, другие рассчитывали хотя бы на то, что будет сказано новое слово в жанре Action, а третьим было просто интересно узнать, что же такого нового сможет придумать Джон Кармак (John Carmack) в наше непростое время. Итак, посмотрим, что получилось.

Действие Doom 3 переносит нас в 2145 г. на научную базу Union Aerospace Corporation (UAC), расположенную на Марсе. Изыскания, проводимые учеными UAC, кажутся вполне безобидными и весьма полезными, но только на первый взгляд. Наш герой (между прочим, десантник) прибывает на базу для дальнейшего прохождения службы одновременно с инспектором, направленным сюда же для проведения расследования по фактам исчезновений и странных заболеваний рабочих. Впрочем, такого рода дознания — не наше дело: солдат должен всего-навсего нести службу и стойко переносить все лишения и тяготы. И они не заставляют себя долго ждать. Видимо, никому из старослужащих не хотелось спускаться на нижние уровни базы, и потому ответственнейшее задание по розыску пропавшего ученого поручили вновь прибывшему бойцу. И как обычно, здесь-то все и началось... Сущий ад — какодемоны, ревенанты, лостсоулы и прочие хеллнайты.

Большая часть действия Doom 3 происходит в довольно-таки узких коридорах станции, однако по мере спуска под марсианскую «землю» антураж уровней несколько изменяется, приобретая мрачный вид. В любом случае авторы задумали сюжет так, что всю игру приходится блуждать в потемках — видимо, это было сделано для того, чтобы оправдать применение такой эксклюзивной вещи, как фонарик, обязывающий интенсивно использовать возможности современных видеоускорителей, поднимая визуальную составляющую игры на новую высоту. Дизайн уровней характеризуется особой детальностью, свойственной, пожалуй, только творениям iD Software. В целом же линейное прохождение разнообразят лишь редкие разветвления маршрутов, а также различного рода секретные тупички вроде скрытых вентиляционных шахт или неожиданно отваливающихся настенных панелей. За последними, как правило, наряду с аптечками и патронами скрывается и монстр-сюрприз а-ля зомби.

Помимо отстрела представителей местного бестиария разработчики предложили нам весьма активный окружающий мир. Поиски ключей от запертых помещений, чем приходилось заниматься в первых двух частях Doom и его клонах, похоже, безвозвратно канули в прошлое. Замки стали действительно электронными, а коды от них скрываются в карманных компьютерах (КПК) служащих UAC. Аналогичный прибор есть и у нашего десантника. КПК обладает весьма полезным свойством «закачивать» в себя всяческую информацию, содержащуюся в разбросанных по станции различных электронных устройствах — компьютерах сотрудников базы, компакт-дисках с информационными роликами и разнообразных терминалах. Последние приобрели в Doom 3 реалистичную интерактивность, заключающуюся в следующем. При приближении к такому терминалу, будь то компьютерный монитор или кодовый замок, автоматически убирается оружие, которое игрок держит в руках, курсор приобретает вид указателя мыши (ладошка с прямым указательным пальцем) и появляется возможность нажимать кнопки на экране терминала (видимо, следующий шаг в развитии подобных игр — ввод команды с клавиатуры, нарисованной на экране). Аналогично разрешается общаться с дружественными персонажами. Коды существуют и для помещений, и для сейфовых замков, а чтобы их узнать, нужно прослушать сообщения или прочитать электронную корреспонденцию персонала научной базы. Кстати, не забудьте заглянуть на сайт www.martianbuddy.com; внизу этой интернет-страницы вы обнаружите код, открывающий некоторые шкафы-сейфы в игре. Читать чужую переписку стоит не только ради кодов, но и для более глубокого погружения в атмосферу игры, а также чтобы просто улыбнуться: «Зачем на Марсе бензопилы? Что тут можно пилить?»

«Монстрятник» Doom 3 кишит по-настоящему страшными тварями, встреча с которыми требует крепких нервов и устойчивой психики. До сих пор вспоминаю, как мурашки побежали по коже, когда зомби неожиданно ухнул мне в правое ухо. Вести боевые действия против такой «адской» компании довольно сложно, поскольку эффективность того или иного типа оружия зависит от вида противников, а так как они меняются довольно часто в самой неожиданной последовательности, то не всегда успеваешь выбрать нужный тип. Собственно арсенал особых изменений не претерпел, если не принимать во внимание его визуальную часть. Те же дробовик, плазмомет, BFG 9000 и т.д. Пожалуй, добавился мистический Soul Cube, восстанавливающий «здоровье» игрока за счет умерщвленных монстров. Как дань моде авторы снабдили свой «движок» несложной физической моделью. Конечно, Half-Life 2 ушел в этом плане далеко вперед.

Зрительные эффекты Doom 3 сейчас можно назвать одними из лучших в индустрии, хотя кое-где разработчики все же сэкономили на качестве текстур, из-за чего наблюдается их заметная размытость при ближайшем рассмотрении. Однако данное обстоятельство с лихвой компенсируется великолепной работой со «светом», да и не только этим. Здесь вам и bump mapping, и specular lighting, и т.д. и т. п. А таких натуральных теней, как здесь, вы, думаю, не увидите больше нигде. Конечно, все это хозяйство весьма прожорливо на ресурсы, но, как известно, за удовольствия нужно платить.

Doom 3 имеет четыре многопользовательских режима, которые отсутствием инноваций только подчеркивают ориентированность игры на одного пользователя, тем более что для достаточно комфортного «самочувствия» в Интернете необходим довольно широкий канал связи.

Несомненно, что в iD Software снова создали шедевр и представили на суд играющей публики ряд оригинальных идей, доказав тем самым, что ждали мы все-таки не зря.

Doom 3

Системные требования: Pentium 4 или Athlon XP-1500+, совместимый с DirectX 9.0b 3D-видеоускоритель с 64 Мбайт памяти, DirectX 9.0b, 384-Мбайт ОЗУ, 8X-дисковод CD-ROM, 2,2 Гбайт свободного дискового пространства и 400 Мбайт для Swap-файла Windows, звуковая плата. Программа работает в среде Windows 2000/XP.
Разработка: iD Software
Локализация и издание: «1С»