НОВАЯ ЖИЗНЬ РОЦИТ.

Состоялось общее собрание Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), где был представлен отчет о первом этапе его деятельности по популяризации и развитию российского рынка информационно-коммуникационных технологий (до 2004 г.). Результаты работы РОЦИТ таковы: организованы 57 плановых и 7 внеплановых семинаров и круглых столов, 8 ежегодных российских интернет-форумов (РИФ) в Москве и 1 — в Перми, проведены 18 региональных семинаров и другие мероприятия (пресс-конференции, конкурсы, викторины и радиопередачи). Эксперты РОЦИТ подготовили 6 аналитических отчетов о состоянии рынка ИКТ. Творческие коллективы, образованные при РОЦИТ, приняли участие в 7 проектах по грантам различных международных фондов, выполнили 4 заказных проекта и ряд собственных, в том числе создали ленту главных новостей Рунета, рассылаемых по подписке. Представители РОЦИТ принимали участие в работе профильных групп, создаваемых различными правительственными и государственными учреждениями, например Минсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, МАП РФ, а также комиссии при Госдуме и Мосгордуме и др. Заметно участие РОЦИТ и в работе общественных организаций, например АПКИТ, ПРИОР (Российский портал развития) и некоторых других. Члены правления РОЦИТ полагают, что за время своего существования он превратился «из сообщества частных и корпоративных пользователей в сообщество экспертов, представляющих все отрасли рынка ИКТ». Более подробно о результатах деятельности РОЦИТ и его миссии можно узнать на сайте www.rocit.ru.

В завершение отчетного собрания были избраны составы попечительского и экспертного советов, а также нового правления, на заседании которого и состоялось избрание председателя правления и исполнительного директора. Ими стали М. Твердынин и Д. Хан-Магомедов. Было объявлено, что 9-й ежегодный РИФ состоится 23-24 марта 2005 г. в Москве.

«ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ — ЛЮДЯМ».

Так компании «ТрансТелеКом» и Intel назвали совместную акцию, которая будет проходить в течение 2005 г. во многих городах России. Она уже получила поддержку Государственной думы Федерального собрания и Конгресса муниципальных образований. Как сообщили устроители акции, ее цель — «содействие развитию информационного общества в стране и ускорение внедрения новых ИТ в государственном управлении, бизнесе, образовании и повседневной жизни граждан страны». Информационную поддержку будут оказывать Медиасоюз и компания «Яндекс».

На пресс-конференции, посвященной организации данной акции, ее устроители выразили свою озабоченность тем, что в России информационное пространство в значительной мере сосредоточено возле Москвы, поэтому «недели цифровых технологий Intel-«ТрансТелеКом» будут носить характер просветительской деятельности» (Стивен Чейз, президент корпорации Intel в России). Подобную некоммерческую направленность акции подтвердили и другие ее организаторы. Более того, социальная значимость этого мероприятия определила интеграционное взаимодействие участвующих компаний. А представитель Госдумы сообщил, что поддержка «данной акции с ее стороны вызвана тем, что для государства важно понимание места и влияния информационного общества на конкретного гражданина. Выход данного корпоративного проекта на федеральный уровень подчеркивает, что открытость общества связана с Интернетом и важно разобраться во многих аспектах этого влияния». По мнению устроителей, проект не носит политического характера, но позволит в определенной мере оценить влияние Интернета на государственную политику.

Разумеется, такое определение участия в мероприятиях будет не совсем корректным, ведь коммерческие интересы, естественно, есть. Так, С. Чейз назвал весьма важным для Intel использование такой «трубы», как «ТрансТелеКом», для прихода в регионы России, поэтому «недели» будут сопровождаться ярмарками технологических новинок корпорации. За год на основе объединенного бюджета, предоставляемого компаниями-участниками, по городам России должно пройти около 100 мероприятий, связанных с данной акцией. Первое из них состоится в конце марта в Ростове-на-Дону. Подробнее о проекте можно узнать на сайтах www.intel.ru, www.transtk.ru.

ДОМЕННЫЕ ИМЕНА.

На прошедшей в Москве пресс-конференции, посвященной началу работы Регионального сетевого информационного центра (RU-CENTER, http://nic.ru), в качестве аккредитованного регистратора имен в международных доменах .com и .net, выступили с сообщениями вице-президент компании VeriSign Барт Маккей, директор центра Алексей Лесников и руководитель проекта stat.nic.ru Павел Храмцов. В них были представлены данные о регистрации в мире, а также европейских странах доменных имен верхнего уровня .com и .net, о сотрудничестве VeriSign и RU-CENTER, предоставляющего услуги по регистрации доменных имен, и об отличиях правил регистрации от принятых в домене .ru. Об аккредитации RU-CENTER в ICANN сообщил А. Лесников. Теперь компания RU-CENTER работает напрямую с реестрами доменов .com и .net, что дает клиентам определенные преимущества. Так, упрощается процедура и сокращаются сроки регистрации домена, появляется возможность самостоятельного управления им, поддерживается русскоязычный интерфейс, разрешается заключать письменный договор на регистрацию и обслуживание доменов, а также на оформление документов в соответствии с нормами российского законодательства. Павел Храмцов привел данные статистического анализа регистрации доменов в России. В мире положение с доменными именами следующее: в 2004 г. общее количество их достигло 71,3 млн., среди них доля .com — 47%, группы национальных доменов (ccTLDs) — 37, а .net — 8%. Доменные имена в зонах .org, .biz, .info и .name составляют всего 9% от общего количества. В России домены зоны .com составляют 29% от доменов зоны .ru, при том, что в последней владельцев доменов к концу 2004 г. стало примерно 170 тыс. при числе доменов около 330 тыс. В 2005 г. предполагается рост числа доменов в зоне .ru до 450 тыс., а вслед за этим должны возрасти и темпы регистрации в зонах доменов .com и .net.

ВИРТУАЛЬНЫЕ МУЗЕИ.

В рамках празднования 250-й годовщины основания МГУ им. М. В. Ломоносова состоялась презентация проекта «Виртуальный мир Русского музея» — долгосрочной программы по созданию в городах России и Европы интегрированной сети мультимедийных центров (виртуальных филиалов) на основе научных, образовательных и методических разработок ведущих специалистов музея. Цель проекта — знакомство широкой аудитории с сокровищами Русского музея и историей отечественной культуры. Виртуальный филиал в МГУ станет первым в Москве. Сейчас в рамках проекта уже открыты филиалы в Самаре, Саратове, Нижнем Новгороде, Петрозаводске, Калининграде и Мурманске, и кроме того, в нынешнем году они появятся еще в пяти городах. Более подробная информация о проекте имеется на сайте www.rusmuseum.ru/ru/museum/net/vwrm. Проект поддерживается компанией «МобильныеТелеСистемы».

БЕСПРОВОДНОЕ ОБЩЕНИЕ В СЕТИ.

Поскольку на российском рынке уже многие операторы связи развили достаточно мощную магистральную инфраструктуру и озабочены эффективным использованием такого ресурса, то корпорация IBM стала предлагать решения для оказания услуг, использующих широкополосный доступ. Проекты triple play (телефония, Интернет, ТВ — «в одном флаконе»), использующие технологии Wi-Fi, Wi-MAX, VoIP, цифровое видео, сервисы с привязкой к местности, сети датчиков и безопасные беспроводные системы, предусматривают работу со средой с высокоскоростным подключением и поддержку разнообразных возможностей. Для реализации подобных решений IBM предлагает управляющее ПО WebSphere Everyplace Connection (WECM), обеспечивающее мобильным корпоративным сотрудникам без прерывания связи или потери сеанса безопасный прозрачный высокоскоростной обмен между различными сетями (Wi-Fi, сотовыми, GPRS, CDMA) и узлами доступа общественных беспроводных сетей. В начале марта сеть центров инновации по беспроводным технологиям компании IBM объявила о начале продвижения на российский рынок услуг по бизнес-консалтингу, проектированию, созданию и испытанию решений, иххостингу с возможностью наращивания ресурсов по требованию и поддержанию повышенного уровня безопасности систем. Программное обеспечение WECM сертифицировано на соответствие федеральному стандарту США по обработке информации (FIPS 140-2) при использовании ОС AIX 5.2, Trusted Solaris и всех версий Windows.

Другая компания, U.S. Robotics, сообщила о развитии своего бизнеса в направлении, связанном с разработкой беспроводных решений, ориентированных на достижение высокого уровня безопасности, дальности действия и пропускной способности Wi-Fi-сетей. Для этого предлагается оснащенное инструментом конфигурирования семейство продуктов MAXg, которое будет поставляться в Европу начиная со второго квартала 2005 г.

Оно обеспечивает безопасность системы с помощью средства защиты доступа к сетям Wi-Fi Protected Access (WPA2/802.11i), аутентификацию по стандарту 802.1x и WEP-шифрование с 64/128-разрядным ключом. Кроме того, в состав маршрутизатора MAXg входят межсетевой экран Stateful Packet Inspection, средства поддержки сквозных VPN (PPTP, IPSec и L2TP) и MAC Address Authentication. Новая технология Broadcom BroadRange повышает чувствительность приемника для всякого продукта, совместимого со стандартом 802.11g, что дает пользователям Wi-Fi-сетей высокую скорость соединения на значительных расстояниях от узла доступа. Режим 125 High Speed Mode увеличивает пропускную способность сети 802.11g, и заказчики могут применять свои Wi-Fi-сети для работы с приложениями вроде передачи цифровых фотографий, а также аудио- и видеофайлов между домашними устройствами. Мастер инсталляции U.S. Robotics SureStart весьма удобен при установке адаптеров, маршрутизаторов и узлов доступа беспроводной сети MAXg. Кроме того, он выбирает наилучшую с точки зрения безопасности конфигурацию.

УСЛУГИ, УСЛУГИ, УСЛУГИ.

Компания МТС объявила о вводе интернет-портала «МТС-Поиск», на котором предоставляется сервис, использующий технологии определения местоположения пользователя мобильного телефона (LBS-услуга). С ее помощью на «МТС-Портале» абонентам данной компании предлагаются информационные и развлекательные услуги. Доступ к порталу можно получить через Интернет и соответствующий раздел сайта www.mts.ru, иссообщения или WAP. Услуги представлены в трех разделах. В разделе «Мой город» абонент может определить собственное местоположение на территории Москвы и получить информацию об объектах городской инфраструктуры, применив наглядный рубрикатор. Возможности общения — поиск по интересам, ведение списка друзей и определение их местоположения — реализованы в разделе «Мои друзья». А в разделе «Мобильный поиск» легко определить местонахождение других абонентов или ближайших к ним объектов. Имеются и прочие услуги, например служба мобильных знакомств. В разделе «Развлечения» по идее должны быть собраны игры, но пока представлена лишь одна — «Вторжение».

На стадии тестовой эксплуатации все LBS-услуги для абонентов МТС —бесплатные.