Не успела отгреметь по всей стране кинопремьера российского блокбастера по первой книге трилогии Сергея Лукьяненко «Ночной дозор», как подоспел уже и ее интерактивный вариант — одноименная компьютерная игра. Это для нас расстарались известный российский разработчик компьютерных игр — компания Nival Interactive и не менее известное электронное издательство «Новый Диск». Игру можно купить на одном DVD или на двух CD-ROM.

Основой действа выбран фрагмент одноименного фильма, в котором показана битва Светлых и Темных Иных, заставившая их ради самосохранения заключить паритетный мир. Но в основу компьютерного варианта положен сценарий, специально написанный для него автором, что для поклонников С. Лукьяненко особенно интересно. Для всех прочих данная игра — просто оригинальные приключения без эффекта дежавю. Хотя в ней и прослеживаются элементы наследования первоисточника, они нисколько не умаляют ее достоинств, а, наоборот, поднимают градус дружественного восприятия виртуального «Ночного дозора». Это прежде всего общая идея, характеры и имена ряда главных героев. Многие действующие лица узнаваемы — Завулон, Ольга, Тигренок... Приятным сюрпризом стал образ Великого Светлого — Гесера. Между компьютерным и кинематографическим персонажем есть не только портретное сходство: актер (а также кинорежиссер) Владимир Меньшов, сыгравший эту роль в фильме, озвучил ее и в игре. Да и вообще все актерские работы по озвучиванию выполнены на высоком уровне. Душевное им спасибо! Диалоги интересно слушать (точнее, в диалогах интересно участвовать!) еще и потому, что в них есть веселые каламбуры, они осмысленны и современны. Определенный стиль одежды, причесок, поведения персонажей и даже их манеры говорить, а также городские пейзажи не дадут нам повода обмануться: перед нами Москва на рубеже XX—XXI веков. Музыка и спецэффекты — точное попадание в десятку. А в финале неравнодушных к судьбам Иных порадует гимн Виртуальных Светлых, написанный специально для этой игры.

Игровое пространство разделено на отдельные 3D-локации. Переход из одной в другую открывается по мере прохождения игры, но, увы, невозможно вернуться в ранее освоенные бульвары, городские дворики, станции метро, пригородные хайвеи и т.д. Действовать приходится от третьего лица, управляя сразу несколькими персонажами, причем главным из них остается бывший неинициированный Темный. Ныне основная ударная сила Светлых — Стас, симпатичный блондин лет двадцати с небольшим.

Игра заняла у меня два с половиной дня, и почти треть времени «съела» финальная битва с главой Темных — Завулоном. От возни с этой миссией (и как раз на финише!) смазалось представление об игре как о захватывающем приключении, которое проходишь на одном дыхании. Интересно, как бы мы реагировали на приключенческую книжку, если бы на ее последних страницах текст был напечатан слишком мелко, слепо, с опечатками? Но бросить игру я все равно не смог — доигрывал на нервах. Уважаемые сочинители игр! Заверяю вас: ощущения трудности той или иной миссии нужно добиваться не теми способами, при которых изматываются геймеры. Какими? Вам лучше знать, ведь и в этом также заключается искусство разработчика. Например, можно сюжетным ходом обязать героя должным образом подготовиться к эпизоду, обзавестись необходимыми навыками и атрибутами... Конечно, такие действия увеличат накладные расходы на разработку, но назвался груздем — полезай в кузов. Ведь нам, игрокам, как воздух нужна только победа! Иначе из «Дозора» получится позор для уважаемой и известной команды разработчиков. Когда «иные светлые» в один голос заполошно кричат на интернет-форуме «Ночного дозора» о том, что никак не могут пройти ту или иную миссию, и ждут либо подсказки, либо ключей взлома игры, разработчику самое время задуматься над сбалансированностью «геймплея».

Раз начал, допою свою «жалостную песню» до конца. На моем совсем не слабом «железе» при далеко не предельном режиме графической платы явно ощущалось торможение. Было бы лучше, если бы разработчик и издатель отнеслись к отладке программы и модернизации «движка» (или более корректно сформулировали требования к «железу») с таким же тщанием, с каким подошли к защите продукта от несанкционированного копирования. Ведь из-за этого, несмотря на то что игра полностью копируется на жесткий диск и занимает 2 Гбайт его пространства, она всякий раз при запуске проверяет наличие «родного» диска в накопителе, что не добавляет комфорта пользователю.

В «Ночном дозоре» часто применяются средний и крупный планы, и смотрятся они вполне реалистично, но порой бывает заметно, что «озвучка» не совпадает с артикуляцией персонажей. Управлять процессом неудобно: слишком уж далеко разнесены на клавиатуре задействованные клавиши. Разработчики могут возразить: пользуйтесь только мышкой. Да, есть такая возможность. Но подогретый действием темперамент в карман не спрячешь, а мышка «притормаживает». Чтобы обнаружить какую-либо интерактивную зону (подобрать предмет с земли, открыть двери и т.п.), приходится устанавливать курсор почти с пиксельной точностью. От всех этих заморочек спасает только то, что по жанру это пошаговая стратегия, и, значит, не стоит спешить.

Хотя игра и рассчитана на российскую аудиторию, ее авторы не удержались от англицизмов. Глаз и мозг спотыкаются о сокращения AP (означающее Action Points), EP (соответственно Energy Points), VP (Vitality Points). Зачем это? Ведь можно и просто, по-нашему: «очки действия», «очки магической энергии», «очки здоровья».

И все же, несмотря на замечания, сделанные мною по горячим следам личного прохождения игры, говорю читателям: играйте! «Ночной дозор» стоит того, чтобы потратить на него несколько свободных вечеров. Правда, при условии, что вы сможете отрываться от боев в Сумраке на стороне Света. А то ведь, если верить переписке на форуме «Ночного дозора» (http://forum.nd.ru), некоторые фанаты устанавливают игру и на своих рабочих местах. Мне повезло: обстоятельства позволили перевоплотиться в дозорного почти на три дня, не нарушая трудовой дисциплины.


Ночной дозор

Системные требования: Pentium III, 256-Мбайт ОЗУ, графический 3D-ускоритель класса GeForce3/Radeon 8500 с 64-Мбайт памяти, 4Х-дисковод CD-ROM, 2 Гбайт свободного дискового пространства, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 2000/XP.
Разработка: Nival Interactive
Издание: "Новый Диск"

549