Основные тенденции развития банковского программного обеспечения сегодня можно охарактеризовать следующим образом: разработка новых технологических решений, совершенствование эксплуатируемых систем и замена последних на другие.

Наряду с изменениями в ПО, связанными с переводом финансовой отчетности в банковском секторе РФ на стандарты МСФО (международная форма), потребовались значительные усилия и затраты на обучение специалистов. Поэтому фирмы — разработчики банковского ПО, в частности «Диасофт», R-Style SoftLab и ряд других, не только выпустили соответствующие решения, но и провели обязательные занятия сотрудников банков, работающих на их продуктах.

Пристальное внимание разработчиков к финансовому ПО для розничного обслуживания клиентов, как показала международная конференция Lafferty Group «Розничные финансы России», прошедшая в Москве, дало свои плоды. Так, компания «Диасофт» выпустила новую версию продукта 5NT(e) RETAIL, которая объединила все направления обслуживания банками населения: вклады, потребительские кредиты, банковские карты, переводы, коммунальные платежи, валютно-обменные операции, сейфовые ячейки. В этот продукт вошли усовершенствованные решения для работы с физическими лицами — WorkFlow(e) RETAIL и WorkFlow(e) CARD.

Фирмы IBM и Siebel Systems объявили о поставках нового решения для розничного банковского бизнеса, позволяющего улучшить обслуживание клиентов. Интегрируются решения Siebel Branch Teller и IBM WebSphere, которые на основе обработки финансовых транзакций оперативного обслуживания клиентов (CRM) и интеллектуального бизнес-анализа, настроенного на работу со средствами WebSphere, обеспечивают качественное обслуживание клиентов по различным каналам — в отделениях, телефонных центрах, через Интернет и банкоматы. Также сотрудники банковских отделений могут использовать инструменты для проведения перекрестных и дополнительных продаж продуктов и услуг. С помощью этих решений компании IBM Business Consulting Services и Siebel Global Services совместно предлагают банкам услуги по преобразованию отделений в центры продаж и обслуживания, ориентированные на клиентов.

Компания Cognitive Technologies выпустила для банковского сектора новые решения «Cognitive Forms: Пластиковая карта» и «Cognitive Forms: Экспресс-кредит», которые позволяют автоматизировать процесс обработки заполненных от руки анкет, необходимых для выдачи кредита и оформления пластиковой карты. Первое решение предназначено для банковских услуг, например, при выплате зарплаты оно значительно сокращает время при большом объеме обрабатываемых анкет. Второе эффективно используется в пунктах экспресс-кредитования, где сканируются заявления на выдачу кредита и личные документы заемщика, распознаются и сверяются введенные данные, а также производится первичный контроль условий выдачи кредита. Окончательное решение о его выдаче все же принимает скоринговая система банка. Так как процесс протекает автоматически в течение трех-четырех минут, то для повышения надежности процедуры выдачи кредита сотрудник в это время, общаясь с клиентом, может составить представление о его кредитоспособности. На сегодня применяемая технология Scanify автоматически обрабатывает следующие документы: российский и заграничный паспорта, водительское удостоверение, свидетельство о регистрации автомобиля.

Компания МТС и Московский банк реконструкции и развития выпустили банковские карты MTS.CARD Maestro и MTS.CARD MasterCard Standard платежной системы MasterCard International, которые позволяют абонентам МТС оплачивать покупки и услуги, а также пользоваться бонусными минутами местных и мобильных вызовов. В зависимости от тарифных планов абоненты и владельцы карт могут получать не только бонусные минуты, но и кредиты различных размеров и другие услуги. Карты оформляются в офисах компании МТС. Подробнее о решении можно узнать на сайтах www.mts.ru/mtscard-bonus и www.mbrd.ru/private/plastic/cards/mtscard.

Холдинг ЛАНИТ представил на выставке в Москве «Интеллектуальные карты России — 2004» разработку полнофункционального банкомата Diebold Opteva 720, программное обеспечение которого построено на базе терминального ПО Diebold Agilis и собственных дополнительных модулей, что гарантирует соответствие данного решения требованиям международных платежных систем и гибкость в обеспечении необходимой функциональности. Банкомат включает в себя модуль BNA (Bulk Note Acceptor) последнего поколения и модуль выдачи монет.

Наибольшие усилия разработчиков банковского ПО направлены на совершенствование уже существующего ПО. Так, компания «Диасофт» на основе соглашения с чешской компанией BSC Praha развивает и продвигает в нише рынка систем дистанционного обслуживания клиентов банка продукт Diasoft GEMINI. Эта же компания осуществляет доводку другого своего программного комплекса — 5NT(e) TREASURY, чтобы он отвечал конкретным требованиям банка «СОЮЗ» и Русского банка развития.

Компания Fujitsu Siemens Computers модернизирует банковскую систему norisbank AG; предлагаемое катастрофоустойчивое решение для хранения данных позволит улучшить доступ к данным, одновременно сократив расходы. Для этого необходимо поставить в банке две масштабируемые системы хранения данных высокого класса Symmetrix DMX2000 фирмы EMC, объем которых составляет 24 Тбайт. Они будут размещены (в защищенной от повреждений конфигурации) в двух центрах обработки данных (ЦОД), разнесенных на расстояние 2 км. Эксплуатационный ресурс систем хранения norisbank согласован, что позволяет сократить ежемесячные расходы на их эксплуатацию. Кроме обеспечения эффективного доступа к критически важным бизнес-данным предлагаемое решение гарантирует значительное ускорение доступа к данным на дисках. Интегрированное ПО Symmetrix Remote Data Facility обеспечит репликацию данных между двумя ЦОД в реальном времени, а программы TimeFinder на каждой из систем хранения данных будут гарантировать непрерывность операций в реальном времени, которая не будет нарушаться выполнением резервного копирования.

Еще одно направление работ по совершенствованию эксплуатируемых АБС заключается в переводе их БД на современные версии СУБД Oracle. Так, компания «ФОРС-Центр» осуществила перевод приложений системы Внешэкономбанка с Oracle 7 на версию 9i, а R-Style SoftLab усилил свою флагманскую ИБС (информационную банковскую систему) RS-Bank v.6, переведя ее на платформу Oracle, которая теперь поддерживает все семь подсистем ИБС и значительно пополнила ее функционал.

О смене платформы своей автоматизированной банковской системы объявил Международный московский банк (ММБ), а компания «ФОРС-Центр» предложила новый подход к автоматизации банков на основе продукта фирмы Financial Objects — комплексной банковской системы ActiveBank, в основе архитектуры которой лежит многократное использование распределенных компонентов.

ММБ выбрал для себя программный комплекс FLEXCUBE компании i-flex solutions, осуществляющей ряд крупных международных проектов, а ее портфель включает комплексные решения, предназначенные для обслуживания частных и корпоративных клиентов, инвестиционного банковского бизнеса, интернет-банкинга, управления активами и обслуживания инвесторов.

Г. Р.