Вот и завершился очередной фестиваль российских CD-ROM «Контент-2004». Уже стало традицией, что он проходит в рамках международной конференции «EVA 2004 Москва» при поддержке Центра ПИК Министерства культуры РФ. В этот раз в конкурсе участвовало 45 мультимедийных дисков и четыре сайта, выполненных 23 фирмами. География представленных продуктов обширна, но, как и в прошлый раз, преобладают Москва и С.-Петербург. Как всегда, фирмы сами ставили свои разработки в ту или иную номинацию, в итоге наибольшее число претендентов собрали «Обучающие и образовательные программы», «Бизнес, профориентированные диски» и «Справочные издания и альбомы». Что касается самих продуктов, то бросался в глаза фундаментальный подход к освещаемой теме. Так, Современная гуманитарная академия и ООО «УНИАР» серьезно подошли к обучению пользователей работе на компьютере с помощью серии «Практических курсов по программированию» («Основы организации ЭВМ и программирования», «Изучаем JAVA 2», «Изучаем Pascal-Delphi 5,6», «Изучаем VBA 6.0», «Практикум по программированию: C#.NET», «Практикум по Office XP»). Интересны были также работы в номинации «Бизнес, профориентированные диски», где авторы лаконично и интересно рассказывали о каком-либо предприятии или городской инфраструктуре.

Нельзя не упомянуть и о некоторых продуктах, единодушно отмеченных всеми членами конкурсного жюри. В первую очередь это диск «Казань 1005—2005», созданный творческой группой под руководством Ф.К. Гайнуллиной совместно с ООО «Орбиталь-Дизайн». Его авторы красочно, увлекательно, а самое главное, с огромной любовью рассказали о жизни столицы Татарстана, ее прошлом, настоящем и будущем. Также большой интерес и споры вызвали диски «Глаз бури» (Андрей Битов и Emergency Exit) и «Ни капли невинности» (Михаил Камалеев и ООО «АйТи-бюро «3ебра»). Первый представлен в виде старинной интерактивной книги, в которой подробно и, главное, под непривычным углом зрения рассмотрена поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Второй авторы назвали литературным диском. Он тоже необычен, имеет оригинальный дизайн и все атрибуты мультимедиа.

Конечно, и многие другие диски заслуживают лестных слов, но пора рассказать об итогах фестиваля.

Итак, лауреатами конкурса «Контент-2004» стали «Биология. 6—11 класс», «Большая детская энциклопедия», «Энциклопедия Байкала 2», «Diamond English. 95 устных тем», презентация Симбирского кузнечного двора «Корч», «Саратов вчера и сегодня», портал «Музеи Татарстана» и «Летопись двух столетий». Специальными призами были отмечены: «Глаз бури» и «Ни капли невинности» — «За лучший арт-проект»; серия дисков «Современная гуманитарная академия» и серия дисков ООО «Директмедиа Паблишинг» — «За создание контента для профессиональной работы»; информационно-презентационный компакт-диск «Элемаш» + CD-визитка — «За комплексный дизайн»; мультимедийная электронная презентация «Флоренция. Эпоха Возрождения» — «За многообещающий проект мультимедиа-диска»; «Прогулка по Московскому Кремлю» — приз председателя жюри «За подвижничество»; «Алексей Петрович Боголюбов» — приз журнала «Подводная лодка». В номинациях победили следующие диски: «Цветочная фантазия» — «Мир увлечений»; «Химия. 8—11 класс. Виртуальная лаборатория» — «Обучающие и образовательные программы»; «Павловск» — «Справочные издания и альбомы»; электронная визитная карточка «Деловая Москва» — «Бизнес, профориентированные диски».

Главными призерами конкурса стали продукты: «Казань 1005—2005», получивший приз «Мое Отечество», и библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура», удостоенная первого приза.

В этот раз, опять единогласно, жюри решило Гран-при не присуждать. Да, были увлекательные продукты, были изюминки, но такого диска, чтобы воскликнуть «Ах!», увы, не оказалось. Что же, итоги подведены, все получили по заслугам, и напоследок — еще несколько слов. Часто бывает, что показанные на конкурсе диски, которые заслуживают внимания, остаются, выражаясь автомобильной терминологией, «концепт-карами». Нет, они, конечно, выходят, но ограниченным тиражом, и купить их, к сожалению, практически невозможно. Это в первую очередь относится к диску «Казань 1005—2005». Остается только надеяться, что ситуация наконец изменится. Ведь продукты, пробуждающие добрые чувства, любовь к Родине, должны быть в каждом доме.