Часть 9. Снимаем на свадьбе

Свадьба — торжественное событие, на которое, как правило, приглашают профессионального видеооператора или фотографа (а то и обоих сразу). Но не думайте, что вы со своей любительской техникой не сделаете хороших снимков. По сюжету они зачастую оказываются намного интереснее «официальных». Профессионал обычно привлекает к себе внимание объектов съемки, из-за чего они совершенно утрачивают непринужденность. Вам же, как фотографу-любителю, находящемуся в тени, будет гораздо проще снимать незаметно. Возьмем случай, когда приглашенный фотограф отсутствует, и подробно рассмотрим возможные ситуации при фотосъемке.

Основные трудности при съемке свадеб возникают из-за недостаточного или искусственного освещения. Снимать нередко приходится с помощью встроенных в фотокамеры вспышек, а они обладают слишком малой мощностью. Фотографии получаются темными (недоэкспонированными), с ошибками в балансе белого, с заметным шумом, смазанными. Также любительские фотографии легко отличить от профессиональных по «проваленному» заднему плану. Профессиональная съемка свадеб подразумевает использование мощной дополнительной вспышки, что в целом решает вышеописанные проблемы. К сожалению, во многих «бюджетных» камерах, и даже prosumer, как правило, нет специального разъема (его еще часто называют «горячим башмаком») для внешней вспышки, и обычный пользователь едва ли будет применять дополнительный свет. Но даже при отсутствии последнего не стоит отчаиваться — при соблюдении некоторых правил можно получить отличные снимки.

Рассмотрим «среднестатистическую» российскую свадьбу (у различных народов действо может сильно отличаться). Итак, ее прохождение можно условно разделить на четыре этапа: выкуп, загс, гулянья, ресторан.

Рис. 1. Праздничное оформление машин

Обычно фотограф начинает работать с женихом. То есть приезжает с ним на выкуп к невесте. Непосредственно перед этим украшаются свадебные машины (рис. 1). Этот процесс тоже нужно зафиксировать. Кстати, если есть возможность, то лучше занять место в передовой машине — она всегда прибывает к очередному пункту назначения первой. Таким образом вы успеете осмотреть место съемки и снять моменты выхода из машины молодоженов.

Рис. 2. Требуется найти отпечаток губ своей невесты

Процесс выкупа обычно заключается в выполнении женихом ряда заданий. Например, найти отпечаток губ невесты на бумаге (рис. 2). Также от него могут потребовать нарисовать портрет невесты (рис. 3). Как правило, все это происходит либо в подъезде на лестнице (если невеста живет в многоквартирном доме), либо непосредственно на подходах к дому. Ваша задача — запечатлеть процесс. Если вы идете на свадьбу в первый раз, а на нее приглашен также оператор, то старайтесь не отставать и быть всегда рядом с ним. Это позволит правильно найти позиции, поскольку в целом выбор наиболее удачного ракурса для видео- и фотосъемки совпадает. При выкупе сразу займите передовые позиции (т.е. впереди всех) и придерживайтесь их по мере продвижения, что позволит вам не пропустить самые интересные моменты, а если сие действие происходит на лестнице, то вы сможете снимать сверху, что расширит поле для сюжетных маневров. Снимайте все, что покажется вам интересным: выражения лиц жениха и гостей, конкурсы. Не забудьте захватить запасной комплект аккумуляторов, поскольку при интенсивной съемке одного комплекта может не хватить.

Рис. 3. Невеста глазами жениха...

Пройдя все основные испытания, жених попадает внутрь дома невесты. Здесь обычно бывает запланировано еще несколько конкурсов и мини-фуршет перед отъездом в загс. Здесь появляется отличная возможность сфотографировать жениха и невесту, пока они заняты своими делами. Так, несколько самых удачных портретов я сделал именно в это время (рис. 4, 5).

Рис. 4. Портрет невесты на фуршете Рис. 5. Портрет жениха на фуршете

Рассмотрим, какие наиболее сложные моменты возникают в процессе фотосъемки. Внутри подъезда многоквартирного дома существуют две главные проблемы: недостаток света, а также внешний вид самих лестничных проходов. С первым, надеюсь, вы уже умеете бороться (см. часть 7, №12/05, с. 110). Снимая портрет (человека крупным планом), при небольшой по геометрическим размерам матрице фотоаппарата не выставляйте ISO даже более 100, поскольку цифровой шум может быть очень заметен. Задний план на фотографии получается «проваленным» из-за очень узконаправленного света, какой дают встроенные вспышки фотоаппаратов. Близко расположенные к вспышке крупные объекты съемки закрывают ее, таким образом, свет просто не пробивается на задний план. Профессионалы, имеющие дополнительный свет, часто ставят на свои вспышки специальные козырьки, направляющие световой поток вверх. Он отражается от потолка и стен и рассеивается по всей площади. При наличии только встроенной вспышки можно порекомендовать снимать «над людьми», чтобы свету не мешали никакие препятствия в зоне прямой видимости. Также, если вы уверены в твердости своей руки, попробуйте снимать на выдержке в зоне «шевеленки» (увеличивать выдержку для проработки фона или воспользоваться режимом приоритета выдержки с включенной вспышкой), а ISO в крайнем случае можно повысить до 200. Опять же не забывайте о расстояниях и зум-положении объектива — чем в более широкоугольном положении он находится и чем больше ISO, тем дальше «бьет» вспышка. В таблице даны средние значения «дальнобойности» встроенных вспышек в зависимости от положения объектива и установок ISO.

Что касается внешнего вида подъезда и лестничных проходов, то здесь выход достаточно простой: не снимайте то, чего не должно быть видно. Фотографируйте жениха, великолепных подруг невесты и просто гостей свадьбы. Снимайте крупным планом, сверху вниз — в общем, делайте все, чтобы в кадр не попали ужасные стены подъезда или другие «срамные» места и не испортили потом впечатление о свадьбе.

При фотографировании непосредственно в квартире или доме невесты постарайтесь не снимать против света, даже с включенной вспышкой. Ее мощности может просто не хватить для уравнивания динамического диапазона света с улицы и затемненной стороны (особенно если съемка идет на расстоянии и с низким ISO).

Рис. 6. Жених и невеста со свидетелями перед официальной процедурой регистрации

Этап загса — самый торжественный и важный. Невеста и жених подъезжают к Дворцу бракосочетания на разных машинах. Процедура официальной регистрации в загсе назначается заранее и в строго определенное время. Обычно гости и молодожены прибывают к загсу загодя, так что у вас есть возможность поснимать их (рис. 6). В загсе праздничная обстановка, и пользуясь этим, поищите наиболее удачные ракурсы для фотосъемки. Профессионалы для этого специально перед свадьбой приходят в загс и тщательно его обследуют, присматривая наиболее удачные места для фотосъемки. При возможности сделайте групповую фотографию всех присутствующих. Здесь главное, чтобы всех было видно. Жениха и невесту в центр, свидетелей рядом с ними. Разместить гостей обычно лучше всего удается на лестничной площадке. Сразу после съемки проверьте, не получился ли кто-нибудь с закрытыми глазами, — иначе это придется потом исправлять в графическом редакторе. На групповой фотографии, показанной на рис. 7, есть минимум три погрешности — попробуйте их отыскать.

Рис. 7. Групповая фотография у загса

И вот час пришел, жених и невеста под музыку Мендельсона входят в зал бракосочетания. Вы еще не забыли, что всегда должны быть на шаг впереди них, чтобы запечатлеть все торжественные моменты? Просто следуйте за приглашенным оператором и не ошибетесь.

После официальных мероприятий новоиспеченные муж и жена приглашаются в отдельную комнату (иногда в общем зале) на свадебный танец. Затем они фотографируются, делается общая групповая фотография всех присутствующих (не всегда), после этого молодожены и гости переходят в следующую комнату на мини-фуршет с шампанским.

Непосредственно перед выходом из загса будет еще немного времени, которое можно использовать для фотографирования.

Каковы же особенности съемки в загсе? Собственно, она не сложнее, нежели при выкупе. Однако, поскольку момент более ответственный, необходимо если не исключить, то минимизировать технический брак.

При фотографировании у вас наверняка появится желание использовать возможности объектива. Поскольку света в помещении бывает явно недостаточно, то снимать «на зуме» нужно особенно аккуратно. Помните, что при телеположении объектива мощность вспышки и часто светосила заметно меньше. Поэтому лучше подойти поближе, чем использовать оптическое увеличение.

Что касается баланса белого, то если вспышка освещает и прорабатывает всю снимаемую область, автобаланс белого выставляется корректно. Снимая со вспышкой, не забывайте о расстоянии. При фотографировании без нее помните о «шевеленке», пользуйтесь предустановками ББ (ручная калибровка по белому листу в загсе ввиду ее неоперативности крайне затруднительна). Если вы все-таки совершили ошибку и снимок получился явно «с оттенком», то исправить ситуацию поможет графический редактор, но это уже отдельная тема. Вообще, чем меньше фотографических ошибок вы допустите еще на уровне съемки, тем качественнее будут фотографии. А если вы добавите сюда еще умение обращаться с графическим редактором, то из вас может выйти отличный фотохудожник, умеющий как качественно снять, так и впоследствии обработать затем получившийся снимок.

В следующей части мы рассмотрим два оставшихся этапа свадьбы — гулянья и ресторан.

Продолжение следует.

ОБ АВТОРЕ
Дмитрий Зотов — инженер-программист в Тверском НИИ информационных технологий, http://dzotov.photosight.ru, dzotov2@rambler.ru.


Продолжение. Начало см. в №6—12/05, №1/06.


Средние значения «дальнобойности» встроенных вспышек
Положение объектива/ISOISO 50ISO 100ISO 200
ШирокоугольноеДо 3 мДо 5 мДо 8 м
Теле-До 2 мДо 4 мДо 6 м
874