Согласно закону сохранения, никакие потери не обходятся без приобретений. И нам, безоговорочно убежденным в его универсальности, в результате напряженных поисков удалось их найти. Но сначала «о плохом». Проницательный читатель, наверное, уже догадался, что первое исчезнувшее «П» относится к аббревиатуре «ПК». Что ж, каждый думающий индивидуум имеет право на свою трактовку событий, и в частности этого, нареченного потерявшими литеру журналистами «судьбоносным» для ИТ-отрасли.

Подразделение корпорации IBM, отвечавшее за «персоналки», продано. Неординарность сделки состоит как в ее символичности, ведь именно отсюда в начале 80-х годов с выпуском первого ПК с открытой архитектурой начался «большой взрыв» ИТ-индустрии, так и в том, что покупатель — китайская компания Lenovo Group. Но если отвлечься от завораживающих своей несопоставимостью названий, то эту операцию следует квалифицировать как не более чем желание одной компании, вовремя законсервировав в музеях славу первооткрывателей, избавиться от малоприбыльного ныне производства и получить девятизначную сумму на занятия другой деятельностью (подробности см. в «Заметках месяца»). Благо заняться есть чем. IBM была и остается одним из крупнейших в мире «генераторов изобретений». Вовремя уйти — несомненная удача для любого большого спортсмена.

Конечно, сегодня IBM-совместимая архитектура, подогретая солнышком наметившегося общего подъема мировой ИТ-отрасли, развивается как никогда быстро. Об этом читайте в статье «Технологический анонс» в этом номере. Но ведь данный процесс не останавливался ни в какие времена. И если это ускорение, происходящее на фоне превращения компьютера из инструмента познания мироздания, доступного только касте избранных, в элемент среды обитания человека, считать окончанием эпохи ПК, то в России можно смело говорить еще и о потере другого «П» — пива!

Я вовсе не отношусь к поклонникам (как, впрочем, и к врагам) этого напитка, но посудите сами. Если в прежние времена проблемы вселенского масштаба решались в ограниченном множестве пивных, куда мог попасть далеко не всякий желающий доцент, студент или сантехник, которые, свободно общаясь в процессе неограниченного потребления ограниченно разбавленного напитка, и рождали особое знание, культуру этих заведений, то ныне уж не то! В сегодняшнем массовом поглощении я нашел пока только один плюс — духовное сближение оленеводов Чукотки с английскими трудящимися. Об этом первому «начальнику Чукотки» из одноименного фильма приходилось только мечтать, а современному легко удалось достичь на почве массовой любви к вышеозначенному зелью. Это ли не свидетельство смерти Пива как большой национальной идеи?

А теперь «о хорошем». Апеллируя к закону сохранения, упомянутому в начале, каждый из вас, уважаемые читатели, может сам оценить реальность потерь, имевших место в конце прошлого и начале нынешнего года. Что до меня, то, если говорить совсем серьезно, уже много раз обращался я к теме поддержки и развития государством ИТ-отрасли, рассматриваемой как альтернатива сырьевой ориентации нашей экономики. И поэтому, независимо от реальности или мнимости описанных выше «П-потерь», искренне верю, что Преференции, обещанные Президентом (подробнее см. «ПО-новости»), — это не «Волшебный Пендель», который дают сотруднику при невозможности решить накопившиеся проблемы, а реальные направления движения к успеху ИТ-отрасли и взращиванию интеллектуального потенциала нации. А может быть, даже к превращению этого процесса в национальную идею. ПК жив и будет жить, а вот Пиво, по закону сохранения, придется чем-то замещать!

Главный редактор
Алексей Орлов