Есть и другие «аппетитные» штуки вроде хорошо написанной книги или великолепно спроектированной программы, которые могут стать настоящим удовольствием как для профессионалов, так и для любителей.

Программа, о которой пойдет речь в этой статье, была создана компанией Alien Skin в далеком 1994 г. Я имею в виду знаменитую коллекцию фильтров Eye Candy 4000, предназначенную для создания естественных эффектов в таких растровых редакторах, как Adobe Photoshop, Corel PhotoPaint или PaintShop Pro. В комплект входят 23 фильтра. Помимо «предметов первой необходимости», например скосов и теней, здесь есть и довольно причудливые — градиентное свечение, сверкающее хромирование и стеклянные эффекты.

Были у этой коллекции и мощные конкуренты в лице бриллиантовой серии Kai's Power Tools компании Metacreations. Но они слишком мощные и нередко отпугивают рядового пользователя многочисленными настройками. Это отразилось на их популярности, в результате чего данный продукт больше известен в среде профессионалов.

А вот «простым людям» пришлись по вкусу фильтры Eye Candy, каждый из которых направлен на решение не абстрактной, а конкретной задачи вроде создания огня или имитации стекла. Кроме того, они имеют несложный интерфейс, обладающий важной особенностью — на экране появляются только параметры, соответствующие текущему режиму редактирования (а бесполезные на данный момент исчезают). Это как нельзя лучше способствует легкости изучения и непринужденному обращению с эффектами, создаваемыми фильтрами.

Иными словами, фильтры Eye Candy 4000 сделались де-факто стандартом редактирования изображений для большинства пользователей Adobe Photoshop. Многие другие компании последовали их примеру и стали придерживаться нового образца. Ведь предложенное фирмой Alien Skin решение обеспечивало художникам-любителям свободу и практичность. Что касается профессионалов, то им был предоставлен выбор: использовать Kai's Power Tools и обладать невероятной мощью либо потерять что-то из грандиозных возможностей, но сохранить драгоценные минуты.

Прошло время, объективные условия настоятельно потребовали модернизации Eye Candy 4000, и компания Alien Skin взялась за решение этой нелегкой задачи. На этот раз основной упор был сделан на специализацию. В соответствии с такой концепцией были созданы три серии фильтров под названиями Textures («Текстуры»), Nature («Природа») и Impact («Воздействие»). И разумеется, по сравнению со старыми версиями они не только улучшились, но и пополнились совершенно новыми эффектами.

Одно из самых важных улучшений — обновленный интерфейс. Над окном просмотра появился ряд кнопок. Г заменяет обработанный рисунок в окне просмотра на исходную картинку, Д действует наподобие «руки» из Photoshop, позволяя перемещать изображение. Кнопка Е увеличивает масштаб (при нажатой клавише он, напротив, уменьшается). Рядом с этими кнопками расположена секция Preview Background (Ж), предоставляющая возможность выбрать фон для просмотра объекта (единственный запрет — фоном не могут быть слои исходного изображения). В нашем случае эта секция окрашена в серый цвет, что означает ее бездействие. Ведь мы обрабатываем весь рисунок целиком, а не его часть, и фон просто не нужен. Все достаточно наглядно.

Обновленный интерфейс располагает хорошей функциональностью и легок в освоении

Слева от окна просмотра находится секция Reflection Map (Б), из которой можно выбрать готовую карту отражений. К сожалению, сделать собственную карту отражений возможности нет (не то что в Kai's Power Tools).

Рядом с кнопкой выбора цвета Highlight color расположена вспомогательная, открывающая доступ в специальное меню. Здесь сохраняется до шести сделанных пользователем вариантов выбора цвета. Кроме того, можно указать Foreground color («Текущий цвет рисования»), Background color («Текущий фоновый цвет») или взять цветовую пробу с помощью пипетки.

Нельзя обойти вниманием и новую закладку Settings — «Установки» (A), которая имеется у каждого фильтра. Это своего рода библиотека, в которой есть два окна: в одном из них представлен список заготовок производителя, а в другом отображаются найденные и сохраненные пользователем удачные варианты.

Появление зеленых полос в индикаторе З означает, что в данный момент происходит рендеринг и результаты обработки появятся в окне просмотра только после его завершения. Никто, правда, не запрещает изменить какой-либо параметр в момент рендеринга. Ничего критического при этом не произойдет, а процесс начнет выполняться сначала.

Изменения фильтра только повысили его функциональность. Что касается внешнего вида, то он по-прежнему староват. Особенно архаичным он кажется в сравнении с новым интерфейсом CS2, флагманского продукта Adobe.

Eye Candy 5: Texture («Текстура»)

Любая детализация с полной степенью достоверности

Первой реконструкцией коллекции Eye Candy 4000 стала серия Texture. Фактически это генераторы текстур, формирующие бесшовные текстуры определенного типа. Помимо обновленных текстур, таких как Animal Fur («Мех животного»), Marble («Мрамор»), Swirl («Скручивание»), Texture Noise («Текстурный шум»), Wave («Волны»), Wood («Дерево»), в коллекции появились четыре полезные новинки — Brick Wall («Кирпичная стена»), Diamond Plate («Бриллиантовая поверхность»), Stone Wall («Каменная стена») и Reptile Skin («Кожа рептилий»). Так, Reptile Skin позволяет создавать текстуры, имитирующие змеиную кожу или кожу ящерицы.

Генерируемые текстуры можно с легкостью видоизменять посредством специальных ползунков. Такая технология значительно эффективнее, чем, скажем, в текстурах фильтра Textures компании Human Software. Поистине уникальна способность фильтров Alien Skin к созданию любой степени детализации текстур. И делается это легко и просто, всего лишь перемещением одного из движков.

Eye Candy 5: Nature («Природа»)

Добиться естественного вида огня очень непросто

Во втором обновлении было модернизировано шесть старых фильтров — Corona («Корона»), Drip («Стекающие капли»), Fire («Огонь»), Smoke («Дым»), Squint («Беглый взгляд»), Water Drops («Капли воды») и добавлено четыре новых — Icicles («Сосульки»), Ripples («Рябь»), Rust («Ржавчина»), Snow Drift («Сугробы»). Складывается впечатление, будто разработчики весьма и весьма неравнодушны к числу четыре .

Как и следовало ожидать, модернизация улучшила качество работы фильтров и расширила их возможности. К примеру, Squint позволяет использовать блики в тех режимах, которые обычно применяются к изображениям с ярким солнцем. А такое необычайно капризное явление, как огонь, с трудом поддающийся математическим алгоритмам, при надлежащем подборе параметров может выглядеть довольно убедительно. Впрочем, даже у более мощного в этом плане фильтра Fire («Огонь») компании Panopticum пламя не всегда получается столь реалистичным, как того хотелось бы.

Eye Candy 5: Impact («Воздействие»)

Легкость изменения цвета принесена в ущерб более высокой реалистичности

Летом 2005 г. наконец увидела свет очередная серия обновлений — Eye Candy 5: Impact. Из десяти фильтров семь (Bevel, Chrome, Glass, Gradient Glow, Motion Trail, Perspective Shadow и Super Star) представляют собой расширенные версии продуктов из Eye Candy 4000, а три (Backlight, Brushed Metal и Extrude) совершенно новые. Поскольку комплект Eye Candy 5 вышел совсем недавно, опишем его подробнее.

Сверим работу нового и старого фильтров Chrome («Хром»). Для большей наглядности приведу два варианта рисунков, один из которых выполнен в прежней, а другой — в современной версии фильтра. Заметим, что в разных редакциях фильтры обладают разными параметрами и поэтому нет возможности сравнить их работу. Тем не менее трудно не согласиться, что новый фильтр создает более сверкающую поверхность, что явилось результатом усовершенствования технологии работы карты отражений.

Имитация стекла удается великолепно

Но Eye Candy 5 может создавать и поверхности, выглядящие размытыми. Название параметра Round Corners («Округление краев») говорит само за себя. Что неудачно — очень трудно стало задавать цвет поверхности. Для этого новый фильтр предлагает выбрать одну из карт отражений, а затем, изменяя цвет источника света, на нее воздействовать. Однако цвет источника, к сожалению, не может оказывать достаточно сильного влияния. Подобрать цвет в Eye Candy 4000 было намного проще.

Очень удачно выполнена имитация стекла. В общем-то такой фильтр был и в коллекции Eye Candy 4000 и справлялся со своей задачей весьма неплохо. Многие годы данный инструмент пользуется популярностью у дизайнеров Интернета, применяющих его для создания стеклянных кнопок.

Располагая источник света позади объекта, получаем волшебное освещение

Новый фильтр Glass продемонстрировал, что может быть еще лучше. По сравнению с предыдущей версией рефракция фоновой текстуры менее интенсивна и более реалистична. Для рисунка в окне предварительного просмотра фильтр позволяет выбрать несколько фоновых расцветок. Жаль только, что нельзя в качестве фона выбрать какой-либо слой исходной картинки.

Аналогичного рода усовершенствования получили и другие продукты коллекции. В результате модернизированные варианты фильтров создают значительно более интересные и естественные картины, чем старые.

В секции Brush Style выбираются стили шлифовки металла

И конечно, нельзя обойти вниманием новые фильтры.

Так, Backlight («Подсветка») позволяет расположить точечный источник света позади выбранного объекта, что в свою очередь приводит к созданию картин с магическим освещением.

Позиция точечного источника легко изменяется перемещением соответствующей отметки в окне предварительного просмотра. Секция градиентов обогащает цветовую гамму освещения, позволяя моделировать солнечные лучи, прожекторы и другие источники света.

Обратите внимание, что у этого фильтра, как и у большинства других из этой коллекции, на закладке Basic («Базовая») есть специальный флажок с очень длинным названием Create Output In New Layer Above Current («Создание выхода на новом слое над текущим»). Иными словами, результат работы будет сохранен в отдельном слое, и мы получим возможность свободно изменять последствия эффекта (положительные или не очень) в нужную нам сторону.

Другой новый фильтр, Brush Metal («Пошкуренный металл»), позволяет имитировать текстуры металлов, таких как алюминий, латунь, нержавеющая сталь и т.п. Он моделирует линейную, круговую или ручную шлифовку металлической поверхности, создавая довольно реалистичную фактуру. К сожалению, рисунок шлифовки нельзя деформировать — скажем, превратить круговые движения в эллиптические. Но в целом фильтр хорош, и его способности могут пригодиться, к примеру, в деле создания фонов для страниц Всемирной паутины.

Вытягивание объектов в направлении линии горизонта

Еще один новый фильтр, Extrude («Вытягивание»), привносит в 2D-графику возможность трехмерного моделирования пресса. Специальная линия в окне предварительного просмотра задает расположение линии горизонта. С помощью Extrude Distance («Сила вытягивания») вытягиваем обрабатываемую фигуру, а параметром Taper («Конус») обеспечиваем сближение или удаление боковых сторон относительно точки горизонта. Можно получить интересные ретроэффекты.

Есть и некоторые неудобства. Например, в результате смены одного фильтра на другой (без выхода в Photoshop) изменяется масштаб изображения в окне предварительного просмотра (он устанавливается по умолчанию). И все же присутствие некоторых мелких недочетов не ослабляет общего благоприятного впечатления от работы фильтров. Можно с уверенностью сказать, что они достойно продолжают традиции, заложенные в Eye Candy 4000, совершенствуя старые эффекты и добавляя новые возможности. Такого всеобъемлющего пакета, охватывающего столь большое число естественных эффектов, на сегодняшний день нет ни у какой другой компании.

ОБ АВТОРЕ

Владимир Гевенян — автор книги «Adobe Photoshop CS: волшебные фильтры и спецэффекты», изд-во «БХВ-Петербург», 2004 г.

726