Мы уже рассказывали об основных типах программ для создания музыки (см. «Мир ПК», №7/04, с. 124; №8/04, с. 126). Как можно было заметить, приложения каждого типа выполняют строго определенную задачу: звуковые редакторы нужны для обработки аудиофайлов, сэмплеры — для сведения сэмплов в единый трек, секвенсеры — для набора нот, синтезаторы — для синтеза звуков. Но есть более удобный и интересный подход — применение виртуальных музыкальных студий.

Что такое виртуальная студия и для чего она нужна? Ответ прост: это комплекс всего необходимого для музыкальной деятельности. Представьте себе настоящую профессиональную студию. Что в ней есть? Список очень велик — набор инструментов (к примеру, гитара, ударные), аналоговые устройства (синтезаторы, генераторы, процессоры эффектов, сэмплеры, драм-машины), а также микрофон, микшер и бесконечное количество кабелей. Ну и, естественно, компьютер, без которого ни одна современная студия не обходится. Нужен он прежде всего для записи, обработки и сведения материала.

Теперь просто перенесем все это оборудование на ПК и представим результат в виде одной программы. Вот это и есть виртуальная домашняя музыкальная студия. Разумеется, такие вещи, как микрофон, все же придется приобрести, а в остальном программные студии способны удовлетворить большую часть запросов людей, занимающихся музыкой.

Почему не все? Потому что какой бы замечательной ни была программа, некоторые недостатки у нее всегда найдутся (это касается не только музыкальных, но и любых других приложений). И в отдельных случаях приходится обращаться к дополнительным продуктам — например, к звуковому редактору для обработки аудиофрагмента (не всякая студия содержит в себе редактор).

К минусам студий относится ограниченный список аудиоформатов, в которых можно сохранить итоговую композицию. Так, некоторые студии могут сохранять готовый материал только в виде wav- и AIF-файлов. Тогда следует прибегнуть к какой-нибудь утилите-аудиоконвертеру. Однако не увлекайтесь: признанным стандартом, сохраняющим всю полноту качества звучания, считается формат Wave, именно с ним работают на звукозаписывающих студиях.

Виртуальные студии, как правило, заметно облегчают труд музыканта. Они не заставляют задумываться над отдельными проблемами, а просто позволяют создавать музыку с удовольствием, не отвлекаясь на мелочи. Студии обычно имеют грамотно разработанный комфортный интерфейс. Выдают они звук профессионального уровня. Но, как вы, наверное, знаете, все равно обязательный этап перед изданием композиции на определенном носителе — работа звукорежиссера. Эту тему мы затрагивать не станем, потому что она относится к другой сфере и самого музыканта в общем-то не касается. Основная задача музыканта — написание композиции и качественная проработка ее звучания, чем и занимаются в студиях, как в настоящих, так и в программных.

Как это устроено

Любая студия подразумевает написание нот в секвенсере, подключение к нужным каналам секвенсера тех или иных синтезаторов и процессоров эффектов, сведение уже написанных фрагментов и публикацию композиции (конвертирование из формата программы в стандартный аудиоформат). Таким образом, охватывается весь спектр работ музыканта.

Как правило, в настоящих студиях почти всегда используются клавишные, т.е. необходим синтезатор или устройство ввода MIDI. Программные студии позволяют писать музыку и без MIDI-клавиатуры, вручную прорисовывая мышью в окне секвенсера каждую ноту. Способ долгий, нудный, но единственно возможный, если автор не умеет играть на клавишных. Однако в идеале все-таки лучше в дополнение к студии иметь MIDI-клавиатуру или MIDI-контроллер.

Думаю, не стоит рассказывать о том, как устроен синтезатор. Ведь все, что требуется от него в студии, — ввод MIDI-данных с помощью клавиш.

Клавиатура представляет собой нечто, с виду похожее на синтезатор. Однако сама по себе она не звучит, не генерирует звук. Главная и единственная задача клавиатуры — ввод MIDI-данных.

Как правило, в программных студиях предусмотрен целый набор виртуальных синтезаторов, лицевые панели которых — с ручками, реле и т.п. — выводятся на экран. С помощью MIDI-клавиатуры этими органами управления можно настраивать звучание музыки. Так что MIDI-клавиатура — довольно полезный и удобный аксессуар, по стоимости не превосходящий простенькую модель аналогового синтезатора (от 120 долл.). MIDI-контроллер отличается от клавиатуры тем, что у него нет клавиш, а на панели располагаются только программно настраиваемые ручки и ползунки.

Вообще, если задуматься об итоговом качестве звука, выдаваемом программной студией, о цене такой программы и удобстве в работе, то становится ясно — это намного удобнее и дешевле, нежели содержать реальную студию. К тому же появляется возможность оборудовать рабочее место дома.

А теперь перейдем к рассмотрению конкретной программной студии — Orion Platinum.

Orion Platinum

Разработчик: Synapse-audio software, www.synapse-audio.com

Цена: 298 долл.

Демонстрационная версия: www.synapse-audio.com/ demos/platinumdemo.zip (объем дистрибутива 7,5 Мбайт).

Интерфейс программы

Студия впечатляет простотой интерфейса. Правда, огромное количество окон сначала может показаться неудобным, но к ним быстро привыкаешь. Приложение ориентировано на работу с интегрированными программными устройствами, подключаемыми модулями (plug-ins) и встраиваемыми VST-инструментами.

Обычно в подобных программах прежде всего следует обратить внимание на то, какие устройства она содержит и как устроен встроенный секвенсер.

Чтобы начать работу в приложении, необходимо создать хотя бы одно устройство, скажем драм-машину Drums. Выберите команду меню Menu?Insert?Drums, а далее — любую готовую схему устройства, созданную разработчиками (preset, предустановку). В данном случае это подборка звуков ударных инструментов по стилистике: Rock, Funky, Trip-Hop и проч. Кстати, предустановки могут создавать и сами пользователи.

Драм-машина Drums

Drums — простая и удобная драм-машина, ориентированная на использование wav-сэмплов. Ее интерфейс стандартен. На лицевой панели создается нужное количество каналов, в каждый из них загружается один ударный сэмпл. Всякий канал предусматривает настройку уровня громкости и панорамы и содержит собственный секвенсер. На рисунке можно заметить, что секвенсер канала состоит из 16 позиций. Если позиция отмечена красным цветом, то это означает, что будет проигрываться загруженный сэмпл. Ударная машина, как правило, всегда имеет собственный секвенсер. Это легко объясняется тем, что задача устройства — создание партий звуков ударных инструментов.

Вверху панели устройства есть секция с клавишами A—H и 1—8. Здесь A—H — каналы, каждый из которых разделен на восемь частей. Работа музыканта строится следующим образом. Нажмите клавишу А, выберите часть 1. На панели драм-машины создайте ударный ритм и получите замкнутый цикл ударных (loop). Затем в канале А укажите часть 2, напишите в ней логическое продолжение ударного ритма. Сделайте еще несколько таких циклов, заполнив, к примеру, канал А до конца (до части 8). Если необходимо создать еще больше циклов ударных, то перейдите к каналу В и снова заполните части 1—8.

Sampler

Теперь в вашем распоряжении имеется несколько циклов ударных.

Можно начать строить «скелет» будущего трека на основе ударных. Вызовите команду меню: Menu? View?Song PlayList. В рабочем окне программы появится окно Song PlayList. В нем в режиме маркера нарисуйте в нужном порядке клипы для канала Drums. Первый канал композиции можно считать частично готовым.

Теперь добавьте, к примеру, бас, используя сэмплер программы (он так и называется — Sampler): Menu?Insert?Sampler? SynBass. В верхней панели окна сэмплера помимо клавиш A—H, 1—8 есть кнопка Edit. Нажатие на нее открывает окно секвенсера, где нужно написать бас-мелодию. Программный секвенсер в принципе ничем от стандартного не отличается. Записав партию басов, перейдите к окну Song PlayList и вновь нарисуйте маркером клипы — уже в канале Sampler. Кстати, удобнее всего сначала писать мелодию композиции, а после — басы и ударные.

Sampler — стандартное устройство, в любой студии служащее для использования сторонних wav-сэмплов. На панели устройства расположены следующие секции:

  • Wave (настройки wav-сэмпла);
  • Pitch (питч-коррекция — стандартный орган управления тональностью нотных данных текущего канала секвенсера);
  • LFO (генераторы изгибающих волн);
  • Filter (Gain — эффект, добавляющий некий отзвук, схожий с эхом);
  • Cutoff (срезание высоких частот сэмпла);
  • Reso (настройка резонанса);
  • Amplitude (амплитуда сэмпла);
  • Velocity (управление всеми предыдущими секциями).

Теперь перейдите к следующему разделу устройств — к синтезаторам: Menu?Insert?Synth.

Устройство BuzzLine

Устройство BuzzLine довольно часто встречается в студиях. Оно очень похоже по звучанию на синтезатор программы ReBirth (см. «Мир ПК», №8/04, с. 126), потому как эмулирует разностный аналоговый синтезатор.

Панель BuzzLine содержит настройки Reso, Cutoff, Decay, Accent, Slide и Tune. Музыкальный фрагмент тоже пишется в режиме Edit, и, так же как для всех других устройств, в окне Song PlayList необходимо прорисовать клипы. Эта процедура стандартна и для всех рассматриваемых ниже синтезаторов.

Синтезатор Plucked string

Синтезатор Plucked string эмулирует акустическую гитару. Высокие ноты звучат довольно красиво, но вот низкие ни на что не похожи. Впрочем, подобный недостаток присущ всем устройствам этого типа (синтезаторы Plucked string традиционны для многих студий).

Синтезатор Tomcat

Tomcat — синтезатор ударных. (Tom — разновидность ударных инструментов, на слух напоминающих приглушенные бас-ударные.) Это уже не сэмплерная драм-машина, а нечто вроде генератора звуков ударных. Секвенсер устройства рассчитан на 16 шагов том-ударных. В качестве основы здесь взят один сэмпл, звучание которого нетрудно изменять с помощью всевозможных настроек. Таким образом можно добиться разнообразных звуков ударных инструментов, абсолютно непохожих на первоначальный. Использовать этот инструмент, в отличие от драм-машины, позволительно только для создания партии одного ударного инструмента (bass drum, hi-hats, snare).

Сэмплер Ultran

Ultran (wave morphing sampler) — это мощный wav-сэмплер. Его панель содержит все необходимые функции аналогового сэмплерного устройства: Velocity, Transition, Amp, Pitch, Filter, LFO, Osc. Самое интересное в нем — набор готовых сэмплов и предустановок. Ко времени написания данной статьи последней версией программы была Orion Platinum 5, к которой прилагается один CD с предустановками для Ultran.

Синтезатор Wasp XT

Те, кто знаком с секвенсерами приложения Cakewalk или студией Fruity Loops, вспомнят программное устройство Wasp XT уже по одному его названию. Это волновой синтезатор, работающий с четырьмя видами волн и содержащий такие средства, как Filter, Osc, LFO и Amp. Звучание его ничем особенным не выделяется. В предустановках Wasp XT имеются звуки bass, pads, leads и xfx.

Еще один стандартный синтезатор многих секвенсеров и студий — Wave Dream. По сравнению с предыдущим он более проработан и очень даже соответствует своему названию — звучание отличное.

Данный синтезатор, как и Wasp XT, представляет собой DXi-устройство. (Отличается от VSTi исходным текстом. Кстати, многие VSTi-устройства часто дублируют в DXi-формате, поскольку раньше некоторые программы были ориентированы либо на VSTi-, либо на DXi-стандарт. Сейчас все современные программы поддерживают в обязательном порядке оба формата.) VST- и DX-инструменты можно применять в любых студиях и секвенсерах, поддерживающих эти форматы. Как правило, все, что необходимо сделать, — это установить или просто скопировать инструмент в системную папку программы Plugins или VST. Количество таких инструментов сегодня очень велико, но большинство из них представляет собой самостоятельные коммерческие продукты. Тем более ценны оба рассмотренных синтезатора, являющиеся по сути бесплатными VSTi-приложениями к программе Orion Platinum.

Синтезатор Wave Dream

Устройство Wave Dream имеет пять категорий предустановок: Leads, Morpherz, Pads, Sequncer и Synth. Как и у всех других VST-инструментов, музыкант может менять настройки синтезатора на лицевой панели, генерируя определенный звук, и сохранять собственные наборы параметров.

Wave Dream использует технологию Wavetable: за основу выбирается один из сэмплов и с помощью настроек синтезатора или выбора предустановки генерируется нужный звук.

В драм-машину XR-909 включено восемь стандартных каналов ударных и два канала для пользовательских сэмплов. Каждому из них соответствует один звук и несколько настраиваемых эффектов, таких как Gain, Tune и проч. На панели расположен обычный секвенсер, типичный для всех драм-машин.

Драм-машина XR-909

В программу Orion можно также вставить VST-инструменты, обратившись к меню: Menu?Insert?VST-instrument.

Помимо VST-инструментов существуют подключаемые модули (plug-ins). Это не синтезаторы, а генераторы эффектов, по-разному изменяющие звук. Они также поставляются либо в составе приложений, либо как коммерческие пакеты, устанавливаемые в любые студии и секвенсеры. Orion Platinum имеет собственные стандартные эффекты Delay/Echo, Reverb, Dynamics, Filter, Misc. Они доступны через меню: Menu?Insert?FX.

Кроме подключаемых модулей, основанных на технологии DirectX, бывают и VST-процессоры эффектов (VST-эффекты). Все отличие опять-таки заключается в исходном тексте.

В качестве встроенного VST-эффекта в программе представлен процессор MT-6 Delay. Внешние коммерческие модули можно увидеть в меню: Menu?Insert? DirectX.

При создании каждого устройства в Orion Platinum добавляется канал микшера (в окне Mixer).

Mixer

На каждом канале микшера расположены стандартные настройки: панорама, уровень громкости канала, эквалайзер высоких, средних и низких частот, две ячейки для VST- или DX-эффектов, функции Mute и Solo.

После написания клипов и их расстановки в списке проигрывания Orion Platinum (Song PlayList) каждый канал в отдельности прорабатывают — настраивают эквалайзер, добавляют эффекты, а затем занимаются мастерингом (mastering — сведение всех каналов инструментов в один главный стереоканал Master).

Вот и подошел завершающий этап — экспорт музыки из «родного» формата программы *.SFS в wav-файл: Menu?File?Stream to WAV file.

После сведения клипов в окне Song PlayList получается некий нотный «скелет» композиции, его можно конвертировать в формат MIDI: Menu?File?Export to?MIDI File.

Позволительно поступить и наоборот. Допустим, ранее в каком-то секвенсере был создан MIDI-файл, и сейчас требуется сделать из него качественный аудиотрек. После импорта MIDI-последовательности в окне микшера отобразятся все его каналы. Для каждого канала микшера необходимо подобрать синтезатор и, возможно, эффекты. Все — композиция закончена!

Особенности пятой версии

Чем примечательна последняя, пятая версия Orion Platinum? Все старые устройства в ней сохранились. Хотя некоторые из них обновили, интерфейс в целом остался тот же. Приятно отметить, что производители не поддались моде на яркое красочное оформление музыкальных программ.

Изменения коснулись синтезатора Wasp — модифицирован внешний вид, добавлены предустановки. В драм-машине Drums, тоже с новым дизайном, стандартное число каналов теперь не десять, а двенадцать.

Новый монофонический синтезатор Monobass работает с волнами квадратной и треугольной форм. Напоминает бас-синтезаторы программы ReBirth, потому что содержит все те же настройки.

На смену синтезатору Wave Dream пришел почти полный аналог WaveFusion.

Основная же новинка — Screamer. Это виртуальный аналоговый синтезатор с двумя осцилляторами (oscillator), «перегрузкой» (overdrive) и «скользящими» (accent/slide) секциями. Название происходит от слова scream (в переводе с английского — «крик»), что дает некоторое представление о звучании инструмента. К примеру, студия Reason имеет мощный процессор «разрушающих» эффектов Scream4 (destruction unit), который очень качественно и красиво «разрушает» звуки, придавая композиции стиль Industrial. Синтезатор Screamer создавался позже, и, вполне возможно, именно Scream4 из студии Reason взяли за основу в разработке Screamer.

У синтезатора Plucked String изменился только дизайн, в целом же все осталось по-прежнему.

Новая версия способна конвертировать композицию в Wave-формат с разрядностью 32 бита и частотой дискретизации 96 кГц.

Напоследок

В заключение необходимо сказать несколько слов о технологиях Asio и ReWire2, используемых не только в Orion Platinum, но и во многих других студиях. Они разработаны компаниями Steinberg и Propellerheads.

Asio — технология обработки аудио. Исходный звук приложения преобразуется и поступает на звуковую плату.

ReWire2 — вторая версия технологии взаимодействия музыкальных программ. Она обеспечивает одновременную работу нескольких приложений. Представьте себе: каждая музыкальная программа имеет свой аудиовыход, проект, создаваемый в ней, обладает определенным темпом (скоростью воспроизведения набранных нот в секвенсере). Технология ReWire2 как бы «склеивает» воедино несколько студий. Это очень удобно для создания музыки в режиме реального времени.

***

Желаю вам удачи в работе с программой Orion Platinum и творческих успехов!

Связаться с автором можно по e-mail: stekmusic@mail.ru, http://pcmusicpro.net

3422