ВЕСЕННИЙ СЛЕТ ИНТЕРНЕТЧИКОВ.

Девятый Российский интернет-форум (РИФ-2005) собрал широкий круг участников, среди которых можно было видеть и представителей российских министерств информационных технологий и связи, экономического развития и торговли, Агентства по печати и массовым коммуникациям, Совета Федерации Федерального собрания РФ, Государственной думы РФ, Московской городской думы, ЮНЕСКО, а также отечественных компаний, составивших основное ядро форума. Организаторами РИФ-2005 выступили компании «Демос», Mail.ru, ОСС, «Рамблер», TeliaSonera, «Яндекс» и РОЦИТ.

На пленарном заседании форума был заслушаны доклады. Первый, как обычно, посвящен изменениям в Рунете, происшедшим за 2004 г. Они рассматривались через призму традиционных вопросов: сколько в нем пользователей, какова их активность, насколько популярны те или иные виды оказываемых услуг и проч. Основной вывод выступления связан с явной тенденцией года — развитием Рунета в регионах. Подробно текст доклада представлен на сайте www.rif.ru. Другие пленарные выступления касались правовых аспектов деятельности в Интернете, в частности подготовки проектов законов, регламентирующих виртуальную жизнь, и особенностей ведения бизнеса. Разумеется, обсуждение правовой стороны сводилось к тому, каким образом государство будет выстраивать свои отношения с интернет-сообществом. Известный интернет-правовед М. В. Якушев, отвечая на вопросы, категорически отрицал правовую состоятельность попыток использования электронной подписи в Рунете на договорной основе, а отношения с властью предлагал обсуждать после Тунисского форума, на котором под эгидой ООН будут рассмотрены мнения заинтересованных стран по управлению Интернетом. В ответ на предложение представителей Минсвязи и Агентства принять активное участие в подготовке материалов, предоставляемых Россией, было сделано предложение включить в состав Общественного совета при Президенте РФ представителей интернет-общественности. Еще одно выступление представителя МЭРТ содержало информацию о работах, проводимых в рамках ФЦП «Электронная Россия».

Далее на секциях по сложившейся традиции рассматривались вопросы провайдерской и контентной деятельности в Рунете, но наиболее интересной частью РИФа стали «круглые столы». На них среди прочих обсуждались вопросы о перспективах веб-систем, а также выяснялось, куда они пойдут — в сторону продуктов или услуг (опыт компании «Битрикс») , сколь успешны электронные продажи ПО (на примере бизнеса фирмы «Софткей») и розничная торговля (магазины «Озон», eHouse и др.), удались ли попытки создания коммуникационных сервисов, носящих социальный характер (на примере службы «Яндекса»). Интегрированные сервисы и Instant Messaging компания Mail.ru предложила рассматривать как будущее интернет-коммуникаций. На завершающем «круглом столе» по теме «Интернет и конвергенция медиа» были намечены вопросы, касающиеся лишь онлайновых СМИ, что существенно сузило проблему и, более того, не позволило рассматривать ее в системном плане. Так, развитие онлайновых СМИ связано с традиционными (офлайновыми) гораздо теснее, чем отразилось в дискуссии. В частности, оценка качества СМИ в Рунете будет более содержательной, если давать ее, сопоставляя с традиционными. Кроме того, выяснение эффективности обратной связи в онлайновых СМИ без сравнения с той ролью, которую она играет в офлайновых СМИ, также не очень показательно. Да и в целом оценку онлайновым СМИ следует давать исходя из того, что мир по своей сути гетерогенный, следовательно, присутствие обоих видов СМИ в обозримом будущем неизбежно.

ПРОДУКТЫ ДЛЯ РУНЕТА.

Компания SpyLOG (www.spylog.ru) выпустила коробочный программный продукт Flexolyzer для анализа лог-файла, журнала событий, происходящих на сервере, который ведется не только по серверу, но и по каждому сайту, размещаемому на собственном виртуальном сервере. Анализ лог-файла с помощью Flexolyzer шире, чем при использовании обычных счетчиков. Прежде всего более точно фиксируется заход пользователя на сервер, а вот счетчик не всегда успевает срабатывать на такое событие. Далее в лог-файле собирается информация о загрузке файлов любых типов, в том числе аудиофайлов, флэш-объектов, изображений, даже тогда, когда эти объекты не воспроизводятся браузером пользователя. При этом распознается и протоколируется действие роботов-пауков, фиксируются траектория по сайту и другие характеристики трафика. Таким образом, Flexolyzer позволяет получить более содержательный отчет, нежели обеспечивают счетчики, хотя счетчик и выдает свой отчет с меньшей задержкой по времени (около 5 мин). Количество основных отчетов, получаемых с помощью программы, колеблется от 60 до 70, также предусмотрено их конфигурирование с целью получения дополнительных отчетов. Имеется собственный конструктор отчетов, работающий подобно фильтрам в счетчике компании SpyLOG .

Flexolyzer отличается от зарубежного аналога, программы WebTrends, несколькими свойствами. Во-первых, в нем имеется российская географическая база. Во-вторых, в отчетах указываются российские поисковые машины. В-третьих, это русскоязычный продукт. Кроме того, дистрибутив Flexolyzer имеет объем 9 Мбайт, а WebTrends — 180 Мбайт, да и цена базовой конфигурации Flexolyzer в 1,5 раза ниже.

Вот примеры получения возможных отчетов по группам: общая посещаемость сайта, включая численность посетителей, количество хитов, сессий и размеры аудитории; число отдельных страниц вашего сайта с возможной группировкой по различным параметрам, в том числе по пути, проходимому аудиторией по сайту, по ссылкам страниц, доменов, поисковых фраз, систем, слов и типов поисковых систем и др. Также допускается архивирование отчетов и обращение к ним в ходе текущего анализа с приемлемыми для пользователя временными характеристиками получения ответа из архива.

Программа Flexolyzer написана с использованием языка XML и на платформе .NET. Она имеет модульную структуру, что хорошо поддерживает возможности ее развития, в частности для проведения новых видов анализа информации из лог-файла — например, о рекламной компании, о наличии партнерских ссылок и проч.

Более подробная информация о продукте приведена на сайте www.flexolyzer.ru. Данный материал подготовлен на основе полученной на РИФ информации от представителей компании SpyLOG.

Компания «Битрикс» (www.bitrixsoft.ru) выпустила на рынок программный продукт «Битрикс: Управление сайтом 4.0». Он является средством разработки многофункциональных интернет-проектов, состоящих из весьма большого количества сайтов с общим механизмом авторизации пользователей и управлением, единым рекламным пространством, подсистемой анализа эффективности проектов, с возможностями организации сообществ и интернет-магазинов с дилерскими сетями. Важнейшее отличие данной версии продукта — механизм программных компонентов для визуальной публикации динамической информации на веб-странице с помощью html-редактора. В новой версии также значительно упрощены процесс интеграции дизайна и работа с шаблонами сайтов. Так, теперь шаблон можно загрузить в виде файла через веб-интерфейс и применять к одному или нескольким сайтам. Готовые шаблоны допустимо экспортировать в виде одного комплекта файлов, использовать в иных проектах и даже продавать другим пользователям продукта «Битрикс: Управление сайтом». Всего в версии 4 около 100 новых возможностей, в том числе расширились функции механизма обновления SiteUpdate, повысилась производительность всей программы, обновлен пакет документации.

Для различных моделей ведения бизнеса покупателю предлагается продукт четырех видов: стартовый — MySQL-версия для управления контентом (CMS), для экспертной деятельности, среднего и малого бизнеса, а также для веб-аналитики — MySQL- и Oracle-версии.

ПРИМЕРЫ ЖИЗНИ НА ВИДУ.

Интернет очень привлекателен для тех, кто хочет заявить о себе. Вот три небольших примера. Известный российский программист В. В. Липаев, которого можно смело считать патриархом отечественного программирования, собрал на сайте в Сети (www.ispras.ru/ru/lipaev/index.htm) сведения о своих научных трудах. Это, несомненно, будет полезно желающим глубже познакомиться с программированием в историческом контексте.

Корпорация Hewlett-Packard и фирма OCS также открыли собственные порталы www.hp.ru/oil и www.vpr.oсs.ru, представляющие интерес для российских предприятий нефтегазового сектора, а также для реселлеров и пользователей решений компании Sun Microsystems на базе процессоров AMD Opteron.

КОНЦЕПЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СЕТИ.

На выставке CeBIT-2005 компания Cisco Systems продемонстрировала развитие концепции интеллектуальной информационной сети (IIN, Intelligent Information Network). Она представляет собой трехэтапный технологический подход к эволюции сетевой инфраструктуры. На первом система сетей должна поддерживать интеллектуальную передачу данных, голоса и видео, на втором — виртуализацию сетевых ресурсов, а на третьем сети и услуги являются application-aware, т.е. в курсе дела работающих в них приложений. Реализация IIN связывается с развитием архитектуры Cisco Business Ready Data Centre в направлении системного подхода к организации работы современных вычислительных центров, в частности с использованием общих решений для внешних сетей передачи данных и внутренних для хранения данных. При этом они объединяются с набором интеллектуальных служб, к которым относятся службы виртуализации, повышенной безопасности и анализа трафика, что при их интеграции повышает эффективность администрирования и полезное использование вычислительных, а также сетевых ресурсов и накопителей. Наряду с этим компания показала ряд технологий и продуктов, поддерживающих концепцию IIN в области IP-коммуникаций, сетевой безопасности, беспроводных локальных сетей и коммутации. С концепцией IIN можно познакомиться на сайтах www.cisco.ru и www.cisco.com.

НЕВЗИРАЯ НА РАССТОЯНИЕ.

В связи с проведением 28-командного чемпионата мира по программированию среди студентов, организованного ACM (Association of Computing Machinery) и проведенного на этот раз в Шанхае, КНР, ассоциация РУССОФТ и компания «Рамблер» реализовали проект трансляции хода соревнования в реальном времени. Исходное изображение, используя веб-камеру, передавал Владимир Глебович Парфенов (профессор СПбГТУ), комментарии давались им же, а в пресс-клубе в Cafemax — Олегом Христенко (тренером команды мехмата МГУ им. М. В. Ломоносова). Параллельно в пресс-клубе команды МГУ, участницы полуфинальных соревнований, решали задачи, предложенные в финале. Участие компании «Рамблер» в проекте выразилось в публикациях материалов в новостях на сайте Lenta.ru до начала соревнования, в ходе и после него; в организации отдельного сюжета на Rambler Mass Media для отображения всех входящих сообщений о чемпионате; в организации трансляции пресс-клуба в Rambler Audio со ссылкой на первую страницу портала Rambler; в оперативном размещении текущей информации, включая условия задач и данные по результатам, достигнутым командами в текущий момент, на странице, посвященной чемпионату; в репортажном освещении чемпионата на Lenta.ru. А что касается рекламы компании, то ее можно было увидеть всюду на информационных площадях проекта. Интернет-аудиторию проекта составили молодежь и студенчество, представители онлайновых СМИ и ИТ-отрасли.

631