В этой статье речь пойдет о звуковых платах, причем не об «игровых» и малобюджетных, а об изделиях студийного качества, которые широко используются в современных профессиональных и домашних студиях.

Сперва определимся, какие платы к какому классу относить. Естественно, интегрированные в системные платы изделия мы рассматривать не станем, поскольку это весьма слаборазвитая ниша, охватывающая продукты малобюджетного класса. Конечно, такие устройства позволяют при оснащении звуком ПК заметно сэкономить, но нас интересует качество. К малобюджетным платам можно отнести и те, что стоят не дороже 40 у.е., — такие, в частности, выпускает компания Genius.

Когда заходит речь об «игровых» звуковых платах, на память сразу же приходит продукция Creative Labs, к примеру Sound Blaster Live! 5.1. Собственно, все устройства, поддерживающие технологии объемного звука EАХ и DSP, можно смело называть «игровыми», поскольку такой звук нужен либо в играх (ЕАХ), либо при просмотре DVD (DSP). Однако изделие со встроенными технологиями EAX и DSP, стоящее заметно дороже других аналогичных, не следует воспринимать как нечто профессиональное. В работе со звуком требуется двухканальный стереорежим, а форматы 4.1, 5.1, 6.1 и 7.1 предназначены совсем для другого — для DVD. Так что при выборе покупки наличие EAX и DSP нас вообще не должно волновать. Правда, встречаются дорогие модели с этими технологиями, у которых довольно неплохая начинка. Но, как правило, подобные платы по качеству все же уступают студийным конкурентам из того же ценового диапазона.

Компания Creative изначально занимала лидирующее место в области «игрового» звука. Тем не менее недавно она создала новую плату со встроенным 64-Мбайт ОЗУ, что говорит о намерении фирмы поднять качество своей продукции выше «игрового» уровня. С натяжкой такой можно признать плату Audigy 2.

Но вот до студийных изделия ни Creative, ни Maya, ни многих других производителей недотягивают — хотя бы по степени защиты от помех, наводимых системной и видеоплатой, вентилятором и тому подобными комплектующими.

Audiophile 2496

Было время, когда в мире профессионального звука лидирующее место занимали платы, поддерживающие работу с программным сэмплером GigaStudio, который не загружал используемые Giga-сэмплы в оперативную память, а записывал их на жесткий диск. Но эра таких изделий прошла уже к началу 2000 г. Тогда же производитель M-Audio (известный ранее как MidiMan) выпустил продукт Audiophile 2496.

Так нагрянула волна современных студийных плат. В чем их отличие от прочих? По названию Audiophile 2496 сразу видно: устройство призвано удовлетворить запросы любого аудиофила. Цифры 24 и 96 означают 24 бита и 96 кГц; это одна из самых удачных плат, поддерживающих работу в данном режиме.

Плата имеет PCI-разъем (следует заметить, что стандарт PCI в настоящее время вытесняется технологией FireWire). Достоинство ее помимо прочего в том, что она заметно дешевле конкурентов. Эта модель и сейчас остается весьма популярной и продается в любом музыкальном магазине.

В 2000 г. вышла программа Reason 1.0, немного позже компания Propellerheads, разработавшая эту виртуальную студию, официально рекомендовала продукцию M-Audio для работы со своим приложением. Потом долгое время в упаковке M-Audio можно было найти облегченную версию Reason Adapted. Но около полугода назад союз Reason и M-Audio распался в связи со слиянием M-Audio и M-Gear. Теперь взамен Reason Adapted к плате прилагается Ableton Live 4 Lite. Не будем рассматривать наличие в комплекте ПО как однозначный плюс, хотя всегда приятно иметь лицензионные программы, особенно если их тебе дарят.

Audiophile 2496 за годы своего существования получила немало наград от музыкальных журналов, в том числе от Computer Music.

Устройство поддерживает работу в режиме Full Duplex (одновременные запись и воспроизведение). Плата совместима с протоколами GSIF, DirectX, OMS, Sound manager, MME, ASIO 2 и Mac OS X Core Audio. Имеет два аналоговых входа-выхода, цифровой «вход-выход, позолоченные RCA-«джеки», вход-выход MIDI, программный 32-битовый DSP-процессор. Характеристика latency (латентность, задержка MIDI-сигнала) близка к нулю. Плата совместима с кристаллом Apple G5.

Неравномерность АЧХ составляет +/-0,4 дБ, динамическая мощность 104 дБ, частотный диапазон 22 Гц — 22 кГц. По сравнению с более дорогими аналогичными устройствами плата хорошо защищена от внешних помех. На мой взгляд, Audiophile 2496 предлагает лучшее соотношение цена/качество. Официальная цена изделия на сегодняшний день — 130 у.е. Эту модель можно смело рекомендовать аудиофилам, музыкантам, работающим в домашних условиях или в студии. Несмотря на свою относительно невысокую стоимость, плата не вызывает никаких нареканий, а наличие аналоговых входов-выходов (RCA-«джеки», разъемы «тюльпан») — это еще один плюс.

M-Audio Delta 44

Это PCI-плата профессионального уровня, оснащенная дополнительным внешним модулем с четырьмя аналоговыми входами-выходами. Собственно, отсюда и число 44 в названии. Существуют также модели 66 (в которую добавлены два цифровых входа-выхода) и 1010 (соответственно имеющая 10 входов-выходов). Плата M-Audio Delta 44 способна работать в режиме Full Duplex, имеет низкую степень латентности, поддерживает разрядность 24 бита и частоту дискретизации 96 кГц. Неравномерность АЧХ составляет +4/-10 дБ.

Данный вариант оптимален для записи музыки благодаря наличию четырех входов-выходов, к которым можно подключить, к примеру, микрофон, гитару. Стоимость Delta 44 составляет 195 у.е., что весьма недорого для устройства, четыре аудиоканала которого вполне заменяют аудиосплиттер (смеситель сигнала).

M-Audio Audiophile 192

Рассмотренные выше модели до недавнего времени были практически самыми покупаемыми, но технологии развиваются. Перейдем к устройствам нового поколения — студийным платам, работающим в режиме 24 бита/192 кГц.

Среди них — M-Audio Audiophile 192, вторая из серии Audiophile в нашем обзоре. Для многих сейчас поддержка устройством частоты 192 вместо 96 кГц — уже стимул к покупке, пусть даже она обойдется дороже. Правда, человеческое ухо не услышит разницы между такими частотами, так что гнаться за килогерцами вовсе не обязательно. Однако бесспорно: чем их больше, тем лучше. И если раньше студийным считался стандарт 16 бит/44 кГц, то сейчас этого явно маловато, требуется как минимум 24 бита/192 кГц.

Между тем большинство компьютерных музыкантов до сих пор как ни в чем не бывало работают в режиме 16 бит/44 кГц. Это связано с ограниченными возможностями применяемого ПО и оборудования. К тому же многие вообще мало заботятся о качестве, так как в итоге конвертируют результат в сжатые форматы с низкими скоростью потока и частотой дискретизации. Но все же лучше по возможности оставлять рабочие и финальные файлы несжатыми, поскольку при записи и издании носителя потеря качества будет ощущаться.

В чем отличия данной платы от ее предшественницы, Audiophile 2496? Появился цифровой вход-выход, а также два аналоговых сбалансированных входа-выхода. Кроме того, плата имеет 64-разрядные драйверы, разъем PCI 2.2, более высокую частоту дискретизации — 192 кГц (также поддерживаются частоты 44,1; 48; 88,2; 96 и 176,4 кГц). Неравномерность АЧХ +/-0,1 дБ, динамическая мощность 109 дБ, импеданс сбалансированного входа 20 Ом, сбалансированного выхода — 300 Ом. Поддерживаются технологии GSIF2, WDM, ASIO и Core Audio. В комплект поставки входит ПО Ableton Live 4. Цена устройства 200 у.е.

В принципе M-Audio Audiophile 192 можно уверенно рекомендовать любому музыканту. Но если для вас 70 у.е. — слишком большая сумма, то вполне подойдет и Audiophile 2496 с частотой 96 кГц.

ESI Juli@

Juli@

К моменту выпуска Audiophile 192 не очень известная на рынке звуковых плат компания ESI (Ego Systems, Inc.) сделала первый шаг в мир профессионального звука, произведя аудиоплату ESI Juli@, относящуюся к средней ценовой категории.

Плата обратила на себя внимание сразу после анонса, причем не только поддержкой частоты 192 кГц и наличем аналоговых входов и выходов. Главное, что ESI Juli@ предлагала принципиально новое решение: производители изначально позиционировали ее как плату-трансформер. Пользователь в зависимости от своих нужд может задействовать либо бытовые разъемы-«тюльпаны» (RCA), либо профессиональные сбалансированные «джеки».

Устройство состоит из PCI-разъема, переворачиваемой основной части, крепежных болтов и самого крепежа. Если плату выставить RCA-разъемами наружу, то у нас будут два аналоговых входа-выхода, один вход-выход MIDI, а также два цифровых входа-выхода. Развернув ESI Juli@, мы получим те же MIDI и цифровые входы-выходы, а вместо аналоговых RCA — профессиональные балансные 1/4-дюймовые разъемы TRS.

Выпуск такой платы в первую очередь продиктован заботой о пользователях, не определившихся окончательно, с какими акустическими системами они будут работать. Так, владельцам простенькой АС желательно, чтобы на плате имелись RCA-разъемы. А тем, кто применяет студийные мониторы, необходимы 1/4-дюймовые TRS-разъемы.

Основной DSP-процессор — это VIA Envy 24 ht-s (24 бита/192 кГц). На плате также размещен цифровой трансивер АКМ АК4114 (восемь входов, два выхода). ЦАП АКМ АК4358 хотя и не топ-модель, но вполне достойное изделие для данной ценовой категории.

Двубитовый АЦП АКМ 4358 имеет чуть лучшие характеристики: динамический диапазон 114 дБ, сигнал (шум/искажения) 103 дБ, неравномерность АЧХ 0,005 дБ.

Вообще, в ценовой категории до 200 у.е. Juli@ демонстрирует весьма хорошее качество ЦАП/АЦП, превосходящее, к примеру, показатели M-Audio Audiophile 2496. По данным характеристикам устройство сопоставимо скорее с Audiophile 192. А по результатам некоторых измерений Juli@ даже лучше более дорогой модели ESI Waveterminal 192X.

Juli@ комплектуется новыми драйверами E-WDM (Enhanced Audio MIDI Driver), разработанными ESI и расширяющими концепцию архитектуры WDM корпорации Microsoft. С самого начала драйверы E-WDM разрабатывались для профессиональных приложений. С их помощью поддерживается программный сэмплер GigaStudio, причем латентность составляет всего 1,5 мс. Для сравнения: при работе платы в режиме ASIO 2.0 задержка составляет всего 3 мс, что тоже очень хороший показатель (к примеру, SoundBlaster Live в режиме ASIO дает задержку от 36 до 96 мс).

Сравнивая ESI Juli@ с находящимися в том же ценовом диапазоне Lynx Two и Audigy 2 ZS, просто невозможно не сказать о склонности последних (которые я все-таки отнес бы к «игровым») искажать высокие частоты. А ESI Juli@ при установленном значении частоты дискретизации в 96 кГц воспроизводит весь спектр без заметных отклонений. В режиме 24 бита график АЧХ у ESI Juli@ идеально ровный.

Выводы

Звуковая плата ESI Juli@ — белого цвета, имеет красивый дизайн, оснащена профессиональными и бытовыми разъемами, MIDI- и цифровым интерфейсами. Отличается качественным звучанием, превосходными драйверами и разумной ценой. Особых недостатков я не заметил, разве только слабовата защита от помех, создаваемых видеоплатой, вентилятором, сетевым адаптером и блоком питания (справедливости ради следует заметить, что это свойственно практически всем платам дешевле 200 у.е.).

В плане защищенности от помех M-Audio Audiophile 2496 и 192 показывают себя несколько лучше. Audiophile 192 стоит примерно на 10 у.е. дороже, чем Juli@, однако последняя предоставляет богатый выбор аналоговых разъемов.

Так что окончательный выбор за вами!

С автором можно связаться по e-mail: stekmusic@mail.ru, http://pcmusicpro.net.


Что нужно знать и как выбирать

Не секрет, что для записи качественного материала в первую очередь нужны хорошие источники звука, которые можно обеспечить, либо подключив к ПК аналоговый синтезатор, либо просто с помощью соответствующего ПО. В процессе написания музыки важно опираться на собственный слух, поэтому следует внимательно выбирать акустические мониторы и наушники. Но не стоит забывать и о промежуточном звене — звуковой плате, ведь она выдает звук и влияет на его итоговое качество.

Перед покупкой следует обязательно продумать, какая именно плата вам нужна: сколько она должна содержать входов-выходов с учетом рода вашей деятельности, какую частоту дискретизации обеспечивать. Также нужно ответить на вопрос, как часто вы будете вести через нее запись (здесь имеет значение указанный в техпаспорте уровень шумов при записи). Немаловажно наличие входов-выходов MIDI. И не забудьте определиться со стандартом платы — PCI или FireWire.

Выбирайте устройство, только окончательно разобравшись со своими потребностями, оценивая его исходя из паспортных данных.


Это интересно

Black Box

Отступив от основной темы статьи, позволю себе рассказать об устройстве Black Box компании M-Audio, поскольку оно наверняка будет интересно компьютерным музыкантам. Тем более что продукт поистине уникален.

Он представляет собой внешний аудиоинтерфейс для записи звука, к которому можно подключить микрофон либо другие источники сигнала, в том числе электрогитару. Это весьма полезная для гитаристов «коробка», ведь она сочетает в себе аудиоплату, гитарный и микрофонный предусилитель, драм-машину с 99 предустановками (можно добавлять свои), 43 эффекта для обработки сигнала и 12 схем, модулирующих известные электрогитары.

Устройство очень удобно в эксплуатации: подключаешь к ПК, подсоединяешь гитару, устанавливаешь ударные партии, выбираешь нужные схемы обработки сигнала эффектами — и, как говорится, вперед и с песнями!

Вход USB и цифровой выход S/PDIF обладают характеристиками 24 бита/44,1 кГц. В принципе для большинства музыкантов этого вполне достаточно.

Для настройки обычных и электрогитар существуют специальные цифровые тюнеры. А вот Black Box уже содержит в себе встроенный тюнер. Работа с интерфейсом весьма проста благодаря ЖК-дисплею. Имеется разъем для педалей эффектов sustain, volume, reverb и проч. Плата поддерживает технологии WDM, ASIO и Core Audio (Mac OS X). Динамическая мощность на выходе составляет 100 дБ, импеданс — 300 Ом, искажения АЧХ — 0,3 дБ при частотах 22 Гц — 22 кГц; уровень сигнала на инструментальном входе — 30 дБ, микрофонном — 40 дБ.

Модулируемые схемы гитар: Fender Bassman, Deluxe, Twin, Vox AC3, Marshall JTM 45, Plexi, JCM2000, Hiwatt DR-103, Soldano SLO 100, Mesa Boogie Maverick, Dual Refictier, Bogner Uberschall. В числе 43 гитарных эффектов — tremolo, flanger, chorus, random filters, tremolo sequences, filter sequences, wah-wah, auto-wah, talk box, арпеджиаторы и MIDI-эффекты.

Изделием Black Box пользуются такие исполнители, как Джон Майер, группы Green Day, Red Hot Chilly Peppers, Pearl Jam, Beck, Morcheeba и многие другие. Цена составляет 330 у.е., что для профессионального гитарного устройства вполне оправданно: такое приобретение окупает себя с лихвой.

1798