Как известно, самые передовые кристаллы ATI и nVidia делаются в Азии на тайваньской фабрике TSMC (http://www.tsmc.com/). Причем работа инженеров видеогигантов ATI и nVidia сводится к проектированию логики отдельных блоков будущих изделий на языке VHDL и разработке схемы интеграции и соединений этих узлов. Затем, в совместной работе со специалистами из TSMC, логические описания транслируются в схему расположения транзисторов (gate-level netlist). Ну а дальше — дело техники и технологий литографии.

Разумеется, ТSМС знает секреты сразу двух компаний, и ее инженеры бьются над улучшением электротехнических характеристик продукции как для ATI, так и для nVidia. Но, получив опыт производства видеокристаллов нового поколения (R420, R423, NV40 и NV43), специалисты ТSМС смогли оптимизировать транзисторную часть лишь для ATI, вследствие чего перед фанатами канадской компании замаячили новые частотные горизонты стабильной работы, а на прилавках магазинов появилось семейство плат X850.

В свою очередь, потенциал логической развязки nVidia GeForce 6800 Ultra пока не позволил ее усовершенствовать, и сейчас компании nVidia нечего противопоставить топовому решению Radeon X850XT (разве что технологию SLI). Так что, в теории, графический лидер сегодняшних тестов известен заранее, но давайте проверим презентационные выкладки на практике и протестируем все современные графические решения для российского рынка на базе PCI Express.

ATI Radeon X850XT Platinum Edition

Этот инженерный образец и есть результат тесного сотрудничества специалистов компаний ATI и TSMC. Точнее, это доработанный кристалл R423 с поддержкой PCI Express.

На первый взгляд семейство плат Radeon X850 сильно отличается от решения Radeon X800XT: во-первых, теперь плата занимает две скобы сзади корпуса ПК, во-вторых, изменились размер и форма лопастей охлаждающего вентилятора, в-третьих, для охлаждения воздух берется из корпуса, затем по воздуховоду прогоняется наружу, ну и в-четвертых, с обратной стороны платы появилась небольшая теплоотводящая пластина из алюминия.

Но по сути Radeon X850XT PE (R480) — это все тот же Radeon X800XT с улучшенными электротехническими характеристиками и системой охлаждения. А как следствие небольшой переработки микропроцессора R423, владелец платы X850XT PE получает возможность работы на повышенных частотах ядра и памяти.

Стоит заметить, что микросхема R480 имеет улучшенную систему управления электропитанием, которая позволяет экономить электроэнергию. И весь ее секрет состоит в технологии Clock Gating, которая динамически отключает некоторые блоки кристалла от тактового генератора в те моменты, когда они не задействованы. А значит, простаивающие узлы не потребляют энергию и, как следствие, не выделяют тепло.

Уж не знаем, насколько был бы прожорлив Radeon X850XT без функции Clock Gating, но по нашим измерениям потребления электроэнергии новинка фирмы ATI ненамного отличается аппетитом от платы Radeon X800XT.

В планах компании ATI — выпуск на базе R480 целой серии плат: X850XT PE, X850XT и X850PRO, которые будут отличаться количеством задействованных пиксельных конвейеров и частотными режимами работы. Так, в платах X850XT и X850PRO активировано лишь 12 пиксельных конвейеров из 16, а частоты работы ядро/память понижены до 520/1080 МГц.

Рекомендованная цена: 550 долл.

ASUS eXtreme AX 800XT

Модель eXtreme AX 800XT является удачно доработанной копией образца ATI Radeon X800XT. Голубые светодиоды по периметру медного радиатора заворожат кого угодно, а металлизированная пластина с логотипом ASUS не потрескается даже от высокого тепловыделения, если вдруг эта плата попадет в руки самого прогрессивного «разгонщика».

Уверены, что того, кто купит AX 800XT, порадует как небольшая веб-камера (0,3 Мпикс), так и фирменный CD-case с играми Counter Strike: Condition Zero и Deus Ex: Invisible War. Кроме того, в большой коробке покупатель найдет программы Ulead Cool 3D, Photo Express 4.0SE, ASUS DVD XP, Power Director 3, Media Show и диск с драйверами и утилитами ASUS.

Рекомендованная цена: 480 долл.

Sapphire Radeon X800XT

Еще в статье «Цена оригинальности» (см. «Мир ПК», №12/04) говорилось о том, насколько тернист путь самодеятельности в проектировании плат. Именно поэтому мы не станем критиковать Sapphire Radeon X800XT за полную «клоноподобность» ATI Radeon X800XT, хотя почему не заменили наклейку ATI в центре охладителя — непонятно.

Кстати, компания ATI создала две микросхемы для платы Radeon X800XT: R420 и R423. Разница между ними в том, что первая имеет встроенный контроллер AGP, а вторая предназначена для PCI Express. Легко догадаться, что плата Sapphire Radeon X800XT построена на базе графического процессора R423 и имеет на борту 256-Мбайт ОЗУ типа DDR 3, использующееся в линейках современных видеоплат. DDR 3 отличается от DDR 2 лишь пониженным напряжением электропитания: с 2,5 до 1,8 В.

Отличительной внешней особенностью высокопроизводительных плат для интерфейсов PCI Express и AGP являются различные типы разъемов дополнительного питания. Так что к платам ATI Radeon X850XT PE, ASUS eXtreme AX 800XT, Sapphire Radeon X800XT и nVidia GeForce 6800GT необходим специальный переходник molexAGP — molexPCI-E, либо блок питания должен отвечать спецификациям платформы PCI Express и иметь соответствующий выход. Но пока все производители комплектуют свои видеоплаты переходниками не только для преобразователей видеосигнала (ЦАП и АЦП), но и для правильной разводки электропитания графических плат.

Интересно, что Sapphire Radeon X800XT доступна потребителю в двух вариантах комплектации: Full Retail и Lite Retail. Полный вариант вложений включает бумажную инструкцию, небольшой комплект игр и дополнительное ПО, а в облегченной версии покупатель найдет только самые необходимые составляющие.

Рекомендованная цена: 450 долл.

PowerColor X700XT

А вот компания TUL, выпускающая плату PowerColor X700XT, явно руководствовалась благими намерениями, когда переделывала рекомендованный дизайн Radeon X700XT, но, как водится, перестаралась.

Начнем с того, что X700XT — это хорошо разогнанный R410 и ему нужна достойная система охлаждения. Поэтому компания ATI установила на R410 большой медный радиатор для теплоотвода и специальный вентилятор с небольшими лопастями. Как следствие, плата нормально охлаждается, но сильно шумит, что понравится не всякому покупателю.

Так вот, разработчики PowerColor X700XT решили обойтись вообще без вентилятора и сосредоточили свой инженерный потенциал на массивных радиаторах из алюминия с медным основанием. Теплоотводящие батареи расположили с двух сторон текстолита и соединили двумя тепловыми трубками. Вроде все отлично — эффективность охлаждения ядра повысилась, да и тишина полная. Но производитель не учел одного: массивный радиатор с обратной стороны платы жестко упирается в охлаждающие иголки северного моста системной платы Intel D925XCV.

Ну как не протестировать такое оригинальное решение? Пришлось брать кусачки в руки и заниматься небольшим перепроектированием пассивной системы охлаждения Intel 925x . К счастью, наши старания не пропали даром — плата PowerColor X700XT показала вполне достойную производительность.

В упаковочной коробке находится богатый набор ПО: PowerDVD 5.0, PowerProducer 2.0 Gold DVD, PowerDirector 3.0 SE+, Power2Go 3.0, Medi@show 2.0 SE и игра Hitman — contracts.

Рекомендованная цена: 220 долл.

Sapphire Radeon X700PRO

Плата Sapphire Radeon X700PRO, выполненная на синем текстолите, отличается вентилятором в виде снежинки и отдельными пассивными радиаторами на каждой микросхеме памяти типа GDDR 3. Кстати, Sapphire имеет большой объем ОЗУ (256 Мбайт), и именно этот фактор повышает ее производительность по сравнению с 128-Мбайт ATI Radeon X700XT.

Удивительно, но упаковочные коробки плат Sapphire Radeon X700PRO и Sapphire Radeon X800XT не отличаются друг от друга ни линейными размерами, ни уровнем дизайна, ни комплектацией. Правда, модель X700PRO лишена контроллера видеовхода и поэтому внешнего адаптера VIVO для владельцев Sapphire Radeon X700PRO не предусмотрено.

Рекомендованная цена: 200 долл.

GeCube Radeon X700PRO

У производителя плат GeCube довольно странный подход к маркировке своих изделий. По крайней мере нам в руки попались две серийные платы, GeCube Radeon X700PRO и GeCube Radeon X700XT, не только имеющие наклейки инженерных образцов ATI, но и обладающие дизайном соответствующих прототипов. Именно поэтому в обзор мы включили лишь GeCube Radeon X700PRO, которая в итоге показала очень скромную производительность.

В комплект поставки входили руководство пользователя, комбинированный кабель для Composite Video и S-Video output, адаптер DVI—VGA, кабель HDTV, диск с программой PowerDVD 5.0 и драйверами.

Рекомендованная цена: 200 долл.

Gigabyte Radeon X700PRO

Эта модель — просто шедевр с оригинальной системой теплоотвода: два латунных радиатора, соединенных тепловой трубкой безо всяких вентиляторов. В отличие от платы PowerColor X700XT, инженеры и дизайнеры компании Gigabyte очень тщательно продумали форму и размеры оребрения латунных пластин — они не упираются в пассивный радиатор северного моста системной платы Intel D925XCV.

Честно говоря, мы долго не могли решить, какую из двух плат — Gigabyte Radeon X700PRO или Gigabyte GeForce 6600GT — удостоить титула «Лучшая покупка»: сравнимая производительность и хорошая комплектация, и только выгодная цена и вложенная в коробочку GV-NX66T128D-3 игра DOOM 3 заставили предпочесть решение на базе nVidia 6600GT.

Рекомендованная цена: 220 долл.

nVidia GeForce 6800GT

Важно знать, что во всех платах серии GeForce 6800 используется одно и то же графическое ядро. Изначально решения на базе NV40 были спроектированы под интерфейс AGP 8x, но благодаря микросхеме-мосту HSI (High Speed Interconnect) мы получили плату nVidia GeForce 6800GT для платформы PCI Express.

Видеоадаптер GeForce 6800GT занимает одну ячейку в корпусе ПК и имеет один разъем для дополнительного питания. К слову сказать, по умеренности потребления электроэнергии при работе в ОС Windows XP GeForce 6800GT была лидером нашего обзора, а при работе с тестом 3DMark05 ядро NV40 лишь совсем немного уступило ATI Radeon X850XT PE.

GeForce 6800GT показала лучшую производительность в игре DOOM 3 (1600Ё1200 точек), а также весьма достойные результаты в Half-Life 2 и в приложениях под управлением OpenGL.

Вы не поверите, но ровно сутки у нас в руках были сразу две платы nVidia GeForce 6800GT, запряженные в SLI-упряжку (подробнее об этой технологии см. статью «Видео от nVidia» на с. 22 в этом номере), но вот системную плату с двумя графическими разъемами PCI Express мы найти не смогли. Конечно, платы на nForce 4 SLI существуют, но купить их на российском рынке пока невозможно. Так что наш отчет о производительности двух GeForce 6800GT вы сможете прочитать лишь в одном из следующих номеров, и надеемся, нам будет чем восхищаться.

Рекомендованная цена: 400 долл.

Gigabyte GeForce 6600GT

Плата GeForce 6600GT построена на ядре NV43, которое имеет встроенный контроллер PCI Express, причем это далеко не все его преимущества. Кристалл NV43 выполнен по 0,11-мкм технологии и содержит в себе 146 млн. интегрированных транзисторов. В тестах на потребление электроэнергии плата на базе NV43 показала неплохие результаты.

Компьютерная система, построенная на системной плате nForce 4 SLI и видеоадаптере nVidia GeForce 6600GT, будет иметь возможность грандиозной модернизации видеоподсистемы. Накопив денег еще на одну плату nVidia GeForce 6600GT, достаточно установить ее во второй графический разъем PCI-E, и производительность в играх существенно возрастет. Эта особенность SLI очень интересна для потребителя, а ее практичность мы постараемся исследовать в самое ближайшее время.

Рекомендованная цена: 200 долл.

Canyon GeForce 6600

В последнее время поставщики графических решений стараются паковать свои устройства в красочные коробки размером чем больше, тем лучше. Выбросить такую красотищу сразу рука не поднимается, поэтому с видного места у компьютерного стола коробка со временем перекочевывает куда-нибудь на шкаф, и в конце концов ее жизненный путь завершается в кладовке или в гараже.

На этом фоне небольшие габариты и строгий дизайн упаковки Canyon выгодно отличают ее продукт от других приобретений. К тому же модель CN-NP660 обладает наиболее низким энергопотреблением при не самых худших показателях производительности.

Плата Canyon GeForce 6600 комплектуется кабелем Display/S-Video, адаптером DVI—VGA и универсальным переходником S-Video/Composite/Component.

Рекомендованная цена: 150 долл.

Albatron GeForce 6600

Плата Albatron GeForce 6600 не поражает ни внешностью, ни результатами тестовых испытаний, но зато радует покупателя весьма доступной ценой. Причем эта модель в игре Far Cry (1024Ё768 точек) обошла GeCube Radeon X700PRO, а в тестах с использованием OpenGL — и ряд других графических плат.

Комплектация Albatron 6600 соответствует видеоплатам предыдущих поколений: WinDVD, Duke Nukem: Manhattan Project и диск с демоверсиями разных игр.

Рекомендованная цена: 150 долл.

* * *

Итак, пора подвести итоги. «Как итоги, а где же nVidia 6800 Ultra?» — спросит пытливый читатель и будет изрядно удивлен, узнав, что анонсированная полгода назад модель nVidia GeForce 6800 Ultra для PCI Express до сих пор еще виртуальна. По крайней мере на российском рынке такие образцы не попадали даже в руки журналистов, не говоря уж о магазинах для пользователей ПК. Хотя еще в октябре 2004 г. компания nVidia заявляла о начале массовых поставок своих высокопроизводительных графических адаптеров. Так что ждем-с...

Что же мы видим: зачастую ATI побивает nVidia в игровых и тестовых приложениях не только в сегменте средней ценовой категории, но и в нише дорогостоящих решений. Так что сегодня компания ATI объективно стала лидером. Надолго ли? Вопрос непростой. Пока платы nVidia однозначно хороши лишь в играх DOOM 3 и Half-Life 2. Но в общем компания nVidia не может ничего противопоставить производительности кристалла ATI Radeon X850XT для платформы PCI Express. Разумеется, по логике вещей SLI на двух nVidia GeForce 6800 Ultra должен обгонять одну Radeon X850XT. Но скорее всего российский покупатель сможет раньше приобрести аналогичную SLI-систему из двух соответствующих топовых плат производства ATI, анонсирование которых намечено на начало весны 2005 г. И если наши ожидания оправдаются, то альтернативный SLI от ATI сделает лидирующую позицию канадского разработчика еще сильнее.


Как мы тестировали

Все испытания проводились на компьютере с 3,4-ГГц процессором Pentium 4 eXtreme Edition (Northwood, Socket LGA 775). В ПК были установлены двухканальная память Samsung типа DDR 2 533 общим объемом 1 Гбайт, системная плата Intel D925XCV, жесткий диск Maxtor 7B250S0 SATA, оптический дисковод Toshiba SD-R5372, флоппи-дисковод Mitsumi, БП PowerMan HIPRO HP-W460GC31.

Электропитание системного блока тестового стенда контролировалось с помощью сетевого фильтра SATURN LF-203 (www.saturn.com.ru).

Перед тестированием каждой графической платы в систему заново устанавливалась ОС Windows XP Professional SP2. Для работы с платами ATI использовался видеодрайвер Catalyst 4.11 (c включенным режимом CATALYST AI), с nVidia — драйвер ForceWare 66.93.

Из синтетических тестов нами применялись пакеты 3DMark03 и 3DMark05. Из специализированных тестов на реальном игровом коде запускались AquaMark3 и GunMetal Benchmark 2. Испытательная база на основе реальных игр состояла из Far Cry 1.3, Half-Life 2, Unreal Tournament 2004, DOOM 3 и Serious Sam: The Second Encounter 1.05.

Все запуски тестовых приложений выполнялись в графических разрешениях 1024x768 и 1600x1200 точек при 32-битовой глубине цвета с использованием монитора Mitsubishi Diamond Pro 750SB. Каждое испытание проводилось 3 раза, с последующим выделением среднего результата в итоговые таблицы. (Результаты специализированных тестов и измерений, Результаты тестирования в игровых приложениях)


Overclocking в законе

Порадовав пользователей оптимизацией работы с текстурами в режиме CATALYST AI, компания ATI решила не останавливаться на достигнутом и подарила владельцам свежих драйверов и плат ATI Radeon X850XT новую возможность повышения производительности.

В закладке свойств видеоплат появилась функция ATI OVERDRIVE, которая позволяет безопасно увеличивать частоты работ ядра и памяти графической платы.

Опция OVERDRIVE, контролируя температуру Radeon X850XT, позволяет увеличивать производительность платы подобно утилитам RivaTuner и PowerStrip. Более того, в закладке OVERDRIVE имеется режим интеллектуального подбора оптимального частотного разгона для конкретной платы (Run automated clock configuration utility).

Работа по фиксации разумного предела увеличения частот ведется основательно и занимает примерно 15—20 мин. Драйвер сначала повышает частоту ядра и следит за его температурным режимом. Затем, достигнув оптимального варианта для ядра, драйвер CATALYST принимается повышать частоту работы памяти до первых сбоев и резких температурных скачков.

Важно отметить, что в режиме ATI OVERDRIVE имеется возможность использовать указанный частотный разгон только в те моменты, когда это необходимо и запущены 3D-приложения.

Мы не удержались от разумного разгона и решили сравнить производительность по результатам наших исследований в реальных играх. Заметим, что плата ATI Radeon X850XT прекрасно работала в штатном режиме, а вот в экстремальных условиях она все-таки один раз зависла, хотя и показала запредельную производительность.


Поддержка шейдеров версии 3.0 на практике

Вот и появился первый тестовый пакет 3DMark05, поддерживающий пиксельные шейдеры третьей версии (Shader Model 3.0), который сразу убавил оптимизма у маркетологов из nVidia. По их апрельским обещаниям, на владельцев плат поколения NV4x должна была упасть манна небесная в виде резкого скачка производительности в игровых приложениях с поддержкой пиксельных и вершинных шейдеров версии 3.0.

Более того, компания Crytek выпустила долгожданную «заплатку» 1.3 для своей игры Far Cry, и теперь этот шедевр задействует сложные шейдеры версии 3.0 в полном объеме. Но наши результаты исследований производительности в игре Far Cry не смогут удивить владельцев современных карт nVidia.

Результаты выполнения приложений с поддержкой разных версий вершинных и пиксельных шейдеров

Напомним, что альтернативные решения ATI на R4xx поддерживают лишь шейдеры второй редакции. Но как показывает практика тестирования, разницы в производительности из-за реализации второй или третьей версий шейдеров пока не наблюдается. Хотя теоретически упрощение алгоритмов программирования и снижение числа инструкций позволяет обеспечить большую производительность. Но ведь любые графические эффекты шейдеров 3.0 могут быть выполнены шейдерами 2.0, разница лишь в сложности конструкций ветвлений и циклов. И все-таки мы надеемся, что на рынке пока нет игрового кода, в котором присутствует достаточное количество сложнейших алгоритмических конструкций. Что ж, подождем еще...


SPECViewperf 8 доступен всем

SPECViewperf 8 — эталонный тестовый пакет, написанный на языке Си и работающий с видеоплатой через OpenGL. Результаты выполнения запусков SPECViewperf 8 признаются большинством производителей аппаратного обеспечения, и выводы исследований применимы к разным операционным системам (UNIX, Windows XP, Windows 2000, Linux).

Пакет SPECViewperf 8 содержит в себе синтезированные коды — следы восьми профессиональных приложений для просчета сложных геометрических построений и сцен: 3DSMAX 3.1, CATIA 5, CEI?s EnSight, Lightscape Visualization System, Maya 5, Pro/ENGINEER 2001, SolidWorks 2004 и Unigraphics 17.

Разумеется, большинство приведенных приложений вам неизвестны, поскольку они носят характер производственного моделирования и стоят огромных денег. Но мы все же надеемся, что наши читатели знакомы с программами 3DSMAX и Maya 5 и смогут понять всю профессиональную направленность теста SPECViewperf 8.(см. таблицу)

Так вот, разработчики пакета SPECViewperf «перевели» обращения сложного программного обеспечения к видеоподсистеме компьютера в команды и строки OpenGL и создали так называемые следы обращения к графическому процессору на низком уровне.

Разумеется, если воспроизвести записанный видеослед (trace) на разных видеоадаптерах, то платы смогут отработать все команды и данные OpenGL с различной производительностью, которая выльется в знакомые нам FPS (кадр./с).

Таким образом, учитывая кроссплатформность OpenGL, можно говорить об очень корректной оценке производительности видеоплаты в OpenGL-приложениях для любой операционной системы.

Более подробную информацию о содержании следов кодовой активности в тестах SPECViewperf 8 можно найти по адресу: http://www.spec.org/gpc/ opc.static/vp8info.html. Также на этом сайте можно загрузить самую последнюю версию этого бесплатного тестового пакета.