Часть 1. Введение

Современные технологии врываются в нашу жизнь и изменяют ее так, что мы уже не мыслим обойтись без той или иной электронной новинки. Пятьдесят лет назад это был телевизор, пять—восемь лет назад — мобильный телефон, а сейчас, похоже, наступает эпоха цифровой фотографии. И хотя еще много ярых приверженцев пленочной фотографии, совершенно очевидно, что будущее — за цифровыми решениями. Недаром же некоторые крупные производители пленочных фотоаппаратов потихоньку свертывают их производство. Пленочная фотография, которую можно назвать искусством, требовала для профессионального освоения многих лет. Вспомните: проявка, многочасовые сидения в ванной, колдовство над негативами, умение «технично» снять, скадрировать снимок, причем результат вы видели только после проявки. Сейчас все это отходит в прошлое — с помощью «цифры» таким искусством при желании можно овладеть во много раз быстрее. Наглядность, возможность сразу увидеть и оценить результаты — вот то, что ставит цифровую фотографию на первые позиции.

Сразу определимся, на кого рассчитана данная статья. Хороший незеркальный фотоаппарат профессионального класса обойдется сегодня в 700—1000 долл. Поскольку столько же стоит вполне современный ПК, то рядовой пользователь вряд ли станет покупать такой фотоаппарат для любительских целей. В среднем он готов потратить на него примерно 200—400 долл. При этом даже «бюджетный» фотоаппарат по цене 200—300 долл. нередко обладает полным набором творческих функций.

Купив цифровой фотоаппарат, пользователь, неискушенный ранее в съемке, переводит камеру в режим «Авто» и наивно полагает, что дело в шляпе. Действительно, данный режим почти всегда гарантирует получение некоего результата. Другое дело, что часто последний, увы, далек от совершенства — по той простой причине, что «автомат» не знает, да и не может знать, чего именно вы хотите. Почти все выпускаемые сейчас фотоаппараты снабжены некоторым набором готовых «сцен», дающих камере своего рода подсказку, в каком режиме снимать, но и этот инструмент не является панацеей. Гораздо полезнее понять, как работает камера, чтобы эффективно ею управлять. На протяжении ряда уроков автор попробует популярно рассказать о современной цифровой фотографии и на практике рассмотреть применение творческих режимов и возможностей современных цифровых фотоаппаратов любительского уровня.

Классификация цифровых фотокамер

История современной фотографии насчитывает около десяти лет. Это совсем немного, и провести классификацию цифровых фотокамер можно лишь условно.

Рис. 1. Ультракомпактная фотокамера

Разделим их на ультракомпактные (рис. 1), компактные (рис. 2—4) и зеркальные. Ультракомпактные — это камеры низшего и среднего ценового диапазона. К низшему относятся камеры начального уровня (70—150 долл.). Обычно они имеют кнопку спуска затвора, маленький сенсор (1/2,7; 1/3,2 дюйма), выдают картинку низкого качества и лишены каких-либо возможностей по творческой съемке. В среднем ценовом диапазоне (160—400 долл.) можно встретить весьма достойные образцы. Они уже, как правило, обладают объективом с переменным фокусным расстоянием (зумом) — обычно 3—4-кратным, букетом творческих возможностей и могут выдавать хорошую (для любительского уровня) картинку.

Компактные камеры также можно разделить на две группы: любительские с расширенными возможностями (так называемые prosumer1) и полупрофессиональные.

К первой группе (рис. 2, 3) относятся камеры ценового диапазона 200—500 долл. Типичные образцы — Minolta Dimage серии Z, Canon PowerShot линейки A (A70, A80...). Такие аппараты могут обладать большим зумом — 8—12 крат (рис. 3), системами стабилизации, возможностями по расширению дополнительных опций (наличием «башмака» для подключения вспышки, а также способностью присоединять различные конвертеры), полным набором функций для творческой съемки. В некоторых моделях встречается даже поддержка формата RAW.

По размеру эти камеры обычно больше ультракомпактных, не каждую из них, например, сунешь в карман.

Рис. 2. Компактная фотокамера класса prosumer

К полупрофессиональным фотоаппаратам (рис. 4) относятся модели, оснащенные сенсором среднего размера (2/3; 1/1,8 дюйма), большой матрицей (в основном 6—8 мегапикселов), с полным набором творческих функций, поддержкой RAW и возможностями по расширению. По качеству снимков такие камеры приближаются к зеркальным. К слову, многие профессиональные фотографы не брезгуют цифрокомпактами. Цены варьируются и сравнимы с ценами на зеркальную фототехнику (500—1000 долл.).

Последний класс — зеркальные фотоаппараты (рис. 5). Они, как правило, относятся к профессиональному уровню. Делятся на модели с несменными и сменными объективами. В зеркальных камерах фотограф при съемке может в буквальном смысле смотреть сквозь объектив. Это достигается с помощью специального зеркала, которое проецирует в видоискатель изображение, попадающее в объектив. В момент съемки зеркало поднимается, и изображение из объектива проецируется на светочувствительный сенсор. При этом нельзя использовать дисплей фотоаппарата в качестве видоискателя (как в компактных камерах) — изображение на нем можно посмотреть только после съемки. До недавнего времени цены на зеркальную фототехнику были очень высоки и аппараты использовались только профессионалами. Сейчас цена на некоторые «зеркалки» (например, Canon EOS300D DigitalRebel) упала ниже «психологического барьера» в 1000 долл. и многие любители начинают приобщаться к профессиональной фототехнике.

Рис. 3. Компактная фотокамера класса prosumer с зум-объективом

Применительно к данной классификации нас будут интересовать компактные (класса prosumer) и ультракомпактные (среднего ценового диапазона) модели с полным набором творческих возможностей, наиболее доступные для массового потребителя. Следует отметить, что в камерах класса prosumer, как правило, реализуется до 70% всех возможных функций съемки по сравнению с полупрофессиональными и зеркальными. Поэтому, освоив более простую камеру и набравшись опыта, вы сможете затем без труда перейти на профессиональную фототехнику и делать потрясающие по качеству снимки. Это даже лучше, чем если бы вы сразу стали работать с профессиональной камерой, которая для получения подобающих по классу снимков все же требует наличия некоторых знаний и навыков у снимающего.

Мегапикселы — не главное

Рис. 4. Компактная полупрофессиональная фотокамера

К сожалению, маркетинговый лозунг «чем больше мегапикселов, тем лучше» прочно засел в головах незадачливых пользователей. Первый вопрос, который они обычно задают: сколько в камере мегапикселов? На самом деле куда важнее миллиметры, вернее, размер светочувствительного сенсора, измеряющийся в дюймах, относительно кадра 35-мм пленки. Подробнее об этом мы поговорим позже, а сейчас нужно знать, что существует так называемый дифракционный порог, определяющий при заданном размере сенсора максимальное число мегапикселов, свыше которого качество изображения может только ухудшиться. Для сенсора размером 1/2,5 дюйма это четыре мегапиксела, а для 1/1,8 — шесть. Вообще, число мегапикселов влияет только на размер распечатываемой фотографии. Для трех мегапикселов это 10x15 и 15x20 см, для пяти — лист формата A4 (20x30 см), а для восьми — и формата A3. Качество фотографий размером 10x15 см, сделанных на фотокамерах с матрицами 3, 4 или 5 мегапикселов, практически одинаково. Автор поэкспериментировал с печатанием снимков на листе формата A4, сделанных трехмегапиксельной камерой (типичный представитель компактных камер класса prosumer). Конечно, картинка получается несколько более размытой по сравнению со снимком, распечатанным в формате 10x15 см, но для любительского уровня качество вполне приемлемое, особенно если вставить фотографию в рамочку, повесить на стену и любоваться ею с расстояния в один метр и более.

Вы решили купить цифровой фотоаппарат

Собираясь приобрести цифровой фотоаппарат, вы наверняка намерены проделать следующее:

  • Прежде всего обратиться в Интернет с вопросом: «Какую камеру лучше купить за столько-то долл.?»;
  • довериться журналам с обзорами цифровых фотокамер и гордым значком «Выбор редакции»;
  • поспрашивать у друзей, какая камера «круче».

Всего этого делать не нужно. Дело в том, что нет фотоаппарата, который хорошо делает ВСЕ. В зависимости от конструктивных особенностей и реализации камеры снимают что-то лучше, что-то хуже. Например, зеркальные фотоаппараты идеальны для портретов, но не очень подходят для пейзажей и тем более для макросъемки. Фотоаппараты же с маленьким сенсором — лучше для макросъемки, но совершенно не годятся для портретов.

Рис. 5. Зеркальная фотокамера

В любом случае необходимо выбирать модель конкретно под себя, в зависимости от своих потребностей и желаний. В идеале нужно иметь несколько фотоаппаратов: один для портретов, другой — ультракомпактный (чтобы можно было положить в карман), третий — «телевик» (для съемки, например, живой природы) и т.д. Автор не ставил перед собой задачу рассказать, как и по каким критериям нужно выбирать фотокамеру. Он просто призывает вас перед покупкой фотокамеры тщательно все взвесить и уяснить, чего вы хотите. В повседневной жизни попытайтесь определить, какие сюжеты вы хотели бы снимать в той или иной ситуации, т.е. мысленно «фотографируйте» то, что вам кажется интересным и ведите «статистику». Задайте себе следующие вопросы:

  • Важен ли для вас размер фотоаппарата? Хотите носить его с собой повсюду? Если да, то вам нужен ультракомпактный фотоаппарат.
  • Вам нравится снимать живую природу? Тогда обратите внимание на фотоаппараты с большим зумом. Но учтите, что их объективы имеют, как правило, несколько повышенный уровень аберраций (в основном хроматических) по сравнению с обычными объективами.
  • Вас интересует микрожизнь (насекомые, миниатюры)? Ищите камеру для макросъемки с минимальным расстоянием фокусировки.

Только после того, как вы определитесь со своими предпочтениями, можете заходить в Интернет, читать журналы, анализировать спецификации в поисках оптимальной для ваших нужд камеры. Конечно, многое еще зависит от той суммы, которую вы намерены ассигновать на фотоаппарат. Если вы готовы отдать 1000 долл. и более, то обязательно рассмотрите стоимость аксессуаров и возможности камеры по расширению. Применительно к нашему случаю, когда потребитель может заплатить 200—400 долл., круг значительно сужается и выбор упрощается. Весьма желательны следующие возможности у фотоаппарата:

  • ручная установка чувствительности ISO — в идеале от 50;
  • ручная фокусировка — важно при работе в условиях плохой освещенности (автофокус не действует) и макросъемке;
  • ручное управление экспозицией — приоритет выдержки, диафрагмы и полностью ручное управление.

Конечно, это далеко не полный перечень гипотетических возможностей. Но их наличие уже говорит о довольно высоком классе камеры.

На этом закончим вводную часть статьи. В следующей мы рассмотрим устройство фотокамеры, разберемся с понятиями ФР и ЭФР. Узнаем, что такое светосила, диафрагма, выдержка и глубина резкости.

Дмитрий Зотов — инженер-программист, аспирант Тверского государственного университета на факультете «Прикладная математика и кибернетика» при кафедре математического моделирования.


1Термин образован слиянием двух английских слов: professional — профессионал и consumer — потребитель. Обозначает наличие у устройства признаков и функциональных возможностей как бытовой, так и профессиональной техники.

1398