В предлагаемой вашему вниманию статье сравниваются виртуальные студии, а также рассказывается об истории создания и развития этих программных продуктов, о сущности противостояния двух музыкальных технологий: VSTi и программных модулей.

Процесс становления звука на платформе PC проходил следующие этапы: модульные трекеры, звуковые редакторы, MIDI-секвенсеры, а затем новые технологии, среди которых и VST. Но обо всем по порядку.

Немного истории

До середины 90-х гг. прошлого века трекеры считались главными средствами создания музыки на ПК. Первые MIDI-клавиатуры разрабатывались не только для «рэковых» (не имеющих клавиш) синтезаторов, но и для программных трекеров. Однако в 90-х гг. трекеры, основанные на wav-сэмплах, уступили место продукту Cubase компании Steinberg — секвенсеру с раскладкой Piano Roll, и ныне привычной музыкантам. В работе он гораздо удобнее, нежели табличные формы с MIDI-данными в трекерах.

Вскоре Steinberg разработала новую технологию, сразу же получившую широкое применение, — VST (virtual synchronization technology). Ее появление было обусловлено потребностью в новых методах обработки звука, поскольку стандартных студийных процессоров Delay, Echo, Equalizer, Normalization стало уже не хватать.

Технология VST позволила создавать подключаемые модули (plug-ins). Изначально этим занималась компания Steinberg для собственного продукта Cubase. Несколько позднее она выпустила очередную версию своей программы — Cubase VST, открывшую эпоху процессоров эффектов.

Вернемся немного назад. В 1964 г. на выставке NAMM в Чикаго внимание публики привлекли новые аналоговые устройства, создающие электронные ритмы. Они были разработаны японцем Икутаро Какехаши, ставшим основателем корпорации Roland, получившей мировое признание. Начиная с того времени она стала быстро развиваться и в 1980-е гг. выпустила синтезатор TB-303 Bass Line и драм-машину TR-808. Именно эти устройства и породили музыкальные направления Trance, Acid и Techno. Кроме того, они широко применялись в стилях Hip-Hop, Pop, Punk, Rock, Nu Wave (музыкантами групп Depeche Mode, Duran Duran, New Order, Run DMC и др.). Эти синтезаторы, ставшие по-настоящему легендарными, сохраняют свою популярность по сей день.

Основателем электронной музыки считается Киботрон (Cybotron), издавший в 1983 г. альбом Alley of Your Mind, где использовались TB-303 и TR-808. Именно он положил начало стилю Techno. В наши дни с данными синтезаторами работали Fat Boy Slim (альбом Everybody Needs a 303), Chemical Brothers (сборник Block Rocking Beats) и многие другие группы.

В 1994 г. была основана компания Propellerheads, первым продуктом которой стал редактор REX-«лупов» ReCycle. В 1996 г. работавшим в ней программистам пришла в голову замечательная новаторская идея о виртуальном синтезаторе. По результатам экспертизы TB-303 было решено эмулировать эту модель, в придачу рассмотрели драм-машину TR-808 и оцифровали ее ударные звуки, создав сэмплерный вариант устройства. В итоге появился синтезатор ReBirth RB-338, совершивший революцию в мире звука на ПК.

Сразу же после него компания Steinberg обратила внимание на ReBirth и решила создать совместно с Propellerheads новую технологию для их продукта Cubase. Смысл такого решения заключался в синхронизации работы виртуального синтезатора с программой Cubase. Так вскоре родилась на свет технология ReWire, применяемая в Cubase.

Через некоторое время программисты перешли к разработке запланированного проекта Project X с поддержкой ранее созданного формата REX, используемого приложением ReCycle.

Виртуальные музыкальные инструменты

Закончив заниматься ReWire и полностью переключившись на свое новое детище, именуемое Reason (первоначальное название — Project X), Propellerheads посоветовала компании Steinberg создать технологию VSTi. Она основана на том, что подключаемые модули VSTi — это уже не VST-процессоры эффектов, а музыкальные инструменты. Данная идея настолько понравилась фирме Steinberg, что до сих пор во многих ее продуктах встречается одна из первых VSTi-разработок — имитатор бас-гитары VB-1. Вслед за собственно технологией стали появляться и новые программные продукты, использующие VST и VSTi. Хотя официально родоначальником данных технологий и считается Steinberg, их настоящим идейным прародителем была все-таки фирма Propellerheads. Правда, тогда она избрала другую дорогу и взялась за создание комплексной студии, поскольку прекрасно понимала, что если бы занялась VSTi самостоятельно, то программа Reason не достигла бы желаемых высот.

Вскоре многие производители ПО купили лицензии у Steinberg на использование VSTi, вследствие чего один за другим стали выходить в свет программные продукты, где применялись технологии VST и VSTi. Так родились приложения Orion, CakeWalk Pro Audio и проч. (Все они по сути не студии, а MIDI-секвенсеры, поддерживающие работу с аудиосэмплами, MIDI-данными, VST и VSTi.) Модули VST и VSTi стали межплатформными и встраиваемыми в любой секвенсер, поддерживающий эти технологии.

Появилось множество производителей подключаемых модулей, среди которых самый известный — Native Instruments. Основав таким образом технологию VSTi, фирма Steinberg отошла от создания подключаемых модулей и занялась совершенствованием своих продуктов.

FL Studio

В число студий-секвенсеров входила и Fruity Loops, причем особым успехом она начала пользоваться после появления версии 3, когда обзавелась встроенным набором из нескольких коммерческих подключаемых модулей. Благодаря довольно необычному интерфейсу секвенсер быстро стал «народным». Особо он полюбился новичкам, поскольку изначально и был ориентирован именно на них. После выхода версии Fruity Loops 4 программу в связи с огромной популярностью в массах переименовали в FL Studio 4, что было не совсем оправданно. Столь громкое название не очень подходит для приложения, практически не имеющего собственных разработок, за исключением нескольких стандартных процессоров эффектов и оболочки. Все, что сделали производители, так это добавили ряд коммерческих модулей, в том числе Slayer компании ReFX, имитатор электрогитары. Еще одна новинка — Speech-синтезатор, читающий электронным голосом заранее введенный текст.

FL Studio

Вскоре появилась FL Studio 5. Главное новшество в ней — VSTi-модуль Sitrus. Невольно хочется спросить у производителей: неужели всякий раз после того, как они включают в свою студию дополнительный VSTi-инструмент, будет выходить очередная версия программы? Ожидается выпуск FL Studio 6, на официальном сайте компании одной из изюминок этой редакции назван модуль Wasp XT. Между тем его нельзя считать новинкой, поскольку впервые он был издан еще в 2001 г. в составе пакета секвенсера Orion Pro и в FL Studio 6 будет включен без изменений.

И все же продукт интересен, удобен для начинающих, пользуется признанием пользователей и, значит, имеет право на существование. Однако необходимо помнить, что он представляет собой очень слабую студию. Люди работающие в FL Studio, крайне редко сами используют стандартные устройства этой программы и предпочитают устанавливать мощные VSTi-модули сторонних производителей.

Наболевший вопрос

С моей точки зрения, т.е. с точки зрения человека, пишущего музыку на ПК, куда большего внимания заслуживают разработки родоначальника технологии VST — фирмы Steinberg. Сторонники FL Studio, естественно, могут мне возразить и перечислить возможности данного приложения. Но тогда я задам вопрос: что изобрел производитель FL Studio, кроме секвенсера? Эта тема среди музыкантов действительно стала наболевшей, поклонники FL Studio и Reason, а также других продуктов аналогичного назначения уже устали спорить между собой. Поэтому посмотрим на данную проблему по возможности непредвзято, хотя сам я все же отдаю предпочтение Reason.

Многие пользователи, противопоставляя FL Studio студии Reason, зачастую забывают, что по сути они сравнивают VST-технологию и Reason, что совершенно неправомерно. К тому же следует напомнить, что именно разработчик Reason (компания Propellerheads) — идейный родитель VST-технологии.

Приверженцы FL Studio прежде всего упрекают студию Reason в «плоском» звучании ее инструментов. Подобная реакция естественна для тех, кто привык пользоваться предустановленными звуками VST-модулей, впервые столкнулся с эмуляторами синтезаторов и никогда не работал с реальными синтезаторами. Звук, издаваемый физическим устройством, может быть таким же «плоским», как и в Reason. Весь секрет в том, что изначальный сигнал нужно обработать процессорами эффектов.

Технология VST не раз вызывала нарекания у моих знакомых, занимающихся музыкой, из-за того, что им приходилось постоянно устанавливать новые модули и удалять старые, не оправдавшие их надежд. При одновременном использовании нескольких одинаковых модулей секвенсер мог зависнуть и не успеть обработать потоки данных. Впрочем, я, в частности, успешно применял VSTi одновременно с Reason.

После выхода версии Reason 2.0 у музыкантов стала мелькать мысль: а почему бы производителям не сделать устройство, объединяющее определенные наборы синтезаторов и процессор эффектов, в результате чего получился бы один инструмент с потрясающим звучанием? Новички же, инсталлировав демонстрационную версию Reason, в первую очередь открывали предустановки устройств и сразу же начинали критиковать звучание, так как не всегда могли сообразить, что нужно добавить процессоры эффектов. Из-за сложности создания методом «тыка» собственных инструментов (таких, которые устраивали бы полностью) сложилось мнение, будто Reason — интересная вещь, но ее звук просто не дотягивает до желаемого. Однако недавно вышла версия Reason 3.0, все изменившая.

Reason 3

Разработчики, видимо, поняли, что было бы неплохо создать такой универсальный инструмент, и потому снабдили версию 3.0 устройством Combinator.

Combinator

Оно состоит из трех секций. В первой находится панель управления с настраиваемыми контроллерами, во второй — программатор. Здесь каждый процессор эффектов или синтезатор можно настроить таким образом, чтобы в будущем контролировать его работу с лицевой панели комбинатора, придавая звуку особую окраску. В третьей секции расположено окно, где помещаются все устройства программы Reason до версии 2.5 включительно. Таким образом, сначала в этом окне нужно создать синтезатор, затем «навесить» на него процессоры эффектов и привязать в программаторе элементы управления к главной панели Combinator, после чего можно писать мелодию. Потом следует добавить на ручки с панели Combinator автоматизацию определенных событий, чтобы замкнуть тем самым полный цикл создания качественного по звучанию инструмента.

С появлением Combinator многие пользователи VSTi неохотно признали, что Reason все-таки может звучать красиво. На этом, собственно, споры о том, что лучше — VSTi или Reason, можно считать законченными, поскольку Propellerheads в устройстве Combinator использовала механизм, аналогичный VSTi: добавление к исходному звуку готового эффекта. Что ж, остается только поражаться тому, как Propellerheads превращает желаемое в действительное.

Кстати, в Reason 3.0 появились и другие устройства помимо Combinator. Так, разработчики добавили мастеринговые утилиты, позволяющие еще более повысить качество звука, а также M-Class Stereo Compressor — компрессор, намного превосходящий тот, что ранее входил в пакет студии. Свежеиспеченная утилита Maximizer поможет без перегрузок увеличить громкость звукового потока. На смену PEQ пришел более проработанный графический широкополосный эквалайзер M-Class Equalizer High Definition Parametric. Название нового процессора — Stereo Imager — говорит само за себя: он придает стереоэффект исходному сигналу, что тоже заметно украшает итоговое звучание. Имеются и другие удачные находки.

Если судить по официальным публикациям Propellerheads, то через некоторое время следует ожидать появления новой версии Reason, в которой основной упор будет сделан на комфортное управление всеми элементами программы, поддержку большего числа контроллеров и, возможно, технологию перетаскивания (Drag-and-Drop). Об остальном разработчики, как всегда, умалчивают.

* * *

Надеюсь, данная статья поможет вам разобраться в технологиях, используемых в мире музыки на ПК. Также следите за событиями по новостям, появляющимся на портале http://pcmusicpro.net и веб-узлах http://reason.pcmusicpro.net (посвящен Reason), http://fl.pcmusicpro.net (FL Studio), http://rebirth.pcmusicpro.net (ReBirth) и http://live.pcmusicpro.net (Ableton Live).

В следующих статьях мы расскажем о компьютерном оборудовании, используемом музыкантами.

ОБ АВТОРЕ

Михаил Смирнов — e-mail: stekmusic@mail.ru, http://pcmusicpro.net.