домофонов, сейчас обеспечивает подключение к Интернету по своим же кабелям. Она действует в нескольких районах города и уже имеет большую домашнюю сеть, вторую по размеру в городе.

Компания «Инсис» предоставляет подключение к Интернету по технологии Ethernet и работает преимущественно с юридическими лицами в офисных зданиях.

Компания «ТРОН» предлагает доступ в Интернет под торговой маркой netprovodov.ru по радиоканалу. Фирма «Модем» также имеет радиосеть передачи данных в масштабе города и предоставляет радиодоступ.

Такова в целом картина с Всемирной паутиной в Челябинске. Если сравнить ее со сложившейся в Екатеринбурге (см. «Мир ПК», №5/05, c. 102), то можно сделать вывод, что здесь рынок массового доступа в Интернет пока только формируется, хотя он и выглядит достаточно динамичным, и созданы всего лишь две-три крупные городские сети, соперничество между которыми еще весьма слабое. В то же самое время в Екатеринбурге уже активно действуют множество фирм с собственными конкурирующими сетями, причем одному дому порой предлагают свои услуги три-четыре провайдера. А теперь разберемся, что же такое «стримотерапия» по-челябински? Для этого рассмотрим ее на примере компании «Верес» — ADSL-провайдера, имеющего собственное станционное оборудование фирмы ZyXEL и занимающегося подключением к Сети с лета 2004 г. В номерную емкость, на которой предлагаются услуги «Вереса», входит 385 тыс. номеров телефонной сети г. Челябинска. Надеемся, опыт этой фирмы пригодится и другим операторам, работающим в различных регионах нашей страны и использующим технологию ADSL 2+.

Первые шаги и первые трудности

История «Вереса» такова. Изначально компания работала как сеть салонов сотовой связи и занималась подключением к операторам связи и продажей сотовых телефонов. Она и сейчас остается дилером всех операторов, присутствующих в регионе. Примерно полтора года назад, после получения лицензии в Минсвязи РФ на предоставление телематических услуг, «Верес» занялся обеспечением доступа к Интернету.

Сначала фирма создала интернет-центр. В спальном районе Челябинска, недалеко от гостиницы «Виктория», расположился коллективный пункт доступа в Интернет. Там установили сервер, смонтировали узел и сдали его Связьнадзору. Первыми пользователями сервиса стали постояльцы отеля — им не было необходимости объяснять, зачем нужен быстрый Интернет, и они оценили эту услугу по достоинству. Причем работа центра коллективного доступа сразу же была нацелена именно на солидных клиентов — никаких компьютерных игр!

На этой базе и набивались первые шишки. Специалисты провели разработки и опробовали способы передачи интернет-контента по электропроводке, через радиоточки и по телефонному проводу. В результате в качестве проводящей среды они выбрали телефонные кабели и технологию ADSL.

Самый первый узел был организован в северо-западной части Челябинска, на АТС-41, что позволило подключать жителей двух близлежащих районов. Затем был сдан еще один узел доступа на АТС-90, находящейся ближе к центру города, и на АТС-21, в Металлургическом районе. Позже стали создаваться узлы и на других АТС по всему городу.

Основной трудностью на пути разработчиков оказался недостаток информации: какое выбирать оборудование — активное и пассивное, какие монтажные шкафы будут самыми оптимальными, как грамотно провести настройки? В челябинском регионе тогда еще не было действующих ADSL-сетей, и опыт приходилось нарабатывать самостоятельно, путем проб и ошибок.

Другой проблемой стало то, что большинство потенциальных клиентов ничего не знали о технологии ADSL, хотя она уже существовала. У каждого провайдера в городе имелась своя ниша, которую он разрабатывал, заодно просвещая потенциальных клиентов о преимуществах своей технологии. В «Вересе» предприняли исследование рынка, провели опросы населения и на этой основе составили медиаплан рекламной кампании. Его реализация в 2005 г. наряду с активным участием фирмы в региональной выставке пробудили у молодежи интерес к «стримотерапии».

«Три кита» операторского бизнеса

Любому оператору при организации дела предстоит закупить оборудование, определить принцип построения сети и разработать политику предоставления услуг пользователям (тарифные планы). Именно от грамотного выбора и надежности этих «трех китов» и зависит, останется ли на плаву новичок в бурном океане телекоммуникаций. Потому и опыт компании «Верес» мы рассмотрим именно в этих аспектах.

Выбор оборудования

Специалисты компании провели анализ предложений, поступивших от производителей оборудования доступа по технологии ADSL. К тому же было из чего выбрать, ведь к сентябрю 2004 г. на российском рынке таких предложений существовало уже довольно много. Предпочтение отдали ZyXEL, поскольку основным критерием, которым руководствовались специалисты «Вереса», было оптимальное соотношение цена/качество.

«Выбор в пользу этой компании был сделан еще и потому, — разъяснил Андрей Ненахов, начальник технического отдела фирмы «Верес», — что у них очень удобный конструктив: шасси и модульная структура, причем можно устанавливать разнородные модули в одно шасси. Таким образом, в нем мирно уживаются модули, работающие по технологиям ADSL, ADSL 2+, VDSL. Это позволило нам установить оборудование ADSL 2+ в уже существующие станции сразу же после того, как оно появилось на рынке — в апреле 2005-го, и, следовательно, обеспечить подключение широкого спектра клиентов». Однако прежде чем принять окончательное решение, специалисты «Вереса» съездили в Магнитогорск и изучили работу оборудования ZyXEL в операторской сети этого города. Общение с магнитогорскими специалистами и конечными потребителями услуг определило окончательный выбор в пользу ZyXEL.

Схема сети «Верес-ADSL», построенной по технологии ADSL 2+

Принципы построения сети

При построении сети cначала создавали отдельные узлы, обслуживающие каждый свою территорию. Каждый из них имел собственный магистральный канал выхода в Интернет. Сейчас построено уже 17 независимых телематических узлов — на всех городских АТС. Таким образом, неохваченными остались лишь номера на «выносах» — маленьких узлах доступа, связанных каналами с основными узлами АТС. Но это всего лишь 5% номерной емкости города (полная номерная емкость телефонной сети Челябинска — свыше 400 тыс. номеров).

Все DSLAM (Digital Subscriber Line Access Multiplexer — мультиплексоры цифровой абонентской линии) распределены по городу. Задача объединения их в общую сеть решена с помощью технологии VLAN — узлы связаны друг с другом волоконно-оптической магистралью. Структура сети обеспечивает тройное резервирование — биллинговые и авторизационные серверы находятся на трех разных узлах доступа, поэтому при выходе из строя даже двух из них работа пользователей будет происходить без перебоев.

В результате получилась защищенная сеть, обмен файлами происходит через сервер «Вереса», доля дополнительных услуг растет и в перспективе даже должна превысить долю простого доступа в Интернет.

Фирма «Верес» тесно сотрудничает с присутствующими в регионе операторами связи — как сотовой, так и традиционной. В частности, местный оператор телефонной связи ОАО «УралСвязьИнформ» является давним партнером фирмы.

Следует заметить, что работы на телефонных проводах специалисты «Вереса» не производят. Бывает, что линия у пользователя очень старая, не выдерживающая соединение по ADSL. Тогда она исправляется, но ремонт проводят уже телефонисты по заявке владельца. Однако подобное случается редко, ведь технология ADSL 2+, на которой построена сеть, менее зависима от качества телефонных линий, чем ADSL. Достигается это за счет более совершенных алгоритмов обработки сигнала в ADSL 2+, чем в ADSL.

Предоставление услуг

Предоставлять ADSL-доступ в масштабах города «Верес» начал с июля 2005 г. Компания ориентировалась на мелких и средних клиентов. В настоящее время динамика подключений положительная, каждые два месяца абонентская база удваивается. Правда, нужно учесть, что рынок ADSL-услуг в Челябинске пока не насыщен, и переход клиента от одного оператора к другому — довольно редкое явление. По-прежнему остается актуальной задача донести до потенциального пользователя информацию об этой услуге. Здесь основные усилия направлены на три группы возможных клиентов: молодежь от 15 до 25 лет; технические специалисты — программисты и системные администраторы; руководство малых и средних предприятий. «Теперь любому жителю города не придется ждать, когда до его дома дотянется домовая сеть, он сразу может получить выход в Интернет по технологии ADSL 2+», — утверждает Андрей Симонов, генеральный директор фирмы «Верес».

Несколько слов о тарифных планах. Оплата производитcя в зависимости от трафика, компания предлагает шесть тарифных планов для физических лиц и шесть для юридических. Самым экономным для домашних пользователей будет «Альфа»: абонентская плата 390 руб. в месяц, бесплатный трафик 140 Мбайт, далее за каждый мегабайт — 2 руб. 60 коп.

В среднем сбор денег с юридического лица составляет около 60 долл., с физического — около 30 долл. Такие цифры часто используют сотовые операторы, и в «Вересе» они также приняты как главные ориентиры для оценки бизнеса. Примерно 60% физических лиц сначала отдают предпочтение самому простому тарифному плану, а в дальнейшем нередко переходят на другой, рассчитанный на потребление большего трафика. Если проанализировать распределение пользователей по тарифным планам, то примерно 60% из них отдали предпочтение третьему по стоимости — «Гамма»: абонентская плата 950 руб. в месяц, 500 Мбайт бесплатно, за каждый следующий — 2 руб.

Абонентам — юридическим лицам, как правило, требуются существенно большие объемы сетевых ресурсов. Правда, бывают исключения: некоторым сотрудникам разрешается использовать Интернет только для работы в системе клиент—банк и для деловой переписки, и у них потребление трафика небольшое. Общее распределение юридических лиц по тарифным планам получается приблизительно следующим: «Базовый» — 20%, «Офис» — 20, VIP — 30, остальные (крупные клиенты — планы «Супер», «Мега», «Гига») — 30%.

Если же посмотреть картину по всей клиентской базе «Верес-ADSL», то 56% пользователей составляют физические лица и 44% — юридические, причем к 94% последних относятся предприятия малого и среднего бизнеса. И это вполне объяснимо, так как для ведения дел необходимы связь и Интернет, а заказать выделенную линию, которую телефонисты проведут по колодцам, для небольшой компании зачастую непосильно. Применение же ADSL-технологий — очень хорошая альтернатива. Хотя количество потребляемого трафика, приходящегося на юридические лица, в среднем значительно превышает то, что расходуют физические, все же число потенциальных абонентов выше среди физических лиц. Да и практика показывает, что со снижением стоимости услуг доля домашних пользователей в абонентской базе неуклонно растет.

Стоит отметить, что фирма «Верес» является практически «монобрендовым» провайдером — все станционное и абонентское оборудование поступает от одного производителя — ZyXEL.

Уроки проекта

— Если бы мы начинали проект заново, то поставили бы на АТС более мощное узловое оборудование, — размышляет генеральный директор фирмы «Верес» Андрей Симонов. — Когда он начинался, специалисты компании устанавливали устройства ZyXEL IES-2000М и IES-2000ST на 120 портов, что позволяло подключить лишь 120 абонентов. Естественно, при организации узла проводился и весь комплекс строительных и монтажных работ. Но если бы стартовые затраты на активное оборудование были всего в 1,5 раза выше, то можно было бы установить IES-3000M и IES-3000ST на 360 портов. Например, стандартная 19-дюймовая стойка позволяет смонтировать семь коммутаторов IES-5000 и, следовательно, подключить до 2688 абонентов. Таким образом, сразу установив более мощное узловое оборудование, скажем IES-5000, можно было бы обеспечить более эффективное использование конструктива и пассивного оборудования.

Перспективы

В настоящее время компания «Верес-ADSL» ведет переговоры с руководством Уральской федерации компьютерного киберспорта о перспективах организации командных соревнований в Интернете. Планируется разместить на площадках «Вереса» игровые серверы федерации и сделать скидки на трафик внутри сети.

Если же говорить об организации в Челябинске хот-спотов, то сейчас руководство «Вереса» считает их построение абсолютно нерентабельным. Причем дело даже не в технических сложностях — тут как раз серьезных препятствий нет, а в том, что пока еще очень мало пользователей имеют ноутбуки и КПК — здесь эти устройства стали относительно доступны по цене лишь менее года назад. Следовательно, для окупаемости вложений пока еще недостаточно велика численность посетителей, например, ресторана, имеющих мобильные устройства и способных воспользоваться беспроводной связью. Но другие челябинские интернет-провайдеры уже начали этим заниматься, и сейчас в городе действует около 20 хот-спотов.

В ближайшее время специалисты «Верес-ADSL» также планируют предоставлять услуги triple-play: телевещание по IP-сети, так называемое IP TV, видео по запросу (Video On Demand), радиовещание. Дело в том, что телевещание и видео по цифровому каналу позволяют передать абоненту картинку с качеством, значительно превышающим возможности эфирного вещания или аналогового кабельного ТВ. Правда, для того чтобы получить один канал с DVD-качеством, надо иметь скорость приема от провайдера не менее 5 Мбит/c. А если качество линии абонента обеспечивает скорость 24 Мбит/c, то он сможет смотреть до четырех телеканалов с DVD-качеством. Точно так же и с радиовещанием — «Верес-ADSL» позволит слушателю выбирать из 100 радиоканалов, а не из 15, которые есть на данный момент в Челябинске.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети», e-mail:mikeg@pcworld.ru


Тем, кто начинает, удачи!

Конечно, я как руководитель с удовольствием купил бы готовую комплексную cистему для операторской деятельности, в которой было бы предусмотрено все: рекомендованное оборудование, правила по его установке, обучение работе с ним, биллинговая система, тренинги, помогающие грамотно и эффективно составлять тарифные планы и собирать деньги с абонентов. Думаю, что любой начинающий оператор поступил бы так же. Полагаю, что компания, специализирующаяся на поставке подобных систем, к тому же сертифицированных, смогла бы заработать на этом весьма немалые деньги, ведь спрос на данные услуги очень велик. Причем было бы хорошо, если бы такие комплексные системы поставлялись для операторов разного масштаба: мелких, средних и крупных. Ведь никто из них просто так не отдаст свои разработки, а на прохождение этого пути самостоятельно каждой компанией-оператором в одиночку затрачивается масса энергии, времени и средств.

Поэтому позвольте дать ряд советов, которые я считаю основополагающими для нашего бизнеса.

  • Оцените потенциальную емкость рынка ADSL для своего города. Обязательно проведите предварительный расчет эффекта от проекта, естественно, с учетом местной специфики и цен. Постарайтесь правильно спрогнозировать динамику подключений.
  • Проверьте перед стартом проекта, имеете ли вы подготовленных специалистов с хорошим знанием оборудования, на котором предполагается строить сеть и оказывать услуги по доступу в Интернет, активную маркетинговую службу и грамотную техническую поддержку. Причем все эти три составляющие успеха важны в равной степени.
  • Уделите особое внимание биллинговой системе, поскольку все должно считаться быстро и правильно, плюс должна быть обеспечена ее связь с бухгалтерией.
  • Приведите в оптимальное соотношение три основных критерия: стоимость подключения, затраты на оборудование, цена трафика. Позаботьтесь о широком наборе внутренних услуг вашей сети. Помните: массового клиента привлекают прежде всего качество, скорость, технологичность и простота использования при приемлемой цене.
  • Верьте в удачу, и она придет!

Андрей Симонов, генеральный директор «Верес-ADSL»


Архитектура сети

Магистральные каналы «Верес-ADSL» основаны на волоконно-оптических линиях, и архитектура нашей сети такова, что с точки зрения ее топологии можно считать, будто все станции, грубо говоря, включены в один большой коммутатор и расположены на расстоянии 2 м друг от друга. То, что они реально разбросаны по городу на 20 км, роли не играет — при распространении сигнала в волоконнооптическом кабеле скорость столь высока, что расстояние не критично. Оптика проложена с тройным резервированием — три разных оптических кольца, качественно и надежно.

Путь к Интернету для пользователя выглядит так: доступ до мультиплексора (DSLAM) осуществляется по технологии ADSL 2+ со скоростью до 24 Мбит/с. Сам мультиплексор включен в общую сеть передачи данных фирмы «Верес» по гигабитному каналу, и запросы пользователя перенаправляются на центральные маршрутизаторы компании, откуда уходят к вышестоящему магистральному провайдеру.

Андрей Ненахов, начальник технического отдела «Верес-ADSL»


Для работы и для отдыха

Моя работа связана с получением информации о тендерах, и, чтобы быть в курсе событий, мне требуется постоянно иметь оперативную информацию с сайта администрации Челябинской области. Благодаря полученным сведениям отпадает необходимость в ряде поездок, тем более что на этом ресурсе можно найти все документы, которые готовятся на тендер. Нужно лишь заполнить те поля, где это требуется. Также через Интернет мы получаем и другую информацию, нужную для повседневной деятельности нашего небольшого строительного холдинга, где я занимаюсь технической документацией.

Но быстрый доступ в Интернет нужен не только для работы. Первое, что меня заинтересовало в Сети еще в 1998 г., это преферанс. Я большой любитель сразиться вживую, а тут появилась возможность составить партию и по Интернету. Был объявлен кубок по игре «Марьяж», программа участника «весила» 1 Мбайт, и, помнится, мы пытались «скачать» ее четыре раза, что заняло у нас тогда больше часа. А теперь я привычно иду в Сеть за любой информацией. Например, я увлекаюсь спортом, и Интернет помогает мне постоянно быть в курсе событий.

Так что Сеть для меня — это и работа, и досуг.

Виктор Уланов, начальник планово-технического отдела ООО «Новое жилье», г. Челябинск

875