Современное программное обеспечение ПК позволяет применять информационные технологии при создании мультимедийных документов, используя одновременно текстовые, математические и мультимедийные пакеты. С их помощью можно создавать фильмы как для демонстрации во время занятий в аудитории с использованием видеопроектора и настенного экрана, так и в коридорах учебных заведений с применением выносных мониторов.

С использованием текстовых и математических пакетов создаются фрагменты документов, насыщенных специальными символами и графикой, после чего они импортируются в мультимедийный документ, оформленный в виде фильма. В качестве таких пакетов предлагаются Scientific WorkPlace (в дальнейшем SWP) и Flash MX Professional 2004 (в дальнейшем Flash). Полученный таким образом фильм в формате SWF может быть продемонстрирован с помощью ПК, на котором установлен Flash или Flash Player. Если на ПК не установлен ни один из этих пакетов, то при подготовке фильма в среде Flash его можно экспортировать в формате EXE, что позволит показать фильм на любом ПК, работающем на платформе Windows. Наконец, если предполагается размещение фильма в Интернете, то его можно экспортировать в формате HTML. Экспорт в форматах EXE и HTML в среде Flash осуществляется посредством команды File/Publish Settings.

Пример такого фильма madi_film представлен на прилагаемом к журналу диске. Фильм состоит из двух частей. В первой части даны примеры ошибок, допускаемых студентами при решении задач, и приведены правильные решения. На рис. 1 можно видеть один из кадров первой части, на котором указана ошибка при сведении двойного интеграла к повторному и дается верное решение.

Рис. 1. Кадр из первой части фильма

В первой части фильма формулы и графики были получены в среде SWP, после чего каждая из формул была скопирована в виде рисунка с помощью команды File/ Copy Picture. Эти рисунки импортировались в среде Flash с использованием команды File/Import/Import to Stage, а затем редактировались (форматировались) с применением инструмента Free Transform. Можно набирать формулы и непосредственно в среде Flash, но они выглядят некрасиво (см. рис. 3).

Рис. 2. Кадр из второй части фильма (промежуточный этап)

Во второй части фильма дается мультимедийное решение задач. На рис. 2 представлен промежуточный этап решения задачи о нахождении расстояния между двумя скрещивающимися прямыми (построение параллелепипеда). На рис. 3 дается заключительный этап решения задачи и выводится формула для вычисления искомого расстояния.

Рис. 3. Кадр из второй части фильма (заключительный этап)

Скорость проигрывания фильма — 2 кадра в секунду. Размер кадров — 800Ё600 пикселов. Демонстрация фильма проводится в режиме Full Screen и сопровождается музыкой. Для выхода на главное меню Flash Player следует нажать клавишу .

Использование таких фильмов в учебном процессе значительно оживляет и оптимизирует процесс усвоения знаний и повышает качество обучения. Это особенно эффективно при изучении естественно-научных дисциплин (математики, физики, химии и т.д.). Если при этом к составлению видеофрагментов с помощью мультимедийного пакета Flash привлекаются учащиеся, то это повышает их интерес к изучаемым предметам. Созданные фильмы можно размещать на сайтах учебных заведений, доступ к которым обеспечивается через Интернет или локальные сети. n

Об авторе
Евгений Георгиевич Давыдов — профессор кафедры высшей математики Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета), e-mail: cpcipc@vmat.madi.ru.