Информационные ресурсы рунета.

Интернет-проект Public.RU компании «Публичная библиотека» (www.public.ru) отметил свое пятилетие. В ходе его развития создана ежедневно обновляемая электронная коллекция русскоязычных материалов различной тематики из отечественных и зарубежных СМИ за последние 15 лет, архив которой включает около 15 млн. документов из более чем 2 тыс. источников. Исходя из системного подхода к предоставляемым услугам, «Публичная библиотека» стремится к повышению эффективности своей работы путем интеграции информационного поля и рабочего пространства пользователя. Достигается это обеспечением открытого доступа к к электронному библиотечному архиву, поддержанием широких (общедоступных) и специализированных онлайновых сервисов, использованием поисковых технологий, позволяющих отыскать, обработать и применить на практике полученную информацию с высокой степенью оперативности и качества.

Каждый документ архива снабжен справочно-библиографическим описанием. Объем хранимых в настоящее время документов составляет 75 Гбайт. В базу данных ресурса ежедневно добавляется более 10 тыс. новых документов, включающих обработанные в день выхода сведения из 340 ведущих национальных и региональных изданий. В среднем в день поступает более 4 тыс. запросов от 1 тыс. пользователей.

В общедоступный сервис входит поиск по библиографическому описанию и каталогу, а также по редакторским аналитическим рубрикам, обновляемым в режиме онлайн. Среди них имеются следующие: «Пресс-анализ» — ежедневный обзор позиций СМИ по одной из значимых тем дня; «Темы дня» — ежедневный рейтинг значимых тем на основе анализа информации ведущих национальных изданий; ежедневные рассылки о текущих обновлениях редакторских аналитических рубрик и др. Всего организовано девять подобных сервисов.

Специализированный сервис (по подписке) предоставляет клиентам тематические обзоры прессы, подготавливаемые ежемесячно и рассылаемые в форме рефератов, а также аналитические справки и фактографические исследования, проводимые на основе открытых источников и адресно высылаемые заказчику.

Для поддержания сервисов в Public.RU применяются различные механизмы поиска: простой — по ключевому слову или фразе — и экспертный — по теме, публикации, заголовку, дате, автору. И кроме того, всевозможные технологии, а именно: сортировка результатов поиска по дате и соответствию, сохранение результатов поиска и запросов для последующего просмотра и использование параметров прежних запросов.

Компания сообщила о перспективах развития проекта. Было отмечено, что перемены коснутся увеличения объема электронной БД, а также расширения сервисов и совершенствования инструментария пользователя. Поставщиком решений и услуг в области разработки и внедрения информационно-аналитических технологий для проекта стала компания «Смартвейр» (Smartware, www.smartware.ru), использующая технологии и программные разработки МГУ им. М.В. Ломоносова, ИПС РАН, RCO Гарант-Парк-Интернет, ИВС. Она предложила решения SEMNET (рабочее место для анализа текста) и DEDUCTOR (аналитическая платформа для работы с данными).

Сервисные ресурсы рунета.

Для повышения эффективности интернет-навигации на портале www.404.ru реализован проект по объединению общим интерфейсом поисковых серверов. Теперь пользователь с помощью привычного браузера ищет нужную ему информацию, обращаясь одновременно к нескольким ресурсам. Эта веб-страница помогает пользователю сэкономить время и трафик, а также облегчает процесс поиска. На ней собраны все популярные русскоязычные и основные зарубежные поисковые механизмы, а также облегченные их версии для выхода в Интернет с КПК или мобильного телефона. Предусмотрен поиск с выбором поискового сервера из списка в Рунете и из зарубежных зон Сети по рубрикам «веб», «новости», «каталоги», «форумы», «магазины», «картинки», «словари». Обеспечены эргономические удобства для пользователя, поскольку ему приходится совершать меньше движений, предпринимаемых для достижения результата. На странице 404.ru можно расширить список используемых поисковиков.

Правовые ресурсы рунета.

Проведенные научно-исследовательскими центрами «Башкирова и партнеры», ВЦИОМ, КОМКОН и «Левада-Центр» исследования популярности правовых систем у профессионалов показали, что от 70 до 79% специалистов используют продукт компании «КонсультантПлюс». Вот некоторые новые проекты, связанные с ее информационными ресурсами в Рунете. Совместно с издательствами «Стаут» и «Спарк» компания открыла сайт «Классика российского права» (www.civil.consultant.ru), где представлены электронные версии книг, считающиеся выдающимися произведениями отечественной цивилистики. Сейчас на сайте имеются в открытом доступе 42 работы, и пополнение коллекции будет производиться ежемесячно. Сайт разбит на два раздела: «Электронная библиотека» и «Библиотека репринтных изданий». В первый вошли переизданные классические монографии XIX — XX вв. по гражданскому праву, снабженные информацией об авторах, а также комментариями и предисловиями, специально подготовленными известными современными юристами. Во втором собраны изображения отсканированных книг, изданных в конце XIX — начале XX в. по тому же разделу права.

Данный проект «КонсультантПлюс» некоммерческий, он предназначен для распространения правовой информации среди населения России.

Кроме того, компания на базе своего информационного ресурса www.consultant.ru выпускает отчуждаемые продукты. Один из новых, по судебной практике, именуемый «КонсультантАрбитраж:НалоговыеСпоры», содержит материалы арбитражной практики соответствующих судов всех десяти федеральных округов. Этот информационный комплекс предназначен для широкого круга специалистов — бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов и др. «КонсультантАрбитраж:НалоговыеСпоры» в ходе специальной акции может быть установлен по желанию пользователей бесплатно. Удобная работа с документами комплекса поддерживается возможностями «Технологии 3000 Серии 100».

Еще один информационный продукт — компакт-диск «КонсультантПлюс:ВысшаяШкола» — является некоммерческим для студентов, обучающихся по юридическим и экономическим специальностям в российских вузах. Он подготовлен к весеннему учебному семестру 2005 г. В него включены актуальные материалы, в том числе региональные правовые акты. Возможности проекта расширяются при использовании «Технологии 3000 Серии 100». Кроме того, на компакт-диске имеются электронные версии книг из серии «Классика российской цивилистики» и тренинг-тестирующая система для изучения основ правовой информатики на базе системы «КонсультантПлюс». Данный продукт базируется на пилотном проекте, стартовавшем в 2003 г.

Вынужденные услуги в рунете.

Сначала приведем несколько примеров создания сетевых услуг, назовем их апостериорными, востребованных теми, кто не принадлежит к ИТ-компаниям и вынужден действовать самостоятельно. В первую очередь это транспортные компании, по экономическим и даже по организационным причинам поддерживающие электронную торговлю билетами. Над авиаперевозчиками уже навис дамоклов меч в виде требований IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) о переходе в 2007 г. на электронные авиабилеты. Как сообщает сайт www.izvestia.ru, к их выпуску пока готова лишь одна российская компания — «Аэрофлот». Большинству фирм придется совершать технологический переход на новые ИТ-решения, поддерживающие бронирование и учет таких билетов, потому что действующие на местном рынке системы бронирования билетов «Сирена 2.3» и «Сирена-Трэвел» интегрированы в международные системы продаж лишь на уровне системных приложений и далеки от электронной торговли. «Аэрофлот» же внедрил систему бронирования и продажи билетов фирмы Sabre, которую используют многие зарубежные авиакомпании. Ему понадобилось для этого не только обновить компьютерный парк, но и установить 1,5 тыс. терминалов Sabre у себя и около 5,5 тыс. — в агентствах. Участие российских авиакомпаний в системе взаиморасчетов за авиаперевозки (BSP) влечет за собой необходимость перехода на электронные билеты (e-tickets), так как бумажная форма расчетов перестанет действовать с 1 января 2008 г.

На продажу электронных билетов собирается перейти и ОАО «Российские железные дороги». Там планируют ввести услугу бронирования билетов через Рунет уже в июне текущего года, но выкупать их придется пока в кассах либо у специальных агентов, поскольку не решены вопросы обеспечения безопасности работы в такой системе. Тем не менее заказанный билет, как утверждают в федеральной дирекции компании, можно будет получить и дома, и в офисе. Продажа по банковским картам по той же причине сначала будет производиться только в вокзальных терминалах.

Предлагаемые, или априорные, услуги.

Ряд компаний в Рунете, которые ведут тот или иной бизнес на базе ИТ, предлагают пользователям широкий спектр коммерческих и некоммерческих услуг. Например, холдинг Mail.ru, осуществляющий множество интернет-проектов, в частности доставку электронной почты, запустил в рамках портала и несколько развлекательных проектов. Один из них, проводимый совместно с компанией «Веб Интерэктив Ворлд», — многопользовательская ролевая игра Wizards World, вход в которую открывается на сайте www.wiw.mail.ru. Услуга, связанная с пребыванием и совершением действий в волшебном мире игры, и составляет цель данного проекта.

Другой проект холдинга использует программу обмена мгновенными сообщениями Mail.Ru Agent 4.1. Он посвящен реализации поддержки игр в шашки и шахматы. При этом в удобной форме моделируется среда игры, в которой общение партнеров с помощью обмена сообщениями происходит в виде, близком к реальному времени. Хотя привязки партии к шахматным часам нет, тем не менее можно проводить короткие любительские партии и даже сеансы одновременной игры.

С начала этого года www.sputnik.mail.ru предлагает услугу «Спутник». Это небольшая программа, встроенная в браузер в виде панели инструментов. Она обеспечивает быстрый поиск информации прямо из окна браузера, доступ ко всем проектам портала и работу со всеми найденными документами, в том числе с помощью SMS-сообщений.