Часть 7. Снимаем в условиях недостаточного и искусственного освещения
Рис. 1. Ошибка камеры в определении ББ
Рис. 2. Установка конкретного типа освещения позволила получить снимок с верным ББ
Рис. 3. Использование предустановок освещения совместно со вспышкой

В любительской практике такие сюжеты, как «я с друзьями на вечеринке» или «а это мы в гостях», снятые при недостаточном освещении, могут составлять основную часть фотоальбома.

Именно в этих условиях вероятность ошибиться выше, чем при съемке на открытых пространствах. На рис. 1 отражена типичная ситуация с ошибкой фотокамеры в определении баланса белого (ББ). Съемка велась с рук на «полном автомате», в результате чего неправильно определился тип освещения, что привело к ошибочному результату. К сожалению, подобные ситуации не редкость.

Чтобы избежать описанных ошибок, нужно отключить «автомат» и перейти в режим P (программная экспозиция) или любой другой, позволяющий менять параметры съемки. На рис. 2 приведен пример фотографии, сделанной с измененными настройками. Имел место предустановочный ББ «для съемки при свете ламп накаливания», что позволило получить корректный снимок.

Если освещение комбинированное, то лучше использовать ручной баланс белого (РББ), который, как правило, обеспечивает «неизменно превосходный результат». Но в любительской практике данная функция непопулярна, в основном из-за неоперативности и неудобства: таскать с собой белый лист бумаги для калибровки ББ согласится не каждый, а искать калибровочный материал в разгар вечеринки — и подавно... Более того, многие фотографы-любители, работая на полуавтоматических режимах аппарата, зачастую используют автовспышку (она сама решает, когда сработать), а баланс белого со вспышкой — отдельный разговор.

На рис. 3 фотограф выставил ББ «при свете ламп накаливания», но не учел влияния автовспышки, а ее свет коренным образом изменил освещенность в области кадра, что привело к негативному результату. Предположим, фотограф решил этого избежать, вручную настроив ББ под свет вспышки. Он берет белый лист, целиком заполняет им область кадра и калибрует фотокамеру. Далее делает снимок, но результат снова не оправдывает его ожиданий. Причина заключается в том, что обычно мощность светового потока у встроенных вспышек очень быстро убывает с расстоянием. Для калибровки ББ требовалось целиком заполнить кадр белым листом, для чего пришлось разместить его в непосредственной близости от объектива. Съемка тем не менее проводилась с расстояния куда большего. Но освещенность листа встроенной вспышкой с дистанции в 10—20 см и в несколько метров различается очень сильно. Таким образом, настраивая ББ, фотограф не учел фактор расстояния и фактически снимал с другой освещенностью. Результат — соответствующий (рис. 4), видно, что использование РББ со вспышкой привело к некоторому уходу в желтые тона.

Рис. 4. Слева направо: РББ со вспышкой, автоматический ББ со вспышкой, РББ без вспышки

Мы рассмотрели ситуацию, когда используется замер ББ с полным заполнением кадра белым объектом. Если фотокамера позволяет замерять ББ в точке или области, то вы легко выставите ББ со вспышкой непосредственно с того места, откуда будете снимать. А вообще лучше избегать использования РББ со вспышкой, поскольку ее действие очень кратковременно и непредсказуемо по освещенности.

Рассмотрим настройки вспышки. Во многих фотокамерах можно корректировать ее мощность, тем самым уменьшая или увеличивая экспозицию вспышки относительно экспозиции окружающего освещения в диапазоне от -2Ev до +2Ev (в разных моделях фотокамер величина коррекции может различаться). Иначе это называют еще коррекцией мощности. Но если допускается выставить мощность +2Ev (в 4 раза больше окружающей освещенности), то это совсем не значит, что «дальнобойность» вспышки тоже увеличится в 4 раза. Коррекция экспозиции вспышки изменяет соотношение экспозиций окружающего освещения и вспышки. При использовании заполняющей вспышки для смягчения резких теней (которые могут образовываться при прямом солнечном и другом освещении) коррекция ее экспозиции изменяет соотношение между светлыми и темными областями. Вспышка влияет на глубину теней, но не на освещенность деталей в светлых областях. Понижая ее мощность путем установки отрицательного значения параметра Ev, вы получаете более глубокие тени, однако при этом в тенях «вытягиваются» (становятся видимыми) те детали, которые не были бы заметны без применения вспышки. Если установить положительные значения Ev, то тени смягчатся или вовсе пропадут.

При съемке в помещениях, где света зачастую недостаточно, «автомат» выставляет высокое значение ISO для проработки всех деталей, что приводит к зашумлению снимка и потере качества. Применив компенсацию вспышки, можно улучшить общую освещенность кадра и понизить ISO. Фотокадр, показанный на рис. 5 (слева), был получен на автомате (ISO 200). На фотографии справа (рис. 5) применялись коррекция экспозиции вспышки +1.3Ev, коррекция экспозиции снимка -0.7Ev и ISO 100. Использование компенсации вспышки +1.3Ev увеличивает и делает равномерной общую освещенность кадра. Коррекция экспозиции снимка -0.7Ev несколько приглушает чрезмерную освещенность, которую дает увеличение компенсации вспышки, а ISO 100 делает снимок менее «шумным» и соответственно более качественным. Значения компенсации вспышки и коррекции экспозиции нужно подбирать индивидуально, в зависимости от условий и возможностей вспышки конкретного фотоаппарата. Что касается ISO, то в среднем в помещениях выставлять ISO менее 100 единиц не следует.

Рис. 5. Использование коррекции экспозиции вспышки
Рис. 6. Использование вспышки с длинными выдержками

Иногда мощности встроенной вспышки бывает явно недостаточно, чтобы осветить передний план и в то же время «вытянуть» задний. Для этого требуется снимать со вспышкой на более длинных выдержках (длиннее порога «шевеленки» 1/ЭФР), что при использовании режимов «автомат» или «программная экспозиция» не всегда возможно (автоматика камеры обычно выставляет пару диафрагма/выдержка таким образом, чтобы избежать «шевеленки»). Правда, если в фотоаппарате есть стабилизатор, то выдержка может быть несколько меньше. При более длинных выдержках нужно снимать в режимах S (Tv) (приоритет выдержки) или M (полностью ручной). Снимок, показанный на рис. 6, был сделан в режиме S на выдержке 1/10 и ISO 200. Видно, что и передний и задний планы достаточно хорошо проработаны. Конечно, съемка «на шевеленке» требует надежной фиксации аппарата. Применять серийный режим для уменьшения риска «шевеленки» с использованием вспышки не следует, поскольку для ее перезарядки требуется время (до нескольких секунд). Если в камере нет стабилизатора, то бороться с эффектом «шевеленки» остается с помощью твердой руки, штатива или использования какой-либо ровной поверхности.

При съемке со вспышкой на выдержках, превышающих некоторое значение (в основном более 1 с), требуется использовать специальный режим — «синхронизация при длительных выдержках». Собственно, название говорит само за себя. Съемка при длительных выдержках (начиная от 1 с) напоминает уже рассмотренную нами съемку при «более длинных выдержках». Отличие заключается лишь в выборе способа срабатывания вспышки. Теперь вместо заполняющей вспышки мы будем использовать вспышку с синхронизацией. При длинных выдержках (порядка нескольких секунд и более) ни твердая рука, ни стабилизаторы уже не эффективны. Единственным вариантом здесь является съемка со штатива или с твердой поверхности.

Рис. 7. Использование режима синхронизации при длительных выдержках. Параметры для фото справа: выдержка 4 с; компенсация -0.3Ev; ISO 200

Изображение, представленное на рис. 7 слева, было получено в обычном режиме (заполняющая вспышка). Автомат выставил пару выдержка/диафрагма 1/40 и 2,8 соответственно, что привело к потере деталей фона. Во втором случае (рис. 7, справа) использовался режим синхронизации, заставивший автоматику камеры экспонировать снимок с учетом длинных выдержек и применения вспышки.

Съемка в помещениях не сводится только к работе со вспышкой. Иногда фотографирование при отключенной вспышке на длительных выдержках дает весьма интересные результаты. Фотокадр на рис. 8 был сделан на выдержке 1 с без использования вспышки.

Рис. 8. Съемка при длительных выдержках без вспышки

Завершая разговор о съемке в помещении, рассмотрим проблему «красных глаз», о которой мы уже говорили (см. «Мир ПК», №9/05). Кардинальным решением этой проблемы является использование внешней вспышки (как показывает практика, чем дальше вспышка расположена от объектива, тем меньше вероятность этого неприятного эффекта). К сожалению, большинство фотоаппаратов любительского класса не имеют специальной площадки и разъема под внешнюю вспышку. Поэтому приходится пользоваться режимами вспышки с уменьшением эффекта «красных глаз», которые хоть немного, но могут снизить негативные последствия отражения сетчатки глаза.

Снимаем видеоролики

Современные фотокамеры позволяют записывать видеоизображения с разрешением 320х240, 640х480 и даже 800х600 точек с 15 или 30 кадрами в секунду. В некоторых моделях есть ограничения на максимальную длину записываемого зараз ролика. Что примечательно, камеры полупрофессионального класса зачастую имеют более скудные возможности по настройке видео, чем любительские.

Творческие настройки при такой съемке в фотокамерах почти отсутствуют. Обычно можно выбрать разрешение, частоту кадров в секунду и записать звук совместно с видеопотоком. В некоторых моделях еще настраивается баланс белого и задается чувствительность (например, «съемка днем» и «съемка ночью»). Однако не стоит недооценивать такую функцию современной цифровой фотокамеры, как видеосъемка. Качество видеоролика может быть вполне хорошим (для любительского уровня, конечно), позволяющим реально почувствовать себя не только фотографом, но и оператором...

Для записи потокового видео наиболее распространенными форматами являются MOV и AVI. Видеоролики занимают достаточно много места — например, для записи видеоролика с разрешением 640х480 точек в формате MOV длительностью около 4 мин потребуется 256 Мбайт памяти. При покупке карты памяти нужно учитывать ее скоростные характеристики, которые часто указываются в виде «45х» или «80х». Если последние окажутся недостаточными, то при записи видеоролика вероятна потеря кадров.

В следующей части статьи мы рассмотрим портретную и макросъемку.

Продолжение следует.

ОБ АВТОРЕ

Дмитрий Зотов — инженер-программист в Тверском НИИ информационных технологий, http://dzotov.photosight.ru, dzotov2@rambler.ru.


Продолжение. Начало см. в №6—11/05.

983