Многие из нас неоднократно играли в различные имитаторы на обычной клавиатуре и пришли к выводу, что в большинстве случаев это довольно неудобно. Чтобы упростить управление, было придумано множество различных манипуляторов, способных существенно улучшить игровой процесс. К таким устройствам относятся и «геймпады».

Сначала они появились на популярных игровых приставках. Пользователь, хотя бы раз державший в руках геймпад, никогда не забудет простоты и удобства управления. В процессе развития компьютеров происходила миграция на них многих игр с игровых приставок, вместе с которыми перешли и геймпады. Хотя в основном они предназначены для аркад и различных имитаторов, но поддерживаются и в других жанрах. Эти манипуляторы прошли долгий путь — от простейших устройств до высокотехнологичных, предоставляющих игроку широкие возможности и максимальное удобство управления.

В нашем тестировании участвовали наиболее популярные на отечественном рынке модели: Logitech WingMan Cordless Rumblepad 2, Thrustmaster FireStorm Dual Power 3, Thrustmaster FireStorm Wireless Gamepad, Genius MaxFire G-12 U Vibration и Logitech Dual Action GamePad. В качестве тестовой платформы мы использовали компьютер на базе 2,0-ГГц процессора Pentium 4, 384-Мбайт ОЗУ, системной платы EpoX 4G4A, 30-Гбайт жесткого диска Maxtor, 256-Мбайт видеоплаты Asus Radeon 9800XT и ОС Windows XP Professional Service Pack 1.

В первую очередь мы оценивали эргономичность. Манипулятор должен удобно ложиться в руку, а кнопки нажиматься достаточно мягко и быть легкодоступными: все-таки большинство «геймеров» по многу часов проводят за любимой игрушкой. Также обращалось внимание на функциональность устройств — чем больше органов управления, тем лучше. Да и дизайн моделей должен способствовать игровому процессу, ведь красивый геймпад приятно держать в руках. Качество реализации органов управления напрямую влияет на точность, поэтому отдельные баллы выставлялись именно за этот параметр.

Чтобы испытать наших участников, мы использовали игры, поддерживающие использование игровых манипуляторов: Need for Speed: Underground, «Дальнобойщики 2», Duke Nukem — Manhattan Project, FIFA 2004 и «F/A-18. Операция «Освобождение Ирака»».

Thrustmaster FireStorm Dual Power 3

Производитель хорошо поработал над корпусом. Пальцы в пылу игры не соскальзывают с текстурированного резинового покрытия — руки ложатся на него, как влитые. Пожалуй, это идеальный вариант для умудренного игровыми баталиями «геймера» с крупными руками, а вот для детей он, пожалуй, будет немного великоват. Имеется богатый набор органов управления. Восьмипозиционную крестовину (D-Pad) стоило бы сделать слегка помягче — после получаса игры палец начинает даже побаливать. Два гладких мини-джойстика, поворачивающиеся на 360o, позволяют управлять направлением перемещения. Кроме того, их можно использовать как кнопки. А венцом творения разработчиков стали десять программируемых клавиш, в строгом порядке расположенных по всему геймпаду. Кстати, изготовителю следовало бы их пронумеровать, чтобы игроки не запутались при назначении функций в каком-нибудь сложном авиаимитаторе.

Итак, подключаем устройство к USB-порту. Программное обеспечение устанавливается быстро и без проблем, хотя для достижения наилучших результатов геймпад все-таки следовало бы откалибровать, прежде чем начинать игру. Не забыта и обратная связь. Конечно, кто-то может сказать, что играть в гоночные имитаторы нужно только с рулем. Позвольте возразить. Безусловно, водительскую баранку вы крутить не будете, но тем не менее вполне реально прочувствуете ухабы на дороге, ее резкие повороты и столкновения. Чтобы пользователь ощущал атмосферу игры, предусмотрены два вибромотора, реализующие ее на самом высоком уровне.

Thrustmaster FireStorm Wireless Gamepad

Беспроводные технологии добрались и до игровых манипуляторов. Для связи геймпада с компьютером в комплект поставки входит небольшой приемник, подключаемый к порту USB. Питается манипулятор от двух батареек типа ААА, которых, по заверениям производителя, должно хватить на 250 ч игры. Видимо, придется поверить — во время наших напряженных испытаний они так и не сели. Теперь, казалось бы, можно наслаждаться любимой игрой, даже лежа на диване. Ан нет, заявленная «дальнобойность» (радиус действия до 5 м) оказалась несколько больше реальной — в общем-то сносной работы нам удалось добиться лишь на расстоянии 4,5 м.

Внешне модель очень похожа на Thrustmaster FireStorm Dual Power 3 числом, качеством и расположением органов управления. Кстати, одно отличие все же есть. Кажется, будто производитель учел наши пожелания и пронумеровал все кнопки. Но, к сожалению, убрал так полюбившиеся нам эффекты обратной связи, вероятно, из-за повышенного энергопотребления вибромотора, что недопустимо для беспроводного устройства. Тем не менее играть с моделью вполне комфортно.

Logitech Dual Action GamePad

Форма и расположение органов управления устройства такие же, как у манипуляторов столь любимой многими приставки Sony PlayStation, а вот цветовую гамму стоило бы выбрать повеселее. Размеры геймпада невелики, поэтому при покупке желательно проверить, подойдет ли он вам по размеру. И вообще, он кажется хрупким, да и восьмипозиционный D-Pad скользит в руках, что снижает точность управления. К тому же отсутствие эффектов обратной связи не придает игровому процессу захватывающего реализма, столь необходимого любому геймеру.

Genius MaxFire G-12 U Vibration

Создается впечатление, что данную модель «перекормили» — из-за увеличенной по толщине центральной части она выглядит этаким толстячком. А вот разнообразные органы управления, несомненно, облегчат игровой процесс. Небольшой серебристый восьмипозиционный D-Pad нажимается очень легко, и рулить с его помощью — одно удовольствие. А чтобы пальцы в пылу игры ненароком не соскользнули, поверхность двух грибовидных мини-джойстиков сделали слегка шершавой. Драйвер устройства также устанавливается быстро и без нареканий. Хотя геймпад не требует калибровки, все же для большей точности ее неплохо было бы выполнить.

В играх, поддерживающих обратную связь, геймпад вовсю пытается дребезжать своими вибромоторчиками, что, конечно, вызывает негативные эмоции. Создается впечатление, что они плохо сбалансированы и вот-вот отвалятся.

Logitech WingMan Cordless Rumblepad 2

«Свободу игроку, долой засилье проводов» — так можно охарактеризовать этого представителя семейства геймпадов. А все потому, что беспроводная технология, разработанная компанией Logitech, позволяет управлять игровым процессом даже на расстоянии 9 м. Обмен данными между устройством и приемником происходит на частоте 2,4 ГГц, а питание обеспечивается двумя батареями типа ААА, хотя время автономной работы составляет всего лишь 100 ч. Столь небольшой срок по сравнению с продолжительностью работы беспроводного манипулятора компании Thrustmaster объясняется тем, что геймпад поддерживает эффекты вибрационной обратной связи, реализованные с помощью двух моторов, требующих усиленного питания. Расположение и число органов управления у него точно такое же, как и у модели Dual Action. Программное обеспечение устанавливается быстро и без проблем, причем специальная программа сама создаст профили управления для уже установленных игр. Если же стандартные настройки не подойдут, их всегда можно подредактировать.

* * *

В заключение следует заметить, что на нынешнем этапе своего развития большинство геймпадов способны удовлетворить даже самого взыскательного пользователя. Все протестированные образцы показали неплохие результаты. Тем не менее «Выбор редакции» пал на беспроводной манипулятор Logitech WingMan Cordless Rumblepad 2, оказавшийся наиболее удобным и, пожалуй, самым высокотехнологичным устройством в нашем обзоре. А звание «Лучшая покупка» присуждается модели Thrustmaster FireStorm Dual Power 3, имеющей наиболее оптимальное соотношение цена/качество.

Редакция выражает благодарность представительству компании Logitech (www.logitech.com), а также компаниям «Бюрократ» (www.buro.ru) и «Алион» (www.alion.ru) за предоставленные для тестирования модели.