То, что эта выставка изначально задумывалась как некоммерческая, когда работы создаются только для показа, а не для продажи, позволяет ей подняться над салонной елейностью российского искусства последних лет и стать заметным событием в художественной жизни. Помогли ей в этом российская фирма «Формоза», а также компании Epson и Bork.

Нельзя не согласиться с куратором фестиваля Антонио Джеуза, который, отвечая на вопрос о том, что такое цифровое искусство и чем оно отличается от остального, сказал, что по большому счету никаких различий нет. Художник остается художником независимо от способа выражения.

Экспонаты ArtDigital подтвердили верность этих слов. Экспериментируя с видеорядом, художники чаще всего использовали ПК как инструмент для его создания, расширяющий диапазон возможного. Иногда свобода и полет творческой мысли заводили их столь далеко, что один из шедевров все же не сочли возможным показать широкой публике.

Но порой компьютер выступал и как соучастник процесса творчества, одна из сторон треугольника художник—компьютер—зритель. Например, он по некоему сложному алгоритму (а то и просто случайным образом) предъявлял зрительные или слуховые образы, рождая у наблюдателя все новые, неожиданные, неповторяющиеся ассоциации. А иногда ПК и Сеть и вовсе становились средой, подмостками, на которых разыгрывался спектакль из современной городской жизни.

А. О.

442