(Под редакцией Александра Баулина)

Каждый пользователь струйного принтера уже с пионерского возраста прекрасно осведомлен изготовителем о недопустимости использования неоригинальных расходных материалов — бумаги и чернильных картриджей, будь они хоть трижды совместимы. Об этом неоднократно напоминает инструкция к принтеру, а в отдельных моделях и драйвер печати. Да и сами производители недвусмысленно предупреждают, что снимут устройство с гарантийного обслуживания, если обнаружат в нем следы альтернативных чернил.

Деньги и мораль

И все же желание сэкономить на расходных материалах раза в 1,5—2 настольно велико, что многие готовы рискнуть, смириться с потерей гарантии и моральным неудобством перед якобы обманутым производителем, который реализует принтер за невысокую цену, намереваясь впоследствии отыграться на расходниках. Вдобавок грозные предупреждения изготовителей создают дискомфорт, сходный с тем, что возникает у покупателя пиратского DVD. И хотя никто об этом напрямую, конечно, не говорит, у клиента подсознательно может возникнуть впечатление, что альтернативные расходные материалы попали в продажу нелегально, лишь по недосмотру властей.

Спешу успокоить читателей. В нынешнем российском законодательстве запретов на использование совместимых картриджей к струйным принтерам нет и не предвидится. Разумеется, если не подразумевать под этим подделку оригинальных расходных материалов, что уголовно наказуемо в любой стране. На использование альтернативных материалов накладываются санитарно-гигиенические требования, но отнюдь не правовые.

Стоит заметить, что в США подобные запреты есть. Так, производителям принтеров удалось добиться парочки прецедентов запрещения продаж совместимых картриджей на основании «Закона о цифровом праве» (пресловутый Digital Millennium Copyright Act), не разрешающего копировать микросхемы, встраиваемые в картриджи. В Евросоюзе наблюдается обратная картина — в этом году вступит в силу так называемый «Закон об ИТ-мусоре» (RoHS. — Прим. ред.), фактически не позволяющий продавать одноразовую электронику и смарт-чипы, делающие повторную заправку картриджей невозможной.

Цель и средства

Итак, выяснив, что вопрос благоразумности работы с альтернативными расходными материалами остается в личной компетенции каждого покупателя, разобравшись с правовыми и моральными аспектами, переходим к сути сегодняшней статьи. А именно к исследованию качества печати цветного струйного принтера Epson Stylus C65 Photo Edition совместимыми картриджами. Ранее были проведены исследования бумаги и за базовую выбрана продукция небезызвестной компании Lomond. (Разумный выбор: относительно недорогой принтер, которым пользователь согласится рискнуть ради экономии на картриджах. При этом на нем уже реально печатать качественные фотографии, а значит, встает вопрос о подборе бумаги. — Прим. ред.) Подробнее о выборе образцов для испытаний рассказывается во врезке «Отбор участников».

Оценка фотографий

Это оригинальные картриджи Epson

При выборе марки совместимых чернил пользователи обычно руководствуются набором определенных критериев, приведенных ниже. Я оценил их в баллах и свел в общую таблицу (см. с. 6).

  • Точность цветопередачи.

Один из наиболее важных факторов, рассматриваемых при оценке совместимости тех или иных картриджей. Нет никакого смысла экономить, если в результате будут получены «синюшные» лица, зеленое небо или розовая листва.

Вопрос соответствия цветовой гаммы реальному изображению — основная цель нашего исследования. Отдельно оценивалась точность передачи телесных тонов, так как их отклонения от оригинала наиболее заметны даже нетребовательному пользователю.

  • Насыщенность цветов.

Не менее важный фактор. Никого не устроит ситуация, когда для получения адекватной насыщенности придется «добавлять» ее искусственно с помощью драйвера или программы печати, увеличивая расход чернил. Также при выставлении суммарной оценки обращалось внимание на диапазон охвата цветовой гаммы — серенькие невзрачные отпечатки, сравнимые по передаче палитры красок с первыми шагами цветного кинематографа, — не наш выбор. Еще мы обращали внимание на яркость и контрастность.

  • Равномерность подачи чернил и заполнения отпечатка.

На протяжении данного тестирования со случаями безобразного исполнения системы подачи чернил в картриджах мы не сталкивались, хотя в некоторых подобных исследованиях совместимых расходных материалов вопрос равномерной подачи вставал достаточно остро.

  • Стойкость отпечатков.

Характеризует стойкость отпечатков к воздействию влаги, а также к средам с повышенной или пониженной кислотностью, способным значительно сократить срок выцветания. К сожалению, проверить результаты печати на стойкость к выцветанию в течение продолжительного промежутка времени или в результате длительного воздействия ультрафиолета, например солнечного света, в рамках отпущенного для экспериментов времени нереально. Однако следует отметить, что края бумаги Lomond пожелтели всего за полгода хранения, а оригинальным носителям это не свойственно. Возможно, решением проблемы будет хранение отпечатков под стеклом.

  • Цена.

Всегда останется для покупателя одним из определяющих факторов. Собственно, именно стремление сократить затраты и подталкивает его на замену оригинальных расходных материалов совместимыми. Требуется как можно более низкая цена, но при разумном компромиссе с качеством.

Секрет фирмы

Казалось бы, все, что производители струйных принтеров реализовали в своих аппаратах и чернилах, можно если не скопировать, то хотя бы воспроизвести. В общих чертах технологию струйной печати Epson нынче изложит вам любой школьник: печатающая головка выстреливает чернильные капли на бумагу, а затем происходит их взаимодействие. Однако хороший специалист в этой области перечислит вам не менее полусотни параметров, определяющих четкость, яркость, контрастность и насыщенность отпечатка, а главное, длительность его хранения, стойкость к влаге и выцветанию. Кроме того, он приведет достаточно много сопутствующих требований, которые должны быть удовлетворены, чтобы распечатка точно соответствовала электронному изображению.

Если не углубляться в вопросы, касающиеся размеров чернильных капель и хитрых способов изготовления дюз печатающих головок (см. «Мир ПК» №12/03, с. 10), то по сути технология струйной печати сводится к тому, что снимок или иное изображение максимально точно передается из цветовой гаммы RGB и ее производных вроде sRGB, AdobeRGB и т.д. в цветовое пространство CMYK (см. «Мир ПК» №7/04, с. 22). Следовательно, недостаточно лишь разработать такой химический состав чернил, который надежно взаимодействовал бы с носителем. Необходимо учитывать изменение цвета, происходящее в результате данного процесса, и стойкость нового «бумажно-чернильного» соединения, причем не столько на поверхности бумаги, сколько на определенной глубине, в микрослое и под покрытием носителя. Все эти процессы должны учитываться алгоритмом печати драйвера принтера во время преобразования гаммы RGB в отпечаток CMYK приемлемого вида. Не хочу сгущать краски, но на самом деле перед разработчиками, желающими эмулировать оригинальные расходные материалы, стоит непростая задача.

Производители альтернативных материалов используют разные подходы. Многое в их решениях зависит от того, сколь долго они намерены оставаться на этом рынке. Можно сэкономить на исследованиях, привлекая покупателя рекламой и маркетинговыми штучками, а через пару лет, выйдя в тираж, просто сменить вывеску. А у честных компаний уходят годы на разработку достойной альтернативы, позволяющей получить цветопередачу, насыщенность и стойкость отпечатков, относительно схожие с результатом применения оригинальных продуктов. В общем, сейчас на прилавках можно найти любые материалы, начиная с искусных имитаций оригинальных картриджей с содержимым «из ближайшей лужи» и заканчивая продуктами пусть и не широко известных марок, но вполне достойными.

Как сказал известный писатель Р.А. Хайнлайн: «Все, что нельзя выразить в цифрах, — не наука; это — мнение». Этот эксперимент, основанный на сравнении результатов печати разных картриджей с исходным электронным изображением и с контрольным отпечатком, сделанным с использованием оригинальных расходных материалов, не претендует на абсолютную объективность. Добиться таковой можно разве что с применением специального колориметрического оборудования ценой в десятки тысяч долларов, поэтому тестирование проведено методом экспертной оценки. Скорее всего, сделанные выводы совпадут с мнением подавляющего большинства пользователей струйных принтеров. На прилагаемом «Мир ПК-диске» приведены отсканированные изображения отпечатков, так что можете вынести свой вердикт.

«Оцифровка» качества

Оценка проводилась по 10-балльной шкале. В качестве тестовых образцов были взяты типичный набор изображений (в данном случае автор взял шаблон журнала PC Pro. — Прим. ред.), обычно используемый для таких целей, и цветовая мишень IT-8 производства компании Corel, прилагаемая к пакету CorelDRAW! 7 с соответствующим контрольным файлом в формате TIFF. Помещенные на диск изображения получены сканированием отпечатков. Интересно, что цветовые оттенки лица были внесены в список оценочных критериев качества цветопередачи лишь после того, как были сделаны первые отпечатки. Многие из картриджей могли бы претендовать на достаточно высокую оценку, если бы я не усилил влияние этого параметра.

В драйвере принтера были установлены настройки, в том числе PhotoEnhance, обеспечивающие наивысшее качество фотопечати. Поскольку Lomond выпускает цветовые профили только под оригинальные и свои картриджи, то было решено не изменять цветовой профиль, поставляемый с принтером, тем более что большинство начинающих пользователей понятия не имеют об ICC-файлах.

Производитель картриджей Salute поставил эксперимент: сделал для своей продукции цветовые профили под оригинальные носители и совместимую бумагу Lomond. Такой подход имеет резон, и сейчас создание цветовых профилей постепенно входит в моду. Например, компания BS Print, распространяющая в нашей стране картриджи Ink-Mate, выложила в Интернете профили для шестицветных принтеров Epson R200 и R300. Обещана помощь пользователям в создании ICC-файлов и для других принтеров. А представитель фирмы Lintek, распространяющей картриджи GoodWill, и вовсе настаивал на том, чтобы использовать их с одноименной бумагой.

Что касается профилей компании Salute, то производитель предусмотрительно расположил на сайте подробную инструкцию по их подключению. В общем-то всем изготовителям стоило бы создавать подобные профили и не забывать информировать об их наличии, напечатав адрес сайта прямо на упаковке картриджей.

Следовательно, было бы некорректно использовать индивидуальные профили компании Lomond, поскольку они не рассчитаны на совместимые картриджи. В выигрыше остались бы только продукты Epson и Lomond, но первые и так были приняты за образец — в качестве распечаток с их помощью никто не сомневался, а вторые пока мало распространены.

Надеюсь, читатели оценят трудоемкость подобного тестирования, ибо для получения адекватных отпечатков на всех типах носителей пришлось затратить много времени, причем не столько на саму печать, сколько на многократную очистку и юстировку печатающей головки при подготовке к работе следующего комплекта. Именно поэтому для тестирования я выбрал лишь два типа фотобумаги и посчитал достаточным ограничиться картриджами шести компаний. Иначе выход материала мог бы запросто задержаться до морковкина заговенья. Впрочем, полагаю, что представленный объем информации послужит достаточным основанием для оценки возможностей того или иного сорта чернил.

Идеал и несовершенство

Картриджи TechnoVision составили достойную конкуренцию оригинальным

Когда я подводил итоги тестирования картриджей к струйному принтеру Epson Stylus C65 Photo Edition, с сожалением отметил значительный разброс качества у продукции разных производителей (см. таблицу).

Особенно показательны результаты печати фрагмента с изображением лица младенца. Если большинство картриджей при работе с глянцевой бумагой показывали незначительные отклонения от эталона с чернилами Epson, то участники Noname и G&G выделились — «синюшное» лицо не нуждается ни в каких комментариях, к сожалению, это абсолютно неприемлемо. При работе с матовой бумагой не слишком удачных отпечатков получилось гораздо больше: чернила GoodWill ушли в невообразимо морковный цвет, картриджи Noname придали коже землистый оттенок, а G&G — нездоровую желтизну.

Компания Salute к своей продукции создает цветовые профили

Что касается адекватности передачи цветов на глянце в целом, то здесь разница бросается в глаза не так сильно, как на матовой, и заметна лишь на отдельных участках распечатанных тестов. Так, чернила Noname значительно ушли в «холодную» область, что особенно заметно на монохромном фрагменте тестового задания, G&G «отличились» зеленоватым оттенком, а GoodWill имели непередаваемый сиреневый отлив на глянце и чересчур теплые оттенки на матовой бумаге. Минимальные искажения передачи монохромных фрагментов наблюдались при печати на матовой бумаге чернилами Salute (на глянце они уходили в синеву и были светловаты), Techno Vision (хотя заметен переконтраст на глянце и недостаток красного на матовой бумаге) и Ink-Mate (но в обоих случаях отпечаток менее контрастен, чем оригинальный).

Остальные результаты тестирования приведены на диске, а в таблице дана оценка близости к идеалу, за каковой была принята распечатка картриджами Epson. Разумеется, при визуальной оценке присутствует определенный субъективизм, однако не думаю, что разница между нашими выводами была бы существенной, будь на моем месте другой эксперт.

В то же время достойный выбор среди альтернативных чернил есть. К ним относится продукция под торговой маркой Techno Vision, а для матовой бумаги подходят Ink-Mate и Salute. Также напомним о свободно распространяемых профилях для чернил Ink-Mate (увы, для С65 их нет) и Salute, в результате применения которых порой удавалось значительно улучшить качество печати.

Впрочем, не стоит забывать о возможности самостоятельного изготовления индивидуальных профилей под используемые сорта фотобумаги. Дело это неблагодарное, трудоемкое и непростое, но профессионалам и опытным потребителям вполне по силам. Желаю вам красивых отпечатков!

С автором можно связаться по e-mail: sai@3dnews.ru.


Встречают по одежке...

Естественно, никто не сомневается в правоте известной пословицы, но все же аккуратная упаковка сама по себе свидетельствует в пользу продукта. Мы не оценивали в баллах упаковку и сборку картриджей (главное, чтобы хорошо печатали), но хотим указать на особенности, помогающие косвенно охарактеризовать добросовестность производителя.

По российскому законодательству должны быть указаны страна-производитель и координаты импортера. Поэтому сразу же можно попенять на то, что на картриджах G&G не указано место производства, а есть только маркировка о происхождении чернил — Ink made in USA. Впрочем, поставки чернил из США — стандартная практика для большинства производителей альтернативных расходных материалов. На коробке GoodWill цвет чернил отмечен на наклейке. Это, конечно, не криминал, но выглядит топорно — неужели трудно было сделать несколько типов упаковки?

Качество самих картриджей еще важнее, ведь именно от них зависит долголетие принтера. Несмотря на то что случаев продажи откровенно протекающих картриджей не встречалось на протяжении последних пяти лет, это вовсе не значит, что недобросовестный производитель не «начудит» с дизайном механической части. Сюда же можно отнести несоответствие габаритов емкостей посадочному гнезду принтера, ибо нередки случаи «болтания» картриджа в предназначенном для него разъеме или, напротив, приходится забивать его в отведенное место чуть ли не молотком. В данном случае все участники тестирования точно соответствовали посадочному месту в держателе принтера.

Не стали проводиться и исследования ресурса картриджей: здравый смысл подсказывает, что при одинаковом объеме чернил и отсутствии течи красителя пользователь получит примерно одно и то же количество отпечатков.


Отбор участников

Эксперимент проводился с участием цветного струйного принтера Epson Stylus C65 Photo Edition, работающего с четырьмя картриджами. Разумеется, это не шести- и более цветная высококачественная фотопечать. Тем не менее многие начинают именно с подобных моделей и только позже, определившись с потребностями, задаются целью купить фотопринтер посерьезнее или «уходят» в цифровые лаборатории. В то же время значительное число пользователей остаются вполне удовлетворенными «бюджетной» четырехцветной печатью и продолжают исправно «скармливать» принтеру все новые и новые порции картриджей и бумаги.

При отборе контрольных носителей мы решили: если уж собираемся проверять возможности альтернативных картриджей, то пусть основой для такого исследования послужит совместимая фотобумага. В настоящее время наиболее распространена неоригинальная бумага марки Lomond, которая, по мнению автора, давно заслужила звание «народного бренда». Более того, именно компания Lomond одной из первых стала предлагать индивидуальные цветовые профили для печати оригинальными картриджами на всех сортах своей бумаги, что обеспечивало максимально возможное соответствие цветопередачи. Следует заметить, что блистательное выступление данных чернил в связке с одним видом бумаги вовсе не означает триумфа в союзе с бумагой другого типа. Поэтому для чистоты эксперимента были взяты глянцевая односторонняя бумага Lomond Glossy Photo InkJet Paper плотностью 230 г/см? и матовая двухсторонняя Lomond Matt DS Photo InkJet Paper плотностью 170 г/см?. Оба эти сорта достаточно известны, и их регулярно применяют многие пользователи.

С отбором картриджей-участников все было сложнее. Достоверной статистики потребления альтернативных расходных материалов на российском рынке, увы, нет, и вряд ли когда-нибудь мы дождемся ее в более-менее приемлемом виде. Поэтому в качестве мерила «народности» выбрали один из московских компьютерных рынков, где закупили все попавшиеся на глаза неоригинальные картриджи для принтера Epson Stylus C65 Photo Edition. Набор, надо сказать, оказался презабавным, поскольку наряду с уже известными по нескольку лет российскому потребителю марками чернил в поле нашего зрения попали совсем уж чудные картриджи: без розничной упаковки, только в вакуумном целлофановом пакете. Они получили при тестировании «гордое» и заслуженное название Noname. Встретите — передавайте привет .

Несмотря на жесткую конкуренцию, царящую среди производителей альтернативных картриджей и чернил для струйной печати, цены на эти устройства разнятся незначительно. Так, все купленные нами комплекты из четырех картриджей уложились в ценовой зазор 22—30 долл. Снизу — доступные картриджи той самой марки Noname, сверху — южнокорейские Ink-Mate. В целом же для расположенных рядом магазинов не редкость разброс цен в 3—5 долл. для подобного комплекта . Отметим, что средняя цена набора оригинальных картриджей компании Epson в любом случае выше, чем комплекта альтернативных расходных материалов, в 1,5—2 раза. Есть за что биться.


А Epson против

Не иначе как у Epson в каждом принтере спрятан «жучок», сообщающий об использовании неоригинальных расходных материалов. Но у нас не война, и поиском «блох» мы заниматься не будем. Тем более что японская компания имеет право на свое мнение, ведь в данном случае производители совместимой продукции топтались на ее поле.

Андрей Свитайло, менеджер по расходным материалам московского представительства компании Epson Europe B.V., вполне предсказуемо отметил недостатки неоригинальных чернил. Согласно независимым исследованиям (например, лаборатории Torrey Pines Research, www.tpr.com), зачастую неоригинальные картриджи изначально обладают меньшим ресурсом, чем оригинальные. Андрей также предоставил отчет независимой лаборатории Wilhelm Imaging Research (www.wilhelm-research.com), который показал, что у неоригинальных чернил существенно снижаются свето-, водо- и газостойкость отпечатка. По мнению Генри Вильхельма, это происходит из-за отличий в формуле от оригинальных красителей.

Также менеджер Epson предупреждает, что из-за разницы в технологии производства неоригинальные чернила могут содержать взвеси, растворенные соли, мельчайшие пузырьки воздуха. «Они засоряют дюзы и вынуждают тратить чернила на дополнительную прочистку печатающей головки, вследствие чего возрастает себестоимость отпечатка. Кроме того, повышенная или пониженная вязкость совместимых чернил увеличивает опасность засыхания дюз. В отдельных случаях эти картриджи могут полностью вывести из строя печатающую головку принтера, а ее замена обойдется ненамного дешевле нового принтера». Впрочем, об этой же опасности предупреждал и автор статьи.

По статистике, собранной сервисными центрами Epson, до 90% проблем с печатающими головками вызвано использованием неоригинальных чернил. Поэтому Андрей Свитайло подчеркивает: «Мы не можем гарантировать качество картриджей к принтерам Epson от других производителей. Как правило, они оказывают негативное влияние на исправность аппарата. Поэтому при использовании неоригинальных картриджей гарантия на печатающую головку принтера снимается.

Компания Epson, обладающая эксклюзивным правом на производство чернил для своих принтеров, вкладывает значительные средства в их исследование и разработку. Формула и технология приготовления являются ноу-хау компании и никому не передавались. Ни одна другая фирма не в состоянии точно воспроизвести формулу и технологию производства оригинальных чернил Epson (особенно пигментных)».

В принципе такие же опасения высказывал и автор статьи — все мы люди здравомыслящие. Однако отмечу интересный факт: в тестировании активно использовалась глянцевая бумага. А вот у Epson такого носителя для Stylus C65 просто нет, только специальная бумага для чернил DURABrite с одноименным названием. Это, пожалуй, самое показательное различие в составах оригинальных и совместимых чернил и бумаги.

Александр Баулин


"Результаты тестирования картриджей, баллы"
1269