О РОССИЙСКОМ ИНТЕРНЕТЕ В 2004 Г.

Компания «Рамблер» выпустила в свет книгу «Экономика внимания» — традиционное ежегодное исследование Фонда Rambler, посвященное положению дел в Рунете. Название прошлого исследования опиралось на метафору Сети — «коллективный разум», акцентирующую внимание читателей на ней как на «центре знания». В нынешней работе авторы, соединяя экономические и психологические понятия «экономика» и «внимание», настаивают на том, что нематериальная категория «информация» определяет производственные процессы. Экономический прогресс, в том числе эффективность производства, разумеется, зависят от информации, точнее от знаний, в ней содержащихся, но вряд ли стоит сравнивать скорости движения электронов в эфире и даже по проводам со скоростью реализации технических решений, поддерживающих этот самый прогресс. Если бы можно было измерить с психологической точки зрения внимание, проявляемое обитателями Интернета к событиям в нем, то его поверхностность (которая может быть охарактеризована, например, отсутствием стремления к действию) заставила бы задуматься над очень серьезными вопросами. Например, почему коллективное внимание, — о чем, кстати, весьма убедительно говорят приведенные в книге данные — подразумевающее сильную зависимость от мнения толпы, квалифицируется как весьма положительно действующее на экономику? Ведь все последние новости электронной торговли в России (см. ниже) свидетельствуют о не столь высокой скорости ее развития, как предсказывали. Скорее такую тенденцию следует отнести к недостаткам в обслуживании клиентов в Сети. Пока модель экономики, доступная в Интернете, слишком примитивна, и весьма наивно выглядят надежды на получение профита от учета психологии пользователя.

Тем не менее появление подобного исследования следует признать важным, и прежде всего потому, что оно базируется на работах, проводимых одним из ведущих участников рынка веб-услуг в России, и многим другим игрокам полезно «примерить» его данные на себя. Читателям небезынтересно также познакомиться и с идеологией этой работы, проливающей, в частности, свет на вопросы конкурентной борьбы. Целиком с данной книгой можно познакомиться на сайте по адресу: stat.rambler.ru/library/economy_of_attention.pdf.

ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВЛЯ: ПОЛОЖЕНИЕ В РОССИИ.

Конечно, она живет и здравствует в нашей стране, и не только в виде книжных магазинов вроде Ozon (www.ozon.ru) или Bolero (www.bolero.ru), но и в виде холдингов, например eHouse (www.ehouse.ru). Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) в своем отчете оценила объем соответствующего рынка в России на конец 2004 г. более чем в 3 млрд. долл. Эти результаты получены на основе маркетинговых исследований рынка и анкетирования участников всех его секторов — B2B, B2C, B2G, а также ИТ-служб и департаментов продаж крупных российских компаний. Львиная доля этого рынка — 2,13 млрд. долл. — приходится на нишу B2G, предприятий с государственными структурами, далее следуют B2C — 662 млн. долл. и B2B — 442 млн. долл. При этом лишь 44% компаний используют Интернет для закупочной деятельности, приобретая в основном вспомогательные товары, а из них 46% делают закупки сырья на электронных торговых площадках (ЭТП). В качестве канала закупочной деятельности предпочтение отдано сайтам поставщика в 37,5% случаев, B2B-площадкам — в 25, собственному сайту — в 24, сайтам корпоративных сетей — в 23 и электронной почте — в 12,5% случаев. В перспективе 42,3% фирм намерены использовать Интернет в своей деятельности. Для реализации товаров и услуг Интернет используют 61% компаний, при этом основным каналом продаж является собственный сайт у 83% из них, через корпоративные сети товары реализуются у 17% респондентов, а на ЭТП и через электронную почту — у 9 и 8,3% соответственно. Отношение к электронной торговле при реализации товаров, по результатам опроса компаний, следующее: ее приемлют около 97%, а негативно настроены и выжидают почти 3%.

Электронная цифровая подпись используется лишь в 2,4% крупных российских компаний.

В отчете НАУЭТ, кроме того, имеются данные о состоянии дел в 2004 г. в рыночных нишах торговли туристическими услугами в России (около 4,16 млрд. долл.) и SMS-услугами (за год объем продаж вырос до 45 млн. долл.), а оборот Интернет-казино составил более 5 млн. долл. Все приведенные данные пока имеют значения, весьма далекие от соответствующих мировых (особенно по американскому рынку).

Компании Computerplaza и IBM с помощью интернет-проекта ibmPlaza решили приблизить продукцию IBM к региональному покупателю в России. Для этого интернет-магазин Computerplaza, доступный любому корпоративному пользователю в стране, реализует предлагаемую IBM концепцию бизнеса по требованию (on demand), благодаря чему совместный проект «магазин в магазине» открывает новый для Computerplaza интернет-канал продаж в России. В ассортименте данного интернет-магазина имеются модели ноутбуков IBM ThinkPad серий X, T и R, ПК IBM ThinkCentre различных ценовых категорий и широкий выбор аксессуаров. В нем также можно получить подробную информацию о товарах и купить серверы Intel-архитектуры семейства IBM eServer x Series. Большинство из приобретаемых в интернет-магазине Computerplaza продуктов в рамках проекта ibmPlaza может быть доставлено покупателю в течение нескольких часов.

А в конце ноября 2004 г. общепризнанным лидером электронной торговли в России стал холдинг eHouse, который в связи с десятилетием Рунета награжден Национальной премией российского Интернета. Несколько раньше, в октябре, журнал «Финанс» опубликовал рейтинг 500 крупнейших компаний России («Финанс-500»), в который также вошел холдинг eHouse (www.finansmag.ru/offline/ num78/glavnay_tema).

ВИРТУАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ НАУКИ.

Информационно-вычислительным технологиям в науке посвящен проект ИВТН.ru — электронные конференции, порожденные сайтом www.ivtn.ru. На нем в течение года собираются научные работы, которые в аннотированном виде или полностью публикуются и подвергаются экспертизе, а затем на годичном собрании, проходящем в Президиуме РАН, подводятся итоги и заслушиваются приглашенные докладчики.

К особенностям данного проекта следует отнести то, что в ходе его реализации формируется база данных научных работ (к настоящему времени их уже более 500) с хорошими возможностями по доступу к ней. На устраиваемых интернет-конференциях участники в реальном времени обсуждают новые научные идеи, при этом количество тем не ограничено. ИВТН-коммуникатор позволяет участникам проекта использовать весьма широкий набор средств электронных коммуникаций в единой безопасной среде, а ИВТН-информер предоставляет им обновляемые новостные ленты и разделы с описанием современных мировых исследовательских разработок и продуктов в области науки и информационных технологий. При этом реализованные интеллектуальные фильтры выделяют наиболее востребованную участниками конференции информацию.

Прошедшее итоговое заседание 2004 г. (www.ivtn.ru/2004/finish_meeting.html) включило два пленарных доклада — «Параллельные вычисления» акад. РАН В. В. Воеводина и «Объективное и субъективное в науке» чл.-корр. РАН Л. А. Грибова, а также ряд выступлений участников, среди которых сообщения проф. В. А. Дементьева «О некоторых новых приемах в молекулярном моделировании на примерах модели клеточного автомата в качестве примера самоорганизации химического мира», проф. А. И. Чуликова «Математическое моделирование как информационная технология получения новых знаний о реальности», проф. К. В. Шайтана «Молекулярное моделирование и конструирование био- и наноструктур».

БЛАГА ОТНЮДЬ НЕ МНИМЫЕ.

Интернет продолжает оказывать на нашу жизнь серьезное влияние. Сайт www.izvestia.ru ознакомил посетителей с заявлением Д. Шамраева, регионального представителя Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), которая обязала своих членов с 2007 г. отказаться от продажи авиабилетов на бумажных бланках. Вместо билета данные о пассажире будут попадать в специальную БД, а в аэропорту достаточно будет показать документ, удостоверяющий личность, чтобы попасть на рейс. Эффект от такой технологии работы с клиентами связан не только с экономией на бумаге (до 9 долл. на одном билете, а по отрасли до 9 млрд. в год), но и с сокращением времени обслуживания очередей в кассу и при проходе на рейс, что несомненно приведет к росту прямых продаж. На сегодня доля электронных продаж авиабилетов составляет 17% их мирового объема, а семь компаний России, входящих в IATA, пока лишь решают проблемы готовности к вступлению в эту рыночную нишу.

Уместно также заметить, что данная технология повышает информационную надежность работы подобной системы, так как информация вводится в нее однократно, а остроту этой проблемы специалисты по ИТ в нашей стране ощутили более 30 лет назад, когда в проекте ОГАС (Объединенной государственной автоматизированной системы) В. М. Глушков предложил использовать безбумажные технологии и однократный ввод информации.

НОВЫЕ УСЛУГИ В РУНЕТЕ.

Каталог бесплатного и условно-бесплатного ПО СОФТ@Mail.Ru (www.soft.mail.ru), существующий как совместный проект компаний Mail.ru и SoftLine, отметил свое шестилетие. В связи с этим событием изменен его дизайн, которому придан стиль главной страницы сайта Mail.Ru, а также произведена перестройка его информационного раздела «Софт-клуб» (www.soft.mail. ru/softclub-main.php). Теперь он представляет собой информационный ресурс, где посетитель найдет новости программного обеспечения, аппаратных средств, мобильных устройств, а также ознакомится со статьями, обзорами и интервью. Компаниям предоставлена возможность размещать свои пресс-релизы и другие материалы.

Сервис Рассылки@Mail.Ru (http://content.mail.ru) предлагает для авторов на коммерческой основе дополнительные возможности. Платные письма-рассылки распространяются через отдельные очереди, что сокращает время их доставки, они имеют приоритетное место в каталоге рассылок, им предоставляется возможность дополнительных анонсов и рекламы рассылки среди потенциальных подписчиков.

Стандартный набор возможностей для авторов и сервис для подписчиков остается бесплатным, но к нему добавлен ряд полезных функций. Абонентская плата за пакет услуг составляет 50 долл. в месяц.

Компания «Яндекс» предпринимает серьезные усилия в области стимулирования интереса к интернет-рекламе. Так, в течение 2004 г. было проведено десять семинаров в девяти городах России по вопросам интернет-рекламы и сертифицировано 100 слушателей в качестве специалистов в этой области. Основной упор в их работе был сделан на специфике интернет-маркетинга и поисковой рекламы. Круг заинтересованных лиц на семинарах составили рекламисты, маркетологи, веб-мастера, владельцы и менеджеры интернет-ресурсов. Сертификация проводилась на основе теста, разработанного в компании «Яндекс» (www.yandex.ru/advertising/seminar-expertx.html). Как сообщила Е. Колмановская, главный редактор «Яндекса», семинары способствовали развитию сотрудничества с региональными агентствами по продаже рекламы. На сегодня 11 агентств получили статус региональных партнеров компании.

Также «Яндекс» расширяет рекламные площади для поиcковой рекламы своих клиентов (www.yandex.ru/advertising/context.html), размещая ее не только в своих результатах поиска, но и на внешних поисковых площадках. Одним из первых таких партнеров стал портал Auto.ru (www.boards.auto.ru/search).