«У каждой модели есть своя область применимости», — это неоспоримое утверждение Александр Чуб, глава московского представительства фирмы Dell, распространил и на методику продаж продукции его компании в России. «Общая модель не неверна, а лишь несколько изменена из-за свойств местной среды», — уточнил он. Если сравнивать с многоступенчатой системой поставок других фирм, то путь изделий Dell с завода, расположенного в Ирландии, с некоторой натяжкой можно считать почти прямым. По-прежнему только четыре российские компании являются посредниками при движении продукции Dell к отечественным пользователям. Это фирма Merlion (поставки в розничные сети), сеть магазинов «Партия», компании Optima (крупные корпоративные заказы) и «Деловые системы» (малый и средний бизнес).

Адекватность выбранной для нашей страны модели, по крайней мере на сегодняшнем этапе развития российской экономики, видимо, можно считать доказанной. Хотя итоги финансового года еще не подведены, но в московском представительстве Dell уже заявляют о намерении в новом 2005 г. еще раз удвоить свой оборот. Стратегической целью все равно остается переход к традиционной для Dell модели прямых продаж, применяемой в большинстве стран.

Результаты, демонстрируемые этой компанией во всем мире, не дают большого повода для сомнений в правильности выбранного ею метода маркетинга. В третьем квартале оборот преодолел 12,5 млрд. долл., что на 18% превышает аналогичные показатели предыдущего финансового года, и, что еще более поразительно, за последние десять кварталов прогнозы ее развития оправдались все до одного! Видимо, на очереди запланированное достижение годового оборота в 60 млрд. долл. Этот перманентный оптимизм передался рынку, и после третьего квартала акции Dell взлетели с 32 до 41 долл. за штуку, что в свою очередь привело в состояние эйфории ее сотрудников.

Спустя всего три месяца после слияния HP и Compaq компания Dell по объему оборота вышла на первое место в мире и продолжает удерживать его до сих пор. Однако она не только сокращает операционные издержки и увеличивает объемы, но и расширяет номенклатуру поставляемых изделий. В середине ноября было объявлено о начале поставок в Россию совершенно нового для этой фирмы товара — принтеров (а в наступившем году очередь должна дойти и до ЖК-телевизоров). Причем речь идет сразу о целой серии из восьми устройств для монохромной и цветной печати, созданных в кооперации с признанными лидерами этого рынка и обладающих рядом оригинальных свойств, которые облегчают их использование. (Подробнее об этом см. на с. 105.) Отражая тенденции принтерной моды, они по большей части являются многофункциональными агрегатами, совмещающими в себе возможности сканирования, копирования и рассылки факсов.

А. О.

501