Интерес к аналитической деятельности проявляют не только менеджеры различных уровней, но и специалисты сервисных фирм. В частности, в провайдерской среде весьма часто предпринимаются попытки использовать статистику для оценки эффективности обслуживания клиентов. Но даже беглого взгляда достаточно, чтобы усмотреть неправомерность большинства таких попыток. Дело в том, что при этом игнорируются основные методические предпосылки, обязательные при обращении к статистическому анализу. Так, наиболее часто встречающаяся ошибка связана с тем, что фиксация значений некоей функции, например количества посетителей сайта, и в дальнейшем подсчет величины ее среднего значения предлагается в качестве оценки математического ожидания случайной величины, каковой это количество по сути и является, причем не принимают во внимание, что действительной оценкой служит выборочное среднее. Поэтому полезно обратить внимание на книги, позволяющие широкому кругу читателей, прибегающих к статистическим методам анализа, оставаться на необходимом уровне методической строгости и получать на практике более качественные результаты.

Занимающие среди предлагаемых книг на данную тему достойное место труды Ю.Н. Тюрина и В.А. Дюка в «Мире ПК» уже представлялись. В этот раз рассмотрим две работы издательского дома «Вильямс», посвященные анализу данных и математической статистике. Они предназначены для менеджеров и студентов. Отличительной особенностью этих книг является ориентация на использование пакета Microsoft Excel для проведения анализа.

Берк К., Кэйри П.
Анализ данных с помощью Microsoft Excel.
М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 560 с.: ил.

Первая из них, «Анализ данных с помощью Microsoft Excel» К. Берка и П. Кэйри, адаптирована для Office XP и предназначена для студентов математических, инженерных, биологических, медицинских и экономических факультетов, а также для специалистов, нуждающихся в том, чтобы под рукой было удобное руководство для работы. В ней изложены основные приемы работы с программой Excel в качестве инструмента для проведения статистического анализа, который базируется на 81 статистическом и 59 математических модулях. Наряду с описанием технологических приемов работы с пакетом Excel содержание книги охватывает методы дескриптивной статистики, распределение вероятностей, статистику выводов, работу с категориальными данными, регрессию и корреляцию, в том числе множественную, дисперсионный анализ и анализ временных рядов, а также контроль качества.

В состав Excel включены дополнительные модули Analysis ToolPak и StatPlus, поддерживающие разнообразие методов анализа данных, описанных в книге.

К тóму прилагается компакт-диск, на котором собрано десять учебных пособий, позволяющих читателям получить наглядное представление о статистических концепциях, положенных в основу материалов, изложенных в книге.

Библиография, предложенная авторами, включает в себя известные труды, среди которых отсутствуют весьма популярные отечественные работы, а ссылки на них редактор даже не указал.

Данная работа может быть использована и при подготовке материалов для учебных курсов, и во время практических занятий.

Следует признать несомненные практические достоинства данного издания. Однако читателям необходимо обратить внимание на то, что в нем опущен важный этап работы с данными, а именно получение выборок из исходных данных, к которым, собственно, и применим изложенный аналитический аппарат.

И еще заметим, что нецелесообразно изменять транслитерацию фамилий известных авторов, поскольку это затрудняет поиск в Интернете. Например, более полувека в русскоязычной научно-технической литературе W. Shewhart приводился как Шухарт.

Левин Д., Стефан Д., Кребиль Т., Беренсон М.
Статистика для менеджеров с использованием Microsoft Excel.
М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. 1312 с.: ил.

Книга Д. Левина, Д. Стефана, Т. Кребиля и М. Беренсона «Статистика для менеджеров с использованием Microsoft Excel» также посвящена анализу данных. Этот перевод четвертого американского издания, несмотря на свой внушительный размер (более 1300 с.), представляется авторами как вводный курс в бизнес-статистику. Не стану обсуждать сам термин: по-моему, это всего лишь «подновление» устоявшегося понятия «прикладная статистика», имеющего более широкое значение. Данный фолиант охватывает весьма широкий круг тем, посвященных статистике, которые необходимы в практической работе менеджерам. Он, так же как и работа К. Берка и П. Кэйри, сориентирован на готовые модели статистического анализа, хотя следует признать, что требования к читателю в части понимания методической стороны расчета предъявляются существенно более высокие.

Обе рассматриваемые книги близки по составу методов статистического анализа, доступных читателю. Данный труд имеет также практическую направленность, и в нем много места уделено текстам-описаниям, помогающим выполнить соответствующий расчет с применением пакета Excel. Обилие примеров, иллюстрирующих методические материалы, гарантирует, что читатель в достаточной степени овладеет техникой выполнения аналитических выкладок. Правда, это не убережет его от ошибок, если он не будет внимателен к исходной статистической модели, по отношению к которой придется делать аналитические выводы. К чести авторов следует признать: они не замалчивают этого факта.

Здесь уместно вспомнить, что эта проблема была сведена к вопросу о составе пакета для статистического анализа, который можно было бы предложить пользователям, не являющимся в достаточной степени подготовленными в области математической статистики. Дискуссия на эту тему велась в ЦЭМИ РАН более двадцати лет назад на семинаре под руководством профессоров С.А. Айвазяна и Л.Д. Мешалкина. В ее итоге ученые пришли к мнению, что без надзора со стороны эксперта-статистика можно оставить лишь скудный набор модулей для пробит-анализа.

Особый интерес у читателей «Статистики для менеджеров с использованием Microsoft Excel» должен вызвать дополняющий ее компакт-диск с большим количеством приложений. В общем, если что и предлагать менеджеру в качестве настольного справочника, так это труд четырех авторов — он подойдет как нельзя лучше.