А ведь программный коммутатор избавлен от физических портов и обладает интерфейсами с высокой пропускной способностью — 1 Гбит. Если учесть, что нужна только сигнализация, то 1 Гбит — действительно сверхвысокая пропускная способность. К тому же процессорная мощность непрерывно растет. В результате один программный коммутатор SoftSwitch может оказаться способен обслуживать всю междугородную зону, т.е. огромную номерную емкость. И в результате обеспечивается централизация, при которой число иерархических уровней в телекоммуникационной сети начинает уменьшаться вследствие роста производительности процессоров.

И. Мазин вспоминает: «На рубеже 80—90-х годов были две основные сетевые концепции: ISDN — концепция производителей «все из одной розетки» и «все услуги на одном узле» — концепция интеллектуальной сети, инициированная оператором (AТ&T). Обе они жили по своим законам. Для ISDN производители к 1984 г. пролоббировали качественные международные стандарты в виде рекомендаций ITU-T, а потом создали оборудование. На его основе были реализованы проекты в 1988—1995 гг. в Западной Европе. А вот в концепции интеллектуальной сети сначала были опробованы услуги, а уже потом их начали переводить на более-менее стандартизованную базу. В результате общемировым стандартом стала интеллектуальная сеть, однако на больших рынках каждый работает, как кому нравится, и потому в отношении NGN имеется «смесь» нескольких концепций».

Действительно, если посмотреть на российский рынок и поинтересоваться, какие же организации первыми переходили на услуги IP-телефонии, т.е. стали первыми ласточками систем с элементами NGN, то выяснится, что ими были банки и страховые компании, где технологический процесс связан с обработкой огромных массивов информации, где сама ИТ-структура изначально была предназначена для обмена данными.

Архитектура сетей NGN

Игорь Быков: «Слоевая архитектура — краеугольный камень в NGN»

«Сети NGN имеют слоевую архитектуру», — разъясняет Игорь Быков, начальник отдела мультисервисных сетей и фиксированного доступа фирмы Ericsson. Чем это вызвано? С одной стороны, пользователь должен иметь пакетную сеть, так как все большая доля трафика становится пакетной и, значит, передавать ее лучше по пакетной сети. С другой, для привлечения абонентов должно становиться все больше сервисов, в том числе мультимедийные услуги, электронная коммерция, аудио- и видеоуслуги. А чтобы все эти сервисы появились, должен сформироваться целый класс независимых разработчиков.

Таким образом, в NGN мы имеем опорную пакетную сеть, слой управляющих серверов, независимый слой, где размещаются разнообразные сервисы (услуги), и слой абонентских устройств. Причем эти слои должны быть связаны между собой открытыми интерфейсами, чтобы могла реализоваться основная идея NGN — «Общение без границ».

И. Быков убежден, что слоевая архитектура — краеугольный камень в NGN и что она позволит повысить эффективность операторской деятельности и предоставить открытые интерфейсы сторонним разработчикам. Но оператору открыть интерфейс к сторонним разработчикам будет непросто технологически, хотя Интернет всех нас психологически подготовил к работе в открытой среде.

Сюй Синьцюань, вице-президент Huawei Technologies по странам СНГ и Восточной Европы, выделяет в составе сети NGN четыре слоя: первый, или самый верхний, — уровень предложений и услуг; второй — уровень управления сетью; третий — уровень опорной коммутации (на этом уровне ранее имели место смешанные технологии, а теперь наблюдается устойчивая тенденция в сторону IP-технологий); четвертый —уровень доступа.

Что же такое NGN в мире коммуникаций: эволюция или революция?

Александр Фелижанко: «Для NGN важна основа — высокоскоростная пакетная сеть»

По мнению Александра Фелижанко, системного инженера-консультанта компании Cisco Systems, приход NGN в мир телекоммуникаций будет происходить по двум направлениям: одно — модернизация существующей ТФОП, другое (к нему переходят основные западные операторы) — построение широкополосных сервисных мультимедийных сетей на базе принципов пакетной коммутации, и уже в них, основанных на высокопроизводительном пакетном ядре и современных сетях доступа, будут предоставляться все виды услуг. Впрочем, он отмечает, что в регионах, к сожалению, обсуждается только один путь — модернизация ТФОП.

В общем, модернизация ТФОП — эволюционное движение, а развитие принципиально новых видов услуг на сетях широкополосного доступа — революционный шаг для многих операторов традиционной связи. По мнению А. Фелижанко, реальность такова, что многие отечественные операторы традиционной телефонии, включая крупнейших, имеют в подразделении новых технологий лишь несколько специалистов и получают доходы от реализации этих услуг, не превышающие нескольких процентов от общего дохода. Но все равно он убежден, что будущее за новыми технологиями.

И. Быков считает, что переход к NGN — скорее эволюция, чем революция, поскольку основными игроками на поле NGN остаются все те же традиционные поставщики оборудования, которые создавали и сети первого поколения — телефонные. Поэтому здесь будет наблюдаться постепенная миграция к NGN.

Сюй Синьцюань также предполагает, что возможны два направления развития сетей. Как пример революционного пути он приводит переход от ТФОП к сетям NGN в Брунее. В этой стране полностью демонтировали существовавшие цифровые сети и заново построили сети NGN. Правда, Бруней — сказочно богатая страна за счет добычи нефти. Большинство операторов других стран так поступать не могут, и значит, необходим переходный вариант, обеспечивающий постепенную миграцию на сети NGN. В частности, компания Huawei Technologies предлагает промежуточное решение — NGN-ориентированный коммутатор, позволяющий перейти к полномасштабной NGN, сохранив инвестиции, сделанные на этапе реконструкции сети. Следовательно, перед производителями оборудования для NGN стоят две задачи: обеспечить совместимость с существующими сетями и дать возможность осуществить плавный переход к полноценной NGN-сети с сохранением имеющихся ресурсов.

Сюй Синьцюань: «Услуги для массового рынка абонентов — самое главное в концепции NGN»

Сюй Синьцюань привел несколько примеров подобной миграции на NGN. Так, China Telecom, крупнейший оператор фиксированной связи, имеющий порядка 300 млн. абонентов, полностью перешел на цифровую сеть и уже начал постепенную миграцию на NGN путем ввода мультимедийной сети уровня города, постепенно подключая новые услуги на основе SoftSwitch. Еще один традиционный китайский оператор, ChinaSatComm, владевший сначала только спутниковыми каналами, построил междугородние станции уровня NGN, а потом арендовал каналы до абонентов. Инвестиции полностью окупились в течение одного года, и сейчас он имеет 15 млн. абонентов в 300 городах Китая.

Каковы оcновные проблемы при внедрении NGN?

А. Фелижанко высказывает следующую мысль: основная проблема внедрения NGN у нас заключается в том, что нет разработанной нормативной базы. Правда, Министерство связи России над этим сейчас работает. Уже приняты руководящие документы в отношении SoftSwitсh и еще ряд нормативных документов, дающих право на использование определенных элементов NGN, но комплексного пакета документов по NGN пока нет. Организована опытная площадка в Технопарке ЦНИИС (Москва), где тестируются решения разных производителей, в том числе и Cisco Systems, но они опять же касаются пока только услуги передачи голоса. А. Фелижанко предполагает, что задача будет решена к 2007—2010 гг.

О подобных проблемах размышляет и Сюй Синьцюань, считающий, что одной из главных проблем является недостаточная зрелость услуг нового поколения в новой бизнес-модели, а другой — отсутствие развитого комплекта нормативных документов на уровне Министерства связи России. Должны быть определены требования по совместимости с существующим телекоммуникационным оборудованием, в частности по работе с СОРМ. Кроме того, он упомянул четыре проблемы, которые будут тормозить внедрение NGN-сетей на нашем рынке, а именно: недостаточная зрелость услуг, особенно бизнес-услуг; медленное наращивание пропускной способности опорной пакетной сети NGN; обеспечение совместимости сетевых компонентов разных производителей в комплексных решениях; нехватка специалистов высокой квалификации у основных компаний-операторов. Но, по его мнению, это все решаемо, главное — нормативная база по NGN.

Иосиф Мазин: «Оператору надо ждать очень тяжелого переходного периода — с TDM на NGN»

А вот И. Мазин, в свою очередь, одним из основных препятствий развития NGN считает инертность человеческого мышления. Он называет это «фактором бабушки» и говорит, что в России, в отличие, например, от Бельгии, не арендуют телефонный аппарат у компании, а покупают. И поскольку абонентское оборудование становится моей собственностью, то пусть кто-нибудь только попробует заставить меня приобрести какое-то определенное устройство — что хочу, то и куплю. И. Мазин указывает и на такой важный фактор, как финансовая инерция, — телефонные станции стоят довольно дорого, и менять их с той же частотой, с какой мы обновляем компьютерный парк, уже не получится.

Он задается следующим вопросом: «Почему в России до сих пор ставится программа замены декадно-шаговых АТС вплоть до 2008 г.?» И сам же на него отвечает: «Потому что услуга существует давно и абонент не приобретает ничего принципиально нового — как он мог сделать базовый телефонный вызов, так и может». Чтобы эффективно использовать идеологию NGN, у абонента должна появиться IP-телефония в качестве элемента NGN, но не по схеме «телефон—телефон», как это происходит сейчас в России и что реально можно видеть в сети, а по схеме «компьютер—компьютер».

Нужно сказать и о том, что периодичность появления стандартов на информационный обмен сейчас такова, что их пакеты успевают устаревать до масштабной промышленной апробации. У связистов издавна известно, что телефонная станция становится стабильной после десяти лет с момента первой эксплуатации. Время ничего не изменило, эта истина была и остается верной. Раньше все держалось на контактах, ведь связь — «наука о контактах», а теперь это обусловлено законом Мэрфи: «Любая, даже правильно работающая программа имеет одну или хотя бы одну ошибку». И. Мазин отмечает, что далеко не все компании могут позволить себе ИТ-зависимость, и этот фактор тоже нельзя недооценивать. Если раньше главным человеком был вахтер, то теперь им стал системщик. И когда коммуникациями у вас занимаются всего два-три специалиста, то вы оказываетесь в 100%-ной зависимости от них.

ADSL-абонент

Еще один важный показатель — коэффициент готовности. Нам, да и вам, наверное, уважаемый читатель, уже приходилось сталкиваться дома с тем, что, когда электричество отключают, телефон все же работает. А вот в офисе так бывает уже не всегда. И еще не следует забывать, что в любом случае инновации — это риск. Опыт работы с оборудованием на базе ИКМ-технологий — тридцатилетний, на основе IP-технологий — десятилетний, т.е. первый в 3 раза больше. Поэтому И. Мазин признается, что хорошо понимает клиента-оператора, который просит: «Давай без новшеств. У меня на этой станции не только «09», но еще и «02» висит».

«Кроме того, для чистой голосовой телефонии система NGN в принципе неэффективна и ничего кроме новых затрат не принесет», — утверждает И. Мазин. В настоящее время многие ошибочно считают, что недорогой маршрутизатор, пригодный для десяти компьютеров, будет с легкостью обслуживать десять телефонов. Но этого не произойдет, поскольку в телефонии другие требования к производительности и качеству, ведь это услуга действует в реальном времени. По оценке И. Мазина, создание качественной мощной инфраструктуры для NGN-сети потребует в 1,3 раза больше средств, чем покупка самой телефонной станции.

Действительно, даже в современных гостиницах, строящихся у нас, нет NGN-сетей, так как и абонентские терминалы пока дороги, и требования к техническому персоналу по обслуживанию и поддержке современной мультисервисной сети очень высоки. Поэтому получается, что до сих пор делать даже в новом отеле обычную сеть кабельного телевидения и традиционную телефонную проводку дешевле, чем мультисервисную сеть. К тому же и деньги за номер с этими услугами клиент будет платить примерно те же самые. Здесь возникает и еще одна проблема. Например, как быть с услугой видео поверх DSL. Что получится при ее массовом внедрении? Какой контент пойдет по NGN-сетям, с точки зрения правообладателя? Ведь в конечном счете нужно разработать бизнес-модель и механизм возврата инвестиций, а для этого потребуется выяснить, за что платишь ты и кто платит тебе. И здесь как довод для оптимистов можно в качестве примера привести появление на рынке брокеров, или агрегаторов контента. Причем они уже есть не только на Западе, но и у нас, в частности «Система МультиМедиа» в проекте компании «Комстар Объединенные Телесистемы». Являясь посредниками, они собирают, с одной стороны, всех правообладателей — владельцев контента, и с другой — всех провайдеров информационной инфраструктуры, тех, кто использует этот контент для удовлетворения информационных потребностей своих абонентов. Эти компании-брокеры и занимаются всеми согласованиями по вопросам авторского права. Но все же NGN-идея «вся информация из одной розетки» в нашей стране чаще рискует столкнуться с трудностями, вызванными не недоработками технологического процесса, а недостатками правового регулирования.

О проблеме контента

Стоит подробнее остановиться на проблеме контента. На выставках, посвященных связи, нам не раз доводилось слышать от интернет-провайдеров о том, что все они ждут интересного контента. Но как сказал один из создателей контента: «Хотеть-то хотят, да никто не желает платить за его разработку!» Действительно, чтобы сети NGN нормально развивались, необходим мощный и качественный контент, ведь за ним-то, в общем, мы и ходим в Сеть.

VoIP-телефония

Кто же его создаст? И. Мазин предполагает два сценария развития событий: оптимистический, при котором каждый человек становится генератором контента, и пессимистический, когда этого, увы, не происходит. По его мнению, источником локального контента могут стать домашние сети, где зарождаются и идеи локального контента, и мысли о каскадировании доступа к контенту, и проекты минимизации расходов по его созданию. Конечно, есть идеи и интерактивных игр между домовыми сетями. Но он уверен: чтобы играть идеями, а не только играми, нужны интерес и домовая сеть в студенческом общежитии, которая ближе к хакерству и возможностям исследования сети, да и коллективный разум сильнее. А суть технологии проводного широкополосного доступа состоит в точечном предоставлении, когда вы технологически разобщаете пользователей. И. Мазин рассказывает, что, когда его спрашивают, почему надо делать DSL-доступ, он всегда вспоминает питерские дома, где на одной лестничной площадке могут быть две выкупленные квартиры стоимостью по 350 тыс. долл. каждая и четыре коммуналки, где не то что о DSL, а и о дополнительном телефонном аппарате речь не пойдет.

Действительно, одна сторона медали — то, как создается интересное наполнение сети NGN, а другая — то, как будет восприниматься эта информация. Конечно, передача видео повысит возможность восприятия информации человеком, ведь дополнительно ко второй мы включаем первую сигнальную систему. Следующее ограничение — время активного бодрствования. Когда дойдем до него, то получим либо интернет-зависимость, возникающую у определенной категории подростков (нарушение сна и прочие отклонения), либо разумный баланс, при котором человеку просто не нужна информация в больших объемах. Пожалуй, при развитии NGN-cетей мы раньше столкнемся с эргономическими, а не технологическими ограничениями, поскольку человек не способен потреблять информацию в безграничном объеме.

И. Мазин считает, что в течение ближайших 20 лет насытить сеть не контентом, а пакетами — не проблема, ведь трафик будет расти за счет приложений: геоинформационной системы, системы позиционирования и поиска, отслеживания транспорта и т.п. А вот удобоваримым контентом загрузит NGN-сеть виртуальная реальность. На этом же основан и принцип развития игрового компьютера — каждая последующая игра требует все более мощных ресурсов. Просто к сетям связи этого никто не прикладывал, потому что они еще не перешли определенный технологический порог. И. Мазин признает, что он не готов сказать, какой процент широкополосного доступа нужен, чтобы этот порог был пройден, но о переходе к массовому рынку говорить еще рано.

После того как была внесена определенная доля здорового скептицизма в отношении NGN-сетей, стоит поговорить о том, что они все-таки могут дать.

NGN-сети для операторов, корпоративных пользователей и домашнего рынка

Что даст NGN операторам?

А. Фелижанко cчитает, что использование сетей следующего поколения позволит операторам более экономичным способом предоставлять свои услуги. К тому же произойдет и оптимизация инфраструктуры самого оператора — аппаратура станет более компактной и удобной в обслуживании.

Сюй Синьцюань, основываясь на данных консалтингового агентства Dittberner Associates, привел следующие цифры: по сравнению с сетями на основе коммутационных систем TDM сети следующего поколения позволят снизить расходы на строительство и эксплуатацию и затраты на энергопотребление до 40%, необходимые площади — до 80%, а потребность в полосе пропускания — до 70%. Действительно, ведь если традиционные коммутаторы поддерживают до 6 млн. вызовов в часы наибольшей нагрузки, то SoftSwitch — до 16 млн. В итоге NGN-решения оказываются дешевле, чем решения традиционной телефонии, к тому же довольно широкая функциональность здесь «зашита» в программы и потому дальнейшая модернизация сети уже не связана с серьезной заменой оборудования.

Трансформация абонентских устройств NGN

Сюй Синьцюань также отметил, что внедрение систем NGN может кардинально изменить стиль бизнеса операторов связи, так как эти системы дают реальную технологическую основу для перехода от парадигмы «предоставления услуг» связи к схеме коммерчески эффективной реализации инфокоммуникационных услуг. Оператор сможет разделить этот новый рынок услуг по двум сегментам — для индивидуальных пользователей (домашний) и для групп пользователей (деловой). В результате сама технология NGN даст оператору такой сети гибкость при составлении пакетов услуг в зависимости от самых различных факторов, а именно от уровня доходов пользователей, их потребностей, рода занятий, величины и профиля предприятия и др.

Прогноз же И. Мазина не столь оптимистичен. Он считает, что оператору надо ждать очень тяжелого переходного периода — с TDM на NGN. И самым трудным будет то время, когда у него будет 40% трафика IP, причем даже неважно, на каком участке сети, а 60% придется на «фактор бабушки» (см. «Мир ПК», № 5/05, с. 94) — эта часть трафика останется на тех людях, которые не хотят ничего менять.

Когда же все-таки произойдет перелом? «Почему Моисей 40 лет водил свой народ по пустыне?» — так вопросом на вопрос ответил И. Мазин. А потом объяснил: «Чтобы сменилось поколение, чтобы умерли те, кто чувствовал себя рабом». Вот и в случае с NGN должно пройти время, чтобы снялся «фактор бабушки», а те, кто, образно говоря, «родились с компьютером», достигли возраста принятия самостоятельных финансовых решений. Причем следует оглядываться вокруг и не забывать, что Москва и С.-Петербург — это еще не вся страна, а ведь телефония есть везде.

Что даст NGN бизнес-клиентам?

А. Фелижанко полагает, что технология NGN прежде всего будет воплощена при создании виртуальных защищенных высокоскоростных сетей корпораций, способных передавать и данные, и голос, и видео. Скажем, банк посредством сети NGN сможет объединить свои филиалы в крае или регионе и передавать по ней не только служебную информацию, но и связать с ее помощью свои учрежденческие АТС центра и филиалов в единую сеть, а также устраивать видеоконференции. При этом клиенту не нужно строить собственную наложенную сеть или даже несколько сетей для передачи данных и голоса. Ему не придется организовывать собственные коммутационные поля для объединения своих филиальных АТС с АТС центрального офиса и заменять центральную АТС на более мощную — все эти функции за него возьмет на себя оператор на сети NGN. А. Фелижанко уверен, что модель аутсорсинга для крупных банков и во всем мире, и в нашей стране более эффективна, чем создание и ведение собственной физической сети. Так, в Великобритании один из крупнейших банков по работе с населением, Abbey National, установил 10 тыс. IP-телефонов во всех 750 филиалах, заказав проект по модернизации собственной телефонной сети и передав управление ею телекоммуникационному гиганту British Telecom. Теперь он имеет единую номерную емкость и возможность оперативной связи внутри свой структуры по всему миру на основе сети IP/MPLS British Telecom и технологии программного коммутатора. И это только один пример реализации услуги из множества подобных.

Сюй Синьцюань убежден, что внедрение NGN позволит расширить cферу предпринимательства в области информационных технологий и откроет новые возможности сотрудничества операторов с разработчиками и поставщиками приложений и контента. Действительно, сейчас «боевой арсенал» менеджеров значительно расширился — ноутбук, «наладонник», мобильный телефон или смартфон, видеотелефон, терминал для проведения видеоконференций. И потому своевременная обработка огромного потока информации стала настоящей проблемой.

Услуга унифицированной связи (Unified Communication), реализуемая в сетях NGN на платформе UC WorkSpace, была разработана специалистами Huawei Technologies. Она связывает функции службы каталогов предприятия, разработанные Microsort и IBM, с управлением связью различных пользовательских терминалов в единую систему с расширенным набором услуг корпоративной связи. Платформа UC WorkSpace также обеспечивает мобильность за счет функций интеллектуальной маршрутизации и временной привязки номеров — в результате не будет потерян ни один звонок, где бы ни находился сотрудник. А функция совместной работы с приложениями позволит группе коллег коллективно трудиться над документом, не покидая рабочих мест и попутно привлекая функцию «электронной белой доски» в случае необходимости работы с графикой.

И. Мазин утверждает, что в корпоративных сетях внедрение NGN пойдет гораздо быстрее, чем на массовом рынке, ведь здесь другие законы возврата инвестиций — эта сеть жестко регулируемая и администрируемая, вопрос о контенте в ней не стоит. n

Михаил Глинников — научный редактор раздела «Сети», e-mail:mikeg@pcworld.ru;

Александр Титов — генеральный директор компании «Комквест», e-mail:a.titov@comquest.ru.

Окончание в следующем номере.


Глоссарий

ATM — режим асинхронной передачи (Asynchronous Transfer Mode). Высокоскоростная технология передачи данных с установлением соединения, в которой используются ячейки фиксированного размера вместо пакетов переменной длины.

ADSL — асимметричная цифровая абонентская линия (Asymmetric Digital Subscriber Line). Она позволяет передавать данные по асимметричной схеме. Значит, различаются полосы частот, применяемые для передачи в разных направлениях. Обычно при использовании ADSL скорость передачи данных по направлению к пользователю доходить до 8 Мбит/с, а по направлению от пользователя — до 768 Кбит/с. Скорость передачи данных зависит от протяженности абонентской линии. ADSL способна обеспечивать высокоскоростной доступ в Интернет. Кроме того, она применяется для передачи видео по требованию, когда поток данных к пользователю в значительной мере превышает поток информации от пользователя. Одновременно с ADSL допустимо применять и обычную телефонную связь, потому что для аналоговых сигналов не требуется такая широкая полоса частот, как для данных, и последние передаются в диапазоне более высоких частот.

Combined Gateway — комбинированный коммутатор мобильной связи компании Ericsson.

DSL — цифровая абонентская линия (Digital Subscriber Line). Коммуникационная технология, обеспечивающая передачу данных по медным линиям, представляющим собой абонентские шлейфы телефонной сети общего пользования. Передает данные со значительно более высокой скоростью, чем аналоговые модемы.

DSLAM — Digital Subscriber Line Access Multiplexer — мультипликатор доступа цифровой абонентской линии.

IN — интеллектуальная сеть (Intelligent Network). Архитектура, разработанная для предоставления дополнительных услуг в телекоммуникационных сетях.

IP и VoIP — интернет-протокол и протокол передачи голоса через Интернет (Internet Protocol and Voice Over Inernet Protocol). IP представляет собой протокол, используемый для передачи информации в основном между компьютерами через Сеть. Он разбивает передаваемую информацию на пакеты, а затем присваивает каждому из них заголовок с адресной информацией. Затем пакет пересылается в Интернет, где он направляется к месту назначения. Каждый пакет представляет собой самостоятельную единицу, поэтому даже в тех случаях, когда он является частью длинного сообщения, IP называют протоколом пакетной коммутации, не требующим постоянного соединения. IP подходит для передачи информации через Интернет, поскольку разработан для использования в сетях с изменяющейся структурой, а в этих сетях пакеты могут теряться или задерживаться.

Протокол VoIP кодирует стандартные голосовые сигналы по протоколу IP. В настоящее время большая часть звуковых сигналов передается по сетям с коммутацией каналов. Каждый канал устанавливается и поддерживается между вызывающей и вызываемой сторонами на протяжении всего разговора. При использовании же IP звук разбивается на пакеты, пересылаемые отдельно. Преимущество такого подхода состоит в уменьшении необходимого диапазона частот, ведь когда собеседники молчат, то передавать ничего не нужно. Сейчас интерес к VoIP продиктован в основном возможностью делать международные вызовы по местным тарифам, передавая разговор через Интернет. Предполагается, что интерес к VoIP сохранится и в будущем, так как этот протокол позволит объединить существующие сети в единую сеть для передачи голоса и данных. Это приведет к значительной экономии средств операторов и расширит возможности интеграции услуг передачи голоса и данных.

ISDN — цифровая сеть передачи данных и голоса с интеграцией служб (Integrated Services Digital Network). Она основана на принципе коммутации каналов.

EDGE — расширенный диапазон передачи данных для развития стандарта GSM (Enhanced Datarate for GSM Evolution, EDGE). Он соединяет в себе набор новых и альтернативных схем модуляции, которые могут применяться внутри структуры временного отрезка радиоканала GSM, повышая скорость передачи данных или улучшая спектральные характеристики. Первая фаза технологии EDGE (стандартизована в конце 1999 г.) использует функции GPRS, обеспечивая скорость передачи данных до 384 кбит/с. Вторая фаза предоставляет обслуживание в режиме реального времени, например передачу звука и мультимедиа (видео). EDGE внедряется не только в среде GSM, но также на рынке TDMA (IS-136) и iDEN в США с применением тех же технических стандартов, чтобы обеспечить использование GPRS, а в дальнейшем и голосового обслуживания. Поскольку 384 кбит/с — это скорость передачи данных, поддерживаемая первой фазой сетей третьего поколения, то EDGE может стать альтернативой для тех операторов GSM, которые не получат лицензию третьего поколения.

Ethernet DSL Access — узел широкополосного доступа компании Ericsson.

NGN — сеть следующего поколения (Next Generation Network). Инкапсуляция различных медиастандартов и услуг (телефонии, видео, передачи данных и т.п.) в единый стандарт передачи пакетных данных, например IP.

IP-адрес — адрес для протокола IP — 32 битовой (4 байта) адрес, определенный в STD 5 и используемый для представления точек подключения в сети ТСР/IP. IP-адрес состоит из номера сети и номера хоста, такое разделение позволяет сделать маршрутизацию более эффективной. Обычно для записи IP-адресов используют десятичную нотацию с разделением точками.

IP V4 (Internet Protocols) — стек протоколов Интернета версии 4. В настоящее время является доминирующим.

IP V6 (Internet Protocols) — стек протоколов Интернета версии 6. Сейчас наиболее перспективный в части модернизации Интернета и расширения адресного пространства Сети для поддержания высокого уровня проникновения в повседневную жизнь сетевых элементов на базе микропроцессорных систем.

IP-телефония — технология предоставления услуги телефонной связи в локальных и глобальных сетях, построенных с использованием стека протоколов IP.

IP-транкинг — создание виртуальной соединительной линии между двумя телефонными станциями через гомогенную IP-среду.

MPLS — многопротокольная коммутация меток (Multi-Protocol Label Switching). Технология организации транспортной сети.

PON — Passive Optical Network — оптические сети с пассивным распределением.

SDH — синхронная цифровая иерархия (Synchronous Digital Hierarchy). Технология организации транспортной сети и построения систем передачи.

SoftSwitch — гибкий (программный) коммутатор.

UC — услуга унифицированной связи (Unified Communication).

UC WorkSpace — платформа Huawei Technologies для связи функции служб каталогов предприятия с управлением связью терминалов в единую систему с расширенными услугами корпоративной связи.

Декадно-шаговая АТС — электромеханическая автоматическая телефонная станция, построенная на базе шаговых и декадно-шаговых искателей. Представляет собой АТС с непосредственным управлением.

Контент — информационное наполнение, включающее в себя тексты, графику, мультимедиа и иные информационно-значимые данные. Существенные параметры информационного наполнения — объем, актуальность и релевантность. В Интернете информационное наполнение организуется в виде веб-страниц с помощью средств языка гипертекстовой разметки.

ТФОП — телефонная сеть общего пользования.

1804