С чего все начиналось

В 1996 г. шведская компания Propellerheads начала разработку своего первого и на тот момент революционного в музыкальной сфере продукта, ориентированного на использование технологий синтеза звука, которые ранее применялись только в аналоговых синтезаторах.

В качестве основы нового продукта были взяты наработки конца 80-х компании Roland: аналогово-разностный синтезатор TB-303 (дающий мощное и красивое звучание) и две драм-машины — TR-808 и TR-909. Эти три устройства и по сей день верой и правдой служат в студиях, они стали живой легендой. Программа, написанная разработчиками из Propellerheads, получила название ReBirth (в переводе — «Возрождение»), и не зря. Она в прямом смысле возродила звук вышеупомянутых синтезаторов Roland, дав ему новую жизнь, но уже в виртуальности — на ПК.

Первое знакомство

В 2000 г. компания Propellerheads выпустила свой второй не менее революционный продукт Reason 1.0. Если выход ReBirth стал рождением синтеза звука на ПК, то Reason (в переводе — «Причина») послужил причиной перехода многих профессиональных музыкантов и любителей от дорогостоящего студийного оборудования (синтезаторы, микшеры, сэмплеры) к музыкальному ПО.

Программа Reason 1.0 включает очень мощные синтезаторы, сэмплеры, драм-машины, процессоры эффектов, качественный секвенсер и микшеры. Все устройства используют различные принципы синтеза и обработки звука.

Несколько слов о конкурентах

Практически одновременно на рынке появился схожий продукт Fruitty Loops. По сути он представляет собой секвенсер с поддержкой VST-технологии. Но из-за необычного дизайна и набора интегрированных VST-инструментов пользователи начали называть эту программу студией, хотя до третьей версии включительно она таковой и не являлась, а была лишь секвенсером для начинающих. Однако FL Studio 4 (Fruitty Loops 4) уже так не назовешь: это ПО официально именуется студией, хотя отличается от предыдущей версии только наличием новых встроенных VST-устройств.

Следует заметить, что к числу студий можно отнести не слишком много программных продуктов. Это, как правило, очень качественно проработанные приложения, хотя и не без недостатков.

Хвала и хула

Несмотря на то что многие называют Reason не менее революционным приложением, чем ReBirth, существуют и другие взгляды. Часто возникают нешуточные споры между пользователями различных студий, в том числе о качестве обеспечиваемого звука. Однако пикирующиеся стороны нередко забывают учесть, что в одной студии звук мог быть получен самостоятельно каким-либо встроенным устройством, а в другой — с помощью VST-инструмента, который создавала совсем другая компания. Так что если проводить сравнение, то лучше учитывать плюсы и минусы только собственных разработок компаний — производителей студий.

Многие поклонники Fruitty Loops не жалуют Reason только по той причине, что в первой программе используются VST-инструменты с предустановленными настройками синтезаторов (и тем самым обеспечивается звук, заданный производителями конкретного VST-инструмента), в то время как во второй приходится по большей части добиваться желаемого уже путем всевозможнейших бесконечных настроек устройств. Так, приверженцы Fruitty Loops привыкли ругать Reason за якобы «пластмассовый» плоский сигнал. На самом же деле если в этой студии все, что необходимо, правильно настроить, то Reason даст фору многим конкурентам. К тому же на каждое устройство, генерирующее звук, просто следует устанавливать соответствующие процессоры эффектов и грамотно их конфигурировать.

Припоминаю случай из собственной практики. На сетевом форуме, посвященном FL Studio 4, меня поразили слова одного из собеседников, что ему просто не нравится звук Reason. Причем автор сообщал, что даже отсылал жалобу в службу технической поддержки Propellerheads. Как я и ожидал, компания ответила примерно следующее: «Мы удивлены, что Вас не устраивает звучание Reason, ведь более 70% профессиональных музыкантов Европы сейчас применяют в работе только этот продукт. Сожалеем, но либо у Вас неправильно выполнены настройки программы, либо Вы используете низкокачественное оборудование при прослушивании».

Лидер во всех жанрах

Фирма не погрешила против истины. Программа Reason, едва появившись, сразу же завоевала Европу. Ее признали лучшей известные журналы, посвященные студийному оборудованию, многие звукозаписывающие студии различных музыкальных направлений присудили Reason титул «Лучшее средство создания музыки в стиле...», а разработчики Mac OS X назвали детище Propellerheads лучшей аудиопрограммой для Macintosh.

На сегодняшний день Reason применяют многие музыканты электронных (в частности Chemical Brothers, Fat Boy Slim, Propellerheads, Prodigy, Cold Cut) и иных направлений (так, полгода назад я услышал в песне Стинга звуки стандартных ударных Reason). До недавнего времени в заставке телеканала ОРТ использовался саундтрек, созданный с помощью этой студии; в заставке программы «Большая стирка» звучал слегка переделанный мотив из демонстрационных треков приложения; взяла на вооружение достижения Propellerheads и телерадиокомпания РТР. Если же рассматривать отечественную музыку, то в композициях без особого труда можно распознать студию Propellerheads, тем более что авторы нередко включают в свои произведения уже готовые фрагменты («лупы», loops) мелодий, поставляющиеся с дистрибутивом. Но, честно говоря, узнать по звуку Reason в музыке можно, в отличие от других студий, только если вы сами используете эти «лупы».

На сайте Propellerheads рассказывается о применении Reason в таких жанрах, как Hip-hop, Rock, Classic, Drum?n?Bass, Dance, Trance, House, Instrumental и проч. Следует подчеркнуть, что некоторые студии-конкуренты (к примеру Arturio Storm 2.0) ориентированы только на определенные стили музыки из-за некоторой однообразности программных инструментов. Между тем Reason по плечу все направления благодаря объемным звуковым банкам всевозможных музыкальных инструментов.

На веб-узле компании опубликовано также эксклюзивное интервью с Лайамом Хоулеттом (Prodigy) о его опыте использования Reason при написании альбома «Never Outnumbered, Never Outgunned». Это последний альбом музыканта, причем Лайам Хоулетт признается, что программа Reason 2.5 оказалась именно тем инструментом, которого ему так не хватало в творчестве последние пять лет.

Все условия для творчества

Создатели Reason по-настоящему заботятся о пользователях: качество технической поддержки впечатляет. Если у вас возникнут вопросы, вы никогда не останетесь без ответа, обратившись к разработчикам за помощью.

Опираясь на собственный опыт и опыт знакомых, занимающихся музыкой, должен сказать, что общение с программой доставляет истинное удовольствие. Я использую данный продукт с 2000 г., когда вышла его первая бета-версия, и по сей день постоянно открываю в Reason новые возможности. Проведя уже немало времени с этой студией, могу смело сказать: ПО устраивает меня на все 100%. В нем можно добиться практически любых нужных результатов — естественно, если прилагать определенные усилия.

Это действительно студия в полном смысле слова. Она не ограничивает пользователей теми или иными предварительными настройками устройств, заданными разработчиками (хотя, разумеется, они присутствуют в программе и с лихвой удовлетворяют потребности новичка). Компания Propellerheads ориентируется прежде всего на творческих людей, которым интересен не только результат, но и процесс, на тех, кому нравится экспериментировать и генерировать абсолютно новые звуки, на музыкантов, постоянно ищущих свежие идеи. Одним словом, Reason предлагает не просто профессиональный музыкальный инструментарий, а базу для самовыражения.

Из практики общения с музыкантами на форуме моего ресурса http://pcmusicpro.net могу сделать вывод, что явное недовольство Reason высказывают лишь те, кто знакомится с этим приложением поверхностно. Зачастую люди, впервые столкнувшиеся с Reason, тянутся к уже готовым предустановкам устройств и фрагментам мелодий. Правильное начало, но останавливаться на нем не стоит. Потому что сигнал любого устройства, имеющего заводские предустановки, можно преобразить с помощью процессоров эффектов. Это, к сожалению, понимают не все, предпочитая «плоское» стандартное звучание.

Недавно я видел выступление одной команды, которая использовала в своей работе, помимо нескольких гитар, ноутбук с Reason. Клавишник группы подключил к компьютеру MIDI-клавиатуру и панель назначаемых контроллеров. Кроме живой игры он запросто успевал запускать в нужном порядке написанные заранее клипы и сэмплы, сводя их. Удобство в работе очевидно.

Некоторые называют серьезным недостатком студии то обстоятельство, что при игре в режиме реального времени с помощью MIDI-клавиатуры можно управлять лишь одним из устройств. Для его замены на другое приходится обращаться к ПК и мышью выбирать новое устройство. На самом деле все не так плохо — существует разнообразное оборудование, позволяющее заменять виртуальные устройства не отходя от MIDI-клавиатуры. Среди них поддерживающие полнофункциональную работу с Reason клавиатуры Evolution, M-Audio, Fatar, Korg, Roland и прочих производителей (полный список конкретных моделей можно найти на форуме ресурса http://pcmusicpro.net или на сайте Propellerheads www.propellerhead.se).

* * *

В следующих номерах — об интерфейсе Reason, виртуальных устройствах программы и принципах работы с ней.

Продолжение следует.

Михаил Смирнов — e-mail: stekmusic@mail.ru, http://pcmusicpro.net.

856