В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001—2005 годы)» компания «Новый Диск» выпустила учебное пособие «Обществознание». 8—11 класс». За содержательную и методологическую часть этого материала отвечает представительный авторский коллектив: академик РАО Р.Н. Боголюбов, доктор педагогических наук А.Ю. Лазебников, кандидаты педагогических наук Н.И. Городецкая, Е.И. Жильцова, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев. Мы же сосредоточим свое внимание на качестве используемых медийных средств, объеме представленного материала, а также на удобстве работы с пособием.

Учебник состоит из двух дисков. Первый содержит программу для 8-го и 9-го классов, второй — для 10-го и 11-го, а кроме того, пользовательское описание в формате PDF. (Знакомству с этим описанием заметно мешают низкое качество графики документа и плохой подбор шрифтов.)

Чтобы начать работу, нужно зарегистрироваться и, если потребуется, ввести пароль, полезный тогда, когда один учебник используется несколькими обучаемыми.

Учебник имеет иерархическую структуру. Главными являются 38 уроков, занимающие 15—17 страниц, — их полный список размещен в разделе «Содержание». Как раз в окне страницы и происходит основная работа ученика. К любой странице можно написать примечание или поставить на ней закладку. Программа запомнит сделанные пометки и поместит ссылки на них в «Содержании».

Первую часть урока составляют информационные мультимедийные страницы, на последней из которых приведены выводы, озвученные диктором. Завершают урок страницы со всевозможными проверочными заданиями. Есть также и неформализованные творческие упражнения, не проверяемые и не оцениваемые программой. Они требуют дополнительной работы и самоконтроля. Через них также оформлен доступ к конкурсам и социологическим опросам, организованным составителями учебника, результаты которых публикуются в Интернете.

Разнообразие в процесс обучения вносят две учебные игры («Стань собой» и «Пирамида устройства общества») и одна увлекательная задача («Как измерить температуру маленького жука?»). Можно лишь сожалеть, что на 38 уроков приходится всего лишь три таких полезных «развлечения».

Хорошее подспорье для самостоятельной работы — раздел «Дополнительная информация». Он содержит гиперссылки на увязанные с темой текущей страницы дополнительные материалы, входящие во все информационные источники, приведенные в учебнике: разделы «Хрестоматия», «Биография», «Словарь», «Факты», «Компетентное мнение», «Мудрые мысли», «Документы», «Таблицы», «Схемы», «Диаграммы», «Изображения», «Иллюстрации», «Интернет-ссылки», «Видео». К материалам этих разделов можно обращаться и по гиперссылкам, и непосредственно через меню, расположенное справа вверху окна урока. Тексты информационных разделов (если таковые имеются) допускается распечатать или сохранить в виде отдельных файлов.

Учебник имеет развитую поисковую систему, что превращает его в справочник. Поиск можно вести как по всем имеющимся данным, так и по определенным информационным разделам.

Работа подытоживается в разделе «Результаты». Здесь в процентах отображается, насколько удачно ученик прошел тесты, и, значит, выясняется, хорошо ли усвоил материалы отдельных уроков и всего курса. Для наглядности эти данные дублируются диаграммами, показывающими, какая часть учебника пройдена, а какая осталась.

«Обществознание». 8—11 класс»

Системные требования: Pentium-166, 32-Мбайт ОЗУ, видеосистема, поддерживающая разрешение 800x600 точек при отображении 65 536 цветов, 16Х-дисковод CD-ROM, звуковая плата, мышь. Программа работает в среде Windows 98(SE)/Me/ 2000/XP.
Разработка: Maris Multimedia, «Новый Диск»
Издание: «Новый Диск»

817