Весенняя погода весьма кстати совпала с началом «Фотофорума-2005». Солнце, ласковый ветерок, голубое небо — в общем, не нашлось никакого повода отложить поход на выставку.

Все, как на PhotoKina: посетители печатают фото в цифровых киосках

Наблюдение первое. К середине первого дня в главный павильон экспозиции выстроилась длиннющая очередь, да к тому же в три ряда. (Официально все залы имеют одинаковый статус, но все же 4-й павильон я назвал «главным», так как там традиционно собираются производители цифровых камер и фотопринтеров, позволяющие потрогать руками свою продукцию.) Внутри, правда, было относительно свободно — не всегда требовалось проталкиваться . На фоне развивающихся выставок «Фотофорум» и «Связь-Экспокомм» можно решить, что «Комтек» умер из-за отсутствия интереса к компьютерам. Но мы часто пишем, что Россия следует в фарватере мировой ИТ-индустрии, а вместе с тем именно компьютерные выставки Computex и CeBIT процветают, и они интересны отнюдь не только корпоративным пользователям. Да, сейчас производителям приходится показывать свои ноутбуки и МР3-плееры на «Фотофоруме» или «Связь-Экспокомме». Но разве это логично? Рискну предположить, что в России неизбежно будет организована выставка типа CES (см. «Мир ПК», №4/05), которая объединит производителей всевозможной электроники.

Наблюдение второе. Вернемся к «Фотофоруму». Конечно, самое заметное явление — очередное увеличение количества мегапикселов. В этом году приобрела популярность цифра 7. Причем на «круглом столе», посвященном будущему фотографии, производители честно признались, что в большинстве случаев любителю за глаза хватает 4 мегапикселов, но они сами уже не в силах остановиться. Если пользователь захочет иметь 10 мегапикселов в мыльнице, то через годик-другой их непременно получит. Если так и дальше пойдет, то скоро можно будет фотообои на плоттере с мыльниц печатать. А что, интересная идея!

Наблюдение третье. К оптическому зуму (трансфокатору) отношение у производителей более осторожное. Оно и понятно: непросто сделать камеру с большим зумом, да еще чтобы при этом изображение не страдало от дисторсии (оптического искажения). Но все-таки потихоньку производители переползают с привычной тройки на более сильные оптические зумы. Однако в тонких камерах кольца с линзами размещать просто негде, поэтому Sony и Nikon для своих камер выбрали подход, предложенный пару лет назад фирмой Minolta, — в корпусе линзы располагаются вертикально. В результате даже камеры толщиной 1 см имеют трехкратный трансфокатор.

Наблюдение четвертое. Широкое распространение получили и системы оптической стабилизации изображения, впервые введенные в любительские цифровые камеры компанией Panasonic. Теперь практически каждый крупный производитель электронных фотоаппаратов считает своим долгом иметь в линейке хотя бы одну модель со стабилизацией изображения. Несколько выделяется Minolta, у которой эта система механическая — дрожание рук компенсируется движением камеры, а не линз.

Наблюдение пятое. Естественно, все производители делают упор на повышение функциональности своих камер. Но в этом году отмечается мало революционных добавлений, за исключением систем стабилизации изображения. Отметим пока лишь распространение функции коррекции красных глаз в аппаратах многих фирм, экспокоррекцию готовых снимков у Nikon, а также разъем для вспышки на любительской камере Z5, добавленный компанией Minolta.

Радостные выводы. Толпы посетителей, масса цифровых камер, цифровые лаборатории, доступные для осмотра и корпоративным клиентам, и рядовым посетителям, и, наконец, девушки в разноцветных одеяниях и почти без оных, оседлавшие гоночные мотоциклы и дорогие авто. Знаете, что мне это напомнило? Немецкую выставку PhotoKina! Мы, пожалуй, уже догнали Европу по интересу к цифровой технике и готовности производителей его удовлетворять. Теперь осталось лишь, чтобы дистрибуторские фирмы осуществили свои планы по продвижению этой техники в регионах. Причем она должна быть не только доступна покупателям по цене, что подвластно маркетологам, но и просто-напросто попасть на прилавки, чтобы даже в самом далеком от Москвы городе Анадыре можно было прийти в магазин, покрутить в руках камеру, сделать пару снимков и распечатать их в цифровой фотолаборатории. И тогда пользователь сможет сам решить, стоит ли ему копить на цифровую камеру или имеет смысл обойтись старым привычным ФЭДом.