Это хорошо, что в жанре Action присутствуют два конкурирующих графических «движка», а иначе кто бы вообще двигал прогресс вперед и кому были бы нужны все эти технологии, над которыми денно и нощно корпят лучшие инженеры ATI и nVidia. Почему два конкурента лучше, чем один монополист, и так понятно. А вот тот факт, что игры от лидеров индустрии выходят в свет практически одновременно, можно считать показательным. Конечно, вы уже догадались, что под лидерами индустрии подразумеваются Valve Corporation и id Software. Сегодня я постараюсь, насколько это возможно, объективно поведать о продолжении одного из «шутеров» всех времен и народов — Half-Life.

Целых шесть лет мы ждали, и вот наконец Half-Life 2 увидела свет. Но самое приятное в этом событии то, что эта игра легально издается на территории России.

Итак, прошло примерно десять земных лет с тех пор, как Gordon Freeman был поставлен перед выбором между смертью и работой на таинственного покровителя по имени G-man, существование и предназначение которого окутано тайной на протяжении обеих игр. За эти годы нашу родную планету захватила империя Combine, использующая для проникновения на Землю порталы с мира Xen. Для захвата Земли Combine использовала ту же технику, что и для покорения Xen, т.е. вывела на генетическом уровне некую расу гуманоидов-солдат, в которой комбинированы лучшие качества всех завоеванных империей миров. Человечество не было готово к подобному вторжению, а потому война, вернее попытка сопротивления, длилась всего семь часов. Всем городам вместо названий были присвоены просто порядковые номера — City 1, City 2, City 3 и т.д. Основная база завоевателей расположилась в City 17, где было налажено производство новых солдат, техники и вооружения. Даже и не знаю, как относиться к тому, что географически City 17 расположен на территории России. То ли авторы намекают на вечный источник зла для Запада, то ли отдают должное силе духа русского народа, которого на протяжении всей его истории не удавалось поставить на колени ни одному захватчику. Я склонен думать, что последнее, ведь недаром же именно в City 17 возникло «Движение за освобождение планеты от завоевателей» (мой вольный перевод). Gordon присоединяется к этому движению, будучи «разбуженным» G-man?ом.

В игре есть несколько ключевых фигур, которые будут помогать главному герою. Гибель их недопустима с точки зрения сюжета, а потому вам придется заботиться об их здоровье ничуть не меньше, чем им о вашем. Уверен, вам будет приятно снова встретить охранника Barney, чудом выжившего в Blue Shift. Да и знакомство с симпатичной девушкой Alyx Vance окажется, думаю, не менее приятным.

Разработчики великолепно потрудились над окружающим миром. Блочные коробки отечественных многоэтажек вполне узнаваемы, а среди их подъездов вы легко найдете свой, разве что виртуальные будут заметно чище. Русские вывески на зданиях почти без орфографических ошибок. Очень неплохо представлен отечественный автопарк. Здесь и знакомые силуэты ГАЗ-24, и первые ВАЗы и даже старенькие «Москвичи» с горбатыми «Запорожцами». Вот только регистрационные номера оказались «левые» — не припомню, чтобы в СССР они когда-либо были шестизначными.

Помимо собственных ног, в распоряжении Freeman?а имеются механические средства передвижения (доступны только в некоторых местах), которые значительно разнообразят прохождение. Замечу, что эти транспортные средства можно покидать, но без них большинство участков соответствующей главы пройти вы не сможете, т.е. речь идет не об альтернативных средствах передвижения, а об абсолютной необходимости.

Half-Life никогда не была ураганным боевиком, где необходимо двигаться напролом, круша на своем пути железобетон и органику, т.е. больше стрелять и меньше думать. Вторая часть продолжает эту традицию. Некоторые места в игре уже вплотную приблизились к приключенческому жанру. Вот два примера. Представьте, что солдаты Combine запитали от броневика силовой щит, перегораживающий мост, который необходимо преодолеть на личном багги (позднее понадобится). Можно, конечно, попытаться «уронить» пару столбов, но мы поступим гораздо проще — уберем два башмака из-под колес броневика, и он скатится с обрыва, увлекая за собой высоковольтный кабель. Последний конечно же не выдержит веса боевой машины — все, можно ехать дальше. Или другой пример (тоже придется поработать с электричеством). Имеются ворота с электроприводом, от него тянется провод к маленькой подстанции из трех аккумуляторов. Естественно, два из них кто-то наглым образом похитил. Ничего страшного, здесь полно разбитых автомобилей. Если первая из искомых батареек легко находится под одним из капотов, то вторую приходится искать несколько дольше, так как заглянуть под перевернутую ванну на ум приходит не сразу.

Арсенал Freeman?а особых изменений не претерпел, но кое-какое оружие мне бы хотелось отметить особо, ибо сдается, что очень скоро мы сможем увидеть его клоны в подобных Half-Life проектах. Речь идет о гравитационной пушке. В игре задействовано два их типа — неорганическая и органическая. С помощью первой можно манипулировать любыми не закрепленными жестко предметами: разбирать завалы или возводить подобия пирамид, чтобы добраться до высоких площадок; бросать любые предметы во врагов, нанося им серьезные увечья; подхватывать гранаты, летящие в вас, и направлять их обратно; подбирать снаряженные мины и использовать их как гранаты; в конце концов, легко притягивать к себе патроны или аптечки, находящиеся в недосягаемых местах или там, куда вам лень карабкаться. Естественно, это далеко не полный перечень возможных применений гравитационной пушки. Второй вариант этого оружия позволяет с такой же легкостью манипулировать еще и органическими предметами. Даже и не буду приводить примеры — насладитесь сами. Кстати, появление такого чуда техники стало возможным благодаря новой физической модели, реализованной в Half-Life 2. Все объекты здесь полностью подчинены законам гравитации. Поэтому не удивляйтесь, если брошенный предмет летит не совсем так, как вы рассчитывали, отскакивает от стен и меняет траекторию, цепляясь за другие.

Графический «движок» Source великолепен — «шейдерная» водичка, весьма реалистичная анимация лиц персонажей и... текстуры, очень натурально демонстрирующие щербатость стен и ржавые потеки на них. Но самое главное достоинство «движка» — это его проворность (возможно, вам даже не понадобится модернизация ПК ).

И в заключение пожалуюсь на «веселенькую» идею Valve относительно защиты своего творения. Во врезке с описанием системных требований вы увидите, что для игры необходимо соединение с Интернетом (именно необходимо, а не желательно). Это означает, что без последнего в Half-Life 2 поиграть не удастся. Зачем это сделано? Ясное дело — для борьбы с пиратами. Нет, конечно, в Valve говорят, что такая форма распространения игры использована главным образом ради возможности осуществлять обновления в реальном времени, ибо сложность современных программных продуктов достигла такой степени, что на стадии бета-тестирования все огрехи уже не отследишь. Трудно с этим не согласиться. Но что прикажете делать простому россиянину, не имеющему подключения к Интернету? Надеюсь, у вас есть недорогой выход в Сеть, ведь для того, чтобы играть в локализованную (русифицированную) версию Half-Life 2, вам придется загрузить из Интернета обновление размером около 700 Мбайт.

Half-Life 2

Системные требования: Pentium-1,2 (рекомендуется 2,4 ГГц), 256-Мбайт ОЗУ (рекомендуется 512-Мбайт), 3D-ускоритель с поддержкой DirectX 7 (рекомендуется 3D-ускоритель с поддержкой DirectX 9.0c), 4,5 Гбайт свободного дискового пространства, 8Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, доступ в Интернет. Программа работает в среде Windows 98/Me/2000/XP.
Разработка и локализация: Valve Corporation
Издание: «Софт Клаб»