о динамике развития и современном состоянии мирового и российского музыкального рынка.

Компания «Монолит», один из крупнейших в нашей стране производителей и поставщиков аудионосителей, отметила, что на отечественном рынке музыкальных носителей явно прослеживается тенденция к увеличению продаж MP3-дисков. По сравнению с 2004 г. на лицензионном рынке их продажи в количественном выражении увеличились на 5%. Одновременно с этим общие продажи механических носителей (кассеты, аудио- и MP3-диски) в целом сокращаются: по прогнозам, в 2006 г. в России будет продано 106 млн. штук, что на 6% меньше, чем в 2004 г. Потребители музыки с каждым годом все чаще предпочитают приобретать музыкальные файлы в сетевых магазинах: мировой объем продаж в Интернете в 2003 г. составлял 55 млн. долл., в 2004 г. — 330 млн. долл., а в минувшем году — уже 1100 млн. долл.

Сегодня некоторые аналитики предсказывают, что в течение пяти лет продажи цифровой музыки могут достичь доли в 25% от всех доходов звукозаписывающих компаний. В настоящее время легальные продажи электронной музыки в нашей стране отстают в своем развитии от рынка цифровых устройств и рынка музыкальных интернет-продаж. Это связано, в частности, с недоверием правообладателей к интернет-торговле, зачастую предлагающей непрозрачные схемы расчетов. Показательно, что сегодня большинство российских музыкальных ресурсов — пиратские.

Звукозаписывающие компании и правообладатели заинтересованы в развитии легального сектора бизнеса по распространению цифровой музыки. Это продиктовано прежде всего заботой об интересах потребителей, которые считают, что новые цифровые устройства и способы передачи файлов гораздо удобнее традиционных носителей. Цель музыкального бизнеса — сделать покупку музыки в Интернете простой, удобной и доступной по ценам.

Как отметила НФПФ, основные факторы, способствующие продвижению цифровой музыки на мировой рынок, — это распространение широкополосного доступа в Интернет и сотовых сетей, активные продажи портативных плееров и других подобных устройств, партнерские отношения между звукозаписывающими компаниями и онлайновыми сервисами, повышение сознательности пользователей в отношении легальных музыкальных служб, огромный выбор лицензионной музыки на большом количестве ресурсов, активная борьба с интернет-пиратством, повышение степени совместимости устройств и форматов. Россия пока отстает от общемировых тенденций, но есть серьезные предпосылки к изменению ситуации.

В. В.